Урок развития речи Типы текстов — 4 класс. Урок направлен на развитие функциональной грамотности учащихся.
Урок развития речи
3 класс
-18542019685
учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34»
II категории
высшего уровня квалификации
Павловская Татьяна Владимировна
Тема: Типы текста
Цель: закрепление сведений учащихся о типах текста, выявление особенностей смешанного типа текста.
Задачи:
повторить сведения об особенностях текста и типах текста;
развивать речь учащихся;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
Деление учащихся на группы с помощью разноцветных фигур (по цвету). Проверка готовности.
Создание благоприятного психологического настроя.
На доске «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Аристотель
-Как вы понимаете данную фразу? Каким образом мы можем отнести эту фразу к нашему уроку?
Формирование темы урока. Постановка учебной задачи.
- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам в группе необходимо разгадать анаграмму. Для этого необходимо вычеркнуть все буквы латинского алфавита.
GТFRИQПSЫZZ VТDЕSКNСRWТQSАV (типы текста)
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель поставим для себя на урок?
Актуализация знаний.
329819069850- Что такое текст? Какие особенности отличают текст от набора предложений?
Вывешивание на доску.
Завершенность
Связность
Подчиненность общей теме и идее
Информативность
- На сегодняшнем уроке мы с вами будем оценивать все свои знания и умения. Сейчас подумайте и определите, на каком уровне ваши теоретические знания о тексте.
Красный тюльпан – владею информацией на достаточном уровне, могу поделиться знаниями.
Розовый тюльпан – владею информацией на достаточном уровне, могу выполнять задания данного вида.
Желтый тюльпан – не владею информацией на достаточном уровне.
Работа по теме урока.
-78740242570Групповая работа
- Сейчас поработаем в группе. Давайте с вами вспомним, какие правила важно соблюдать, для того чтобы ваша работа оказалась быстрой, слаженной, а главное результативной?
- Задача каждой группы – в предложенных листах указать, в каком случае используется текст, а в каком случае – набор предложений и доказать это.
1 группа.
1. На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
2. Весна идет по дорогам страны. Птицы собираются в стаи для долгого полета. Люди проводят субботники. Солнце стало светить намного ярче. Красив лес зимой! Деревья стоят в своем серебристом наряде. Скоро побегут звонкие ручейки.
2 группа.
1. С Севера осенью прилетели к нам красивые птицы свиристели. Вдалеке слышен стук дятла. Мимо пролетела стая ворон. На белом снегу отпечатались следы зайца. Медведь залег в берлогу. Погостят свиристели и улетят весной на Родину. И кого только не увидишь в зимнем лесу!
2. Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик -щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила. Мальчик взглянул на небо.
-6985225425 3 группа.
1. А что было бы, если б не было весны? Наверное, мир бы остановился… Не было бы обновления природы, прекрасных цветов, трав. Ведь самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
2. Однажды жарким летним днем мы с бабушкой пошли в лес по ягоды. В горах еще лежал снег. На поле мы набрали полные корзины ягод и собирались уже идти домой, как вдруг я заметила, что под молодой елкой кто-то шевелится.
4 группа.
Игра «Собери рассыпавшуюся схему», составление кластера «Типы текстов». Определите типы данных текстов. Определите, к какому типу относятся данные тексты.
1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.
2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
3. Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Собака следует за вами повсюду. А что было бы, если бы человек не приручил это животное? Наверно, у людей не было бы возможности почувствовать силу настоящей дружбы. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.
Проверка работ 1-3 групп.
3806190274320- Задание следующее: в текстах определите тему и идею. Дайте название. Определите тип текста. Докажите.
Проверка работы 4 группы.
Один из участников группы презентует работу и дает характеристику текстам.
Оцените свое умение определять тип текста на вазе с тюльпанами. Критерии предоставлены на доске.
- А можем ли мы сказать, что данные отрывки – части одного текста? Почему? Какой вывод можем сделать? Как вы думаете, как мы можем назвать такой тип текста, если мы «смешиваем» различные типы?
- Скажите, что мы узнали из получившегося текста? Какова его тема? Основная мысль?
В текстах смешанного типа преобладает один тип, и только присутствуют элементы другого. Подумайте, а в литературных произведениях с каким типом текста мы сталкиваемся чаще всего? Приведите примеры.
Закрепление.
Смена состава групп.
Учащиеся пересаживаются в другую группу в зависимости от формы фигуры.
-8636037465 Сейчас в новой группе вам предстоит выступить в роли составителей текстов. Для всех групп тема одинаковая «Весенняя песня», ваша задача – составить текст, согласно вашему типу. (повествование, описание, рассуждение, смешанный).
Проверка.
Оцените свою работу на вазе с тюльпанами. (способность составить текст в зависимости от типовых особенностей)
Итог урока.
- Что повторяли на уроке? Что нового узнали сегодня на уроке? Какой вывод можем сделать?
Рефлексия учебной деятельности.
Расположите свою вазу цветов под той пословицей, которая соответствует вашей работе на уроке.
Всякое умение трудом даётся.
Тише едешь – дальше будешь.
Язык болтает, а голова не знает.
Свободное высказывание учащихся по анализу (рефлексия деятельности) своей работы.