Урок по русскому языку ТЕКСТ. ТИПЫ ТЕКСТОВ

Дата _________ Русский язык
Урок 3, 4

текст. типы текстов

Педагогические цели
Систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста. Формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Учащиеся научатся различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста; различать типы текстов; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания.

Личностные результаты
Проявляют познавательный интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Сценарий урока

Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля



осуществляемые
действия
формируемые
умения


I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Четко, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Индивидуальная.
Практический. Письмо
Урок 3
Рр Рр Рр
Гг Гг Гг
Урок 4
Пп Пп Пп
Тт Тт Тт
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают калли-графический почерк
Правильное написание

III. Актуализация знаний

Индивидуальная.
Практический. Письмо
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Урок 3
Разделите текст на предложения.
Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
Составьте предложения из слов и запишите их.
- Севера, резкий, с, дует, ветер
- Деревьев, листья, жёлтые, с, падают
- Небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
Урок 4
Разделите текст на части м/л с. 21 № 4
КИМы, тест № 1 с. 6 – 9
Выполняют задание учителя.
Учатся определять границы предложения.
Безошибочное списывание, правильное определение границ предложений.

IV. Самоопределение к деятельности

Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Урок 3
Где текст: в первом задании или во втором? Почему?
Сформулируйте тему урока.
Урок 4
Прочитайте предложения. м/л с. 22 № 4
Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор.
Определите тип текста.
Сформулируйте тему урока.
Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам

V. Работа по теме урока

В парах,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо


В парах,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Урок 3
Повторение признаков текста
- Что такое текст?
Назовите признаки текста.
Работа по учебнику
С. 12 – сведения о тексте
Упр. 11 (с. 12)
Урок 4
Упр. 14 (с. 14)
Выполняют задания по образцу.
Выполняют письменное задание к упражнению

Беседа по вопросам, письмо, правило

Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа
Урок 3
упр. 12(с. 12 – 13)
Урок 4
Упр. 15 (с. 14)
Отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Беседа по вопросам, упражнение, пра- вило

Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Урок 3
Схема на с. 13

Отвечают на вопросы учителя
Объясняют смысл пословиц
Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический
По выбору учащихся
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви- жений

В парах,
самостоятельная
Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо
Урок 3
Упр. 13 (с.13)
Упр. 10 (с. 9)

Составляют небольшой текст к рисунку
Развитие речи
Упражнение, правило

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Индивидуальная.
Словесный.
Беседа
Урок 3
Прочитайте. Определите тип каждого текста. м/л с. 20 – 21 № 3
Урок 4
Определите тип текста по данным заголовкам:
- «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?» (рассуждение)
- «Как мы с папой ходили в зоопарк» (повествование)
- «Красив русский лес!» (описание)
Один ученик пишет на откидной доске.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Самопроверка.

VII. Домашнее задание.
Урок 3 Составить и записать текст-описание животного
Урок 4 Упр. 16 (с. 14)

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответст
вующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития





15