Обобщающее повторение по теме « Текст. Стили речи и типы текстов» при подготовке к ЕГЭ
1
МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Дата: февраль 2017 года
Класс: 11
Тема: «Обобщающее повторение по теме « Текст. Стили речи и типы текстов» при подготовке к ЕГЭ»
Цель: обобщить теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке; совершенствовать навыки применения алгоритма – логической последовательности, действий при определении стиля и типа текста; дать возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения; содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку; развивать умение работать выборочно; воспитывать бережное отношение к слову, прививать навыки вдумчивого чтения и умения аргументировано высказывать свою точку зрения; провести рефлексию познавательных действий школьников
Оборудование: учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, обобщающие таблицы к теме, схемы для проведения анализа предложения, карточки для индивидуальной работы, карточки для проведения рефлексии, материал для домашней работы
ПЛАН
Организационный момент - 2 минуты.
Опорное повторение теоретического материала - 8 минут.
Проверка домашнего задания - 5 минут.
Работа с текстом упражнения 510 - 10 минут
Самостоятельная работа с текстом упражнения 511 - 5 минут
Восстановление текста в упражнении 512 - 10 минут
Подведение итогов урока - 1 минута
Разбор домашнего задания - 3 минуты
Выставление оценок - 1 минута
2
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Синтаксис и пунктуация. Стили речи и типы текстов». Систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на Едином Государственном Экзамене.
Сообщение плана урока и посыл на рефлексию:
На ваших столах находится план, по которому мы будем сегодня заниматься. Это таблица, две колонки которой не заполнены. В конце урока Вам предстоит определить, на каком этапе работы у вас возникли трудности и какие, чтобы ликвидировать их впоследствии.
2. Опорное повторение теоретического материала:
Для того чтобы практическая работа была продуктивной, необходимо повторить теоретический материал по теме. И сделаем мы это с помощью уже известного вам способа: перед вами – таблички с названием стилей, систематизируйте их и расскажите, каким образом мы можем определить принадлежность текста к тому или иному стилю (см. Приложение)…
Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные… (Повествование, описание, рассуждение – в это время учитель крепит термины на доску). Сейчас я прочитаю определение, а вы должны решить, о каком типе текстов здесь говорится… (по мере прочтения тексты крепятся рядом с терминами).
3. Проверка домашнего задания:
Обратимся к текстам, которые вы создавали дома по заданию №3 упражнения 509. Итак, послушаем несколько созданных вами текстов. Слушающие же определяют, текст какого типа создан, и оценивают его достоинства и недостатки. (Прослушиваются 2-3 ученика и мнение об их работах).
Что же, ваши рассуждения о мужестве интересны. Наверняка, отношение к мужественности и интеллигентности у вас еще будет меняться с годами. Но, безусловно, будут люди, которые, несмотря ни на что, останутся для вас образцом мужественности. Для целого поколения 80-х годов ХХ столетия таким человеком был Глеб Жиглов – герой фильма «Место встречи изменить нельзя» знаменитого советского режиссера Станислава Говорухина. Для многих образ бескомпромиссного Жеглова отождествлен с исполнителем этой роли Владимиром Семеновичем Высоцким (день рождения которого 3
отмечала вся наша страна, и информацию о котором вы можете и сегодня видеть на наших стендах).
4. Работа с текстом упражнения 510.
Талантливый и многоплановый, Высоцкий оставил след не только в кино, театре, музыке. Обратимся к его стихотворению «Песня о друге» (упражнение 510, страница 381).
Прочитаем текст и подумаем, как связан он с нашим сегодняшним разговором о мужестве… (чтение текста одним из учащихся).
Итак, какова же основная мысль текста? (Сущность человека проявляется по-настоящему только в экстремальных условиях)
Докажите стилевую принадлежность данного текста. (Художественный, так как воздействует с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)
Какие средства использует поэт для создания образности, эмоциональной напряженности? (Синтаксический параллелизм: большинство предложений строятся по схеме «придаточное условия – главная часть»; анафора – единоначалие нескольких предложений с союзом ЕСЛИ; антонимы: друг – враг, плох – хорош; синонимы: не скулил, не ныл; хмур – зол; сравнение: шел как в бой; эпитет: стоял хмельной).
Я хочу обратить ваше внимание на такие строки:
И не друг и не враг
а так…
Если парень в горах –
не ах…
Оступился – в крик…
Как видите, в этих строчках явно недостает некоторых слов.
Анализируя предложения, мы сказали бы, что они неполные. В стихосложении же это фигура речи, которая называется эллипсис. В стихотворении Высоцкого она создает эффект мудрого лаконизма, лирической взволнованности, разговорного просторечия, делая смысл текста доступным для понимания.
5. Работа с текстом упражнения 511.
Надеюсь, мудрые советы В.С. Высоцкого пригодятся вам в жизни.
Вообще, мудрость – понятие вне времени. Что вы думаете о мудрости? Когда человек может назвать себя мудрым?... (2-3 ответа учащихся)
Обратимся к материалу упражнения 511. Сейчас вам предстоит в парах поработать с афоризмами из книги Л.Н.Толстого «Путь жизни»: вы читаете афоризм, решаете, текст ли перед вами, называете средства связи в нем. На выполнение этого задания у вас 3 минуты…
Итак, первая пара – набор 1, вторая – 2 и т.д.
4
А теперь запишем предложение под номером 7: первое – для синтаксического разбора, второе – для анализа входящих в него словосочетаний.
*В это время несколько человек выполняют задания на повторение фонетики, морфемики, орфографии с последующей самопроверкой по контрольной карточке.
Карточка №1
Дата_____________ Фамилия имя_____________
Подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Затранскрибируйте слово, в котором происходит оглушение.
Ел, ерш, юла, ярко, поел, мою, мое, съел, объем, судья, вьюн, еж. Контрольная карточка 1
Ел, ерш, юла, ярко, поел, мою, мое, съел, объем, судья, вьюн, еж. (j о ш)
Карточка №2
Дата_____________ Фамилия имя_____________
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Запишите словообразовательную цепочку слова БЕ_ЗВУЧНЫЙ И_давать непонятные звуки, во_становить текст, и_зябнуть на холоде, бе_звучный смех, ручей и_сох, ни_вергается водопад, от скуки ра_зевается, к бе_крайнему полю
Контрольная карточка 2
Издавать непонятные звуки, восстановить текст, иззябнуть на холоде, беззвучный смех, ручей иссох, низвергается водопад, от скуки раззевается, к бескрайнему полю.
Беззвучный – звучный – звук
5
Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении.
(Побудительное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным [… указ, мест.], (союзное слово что…).; 1 часть – предложение побудительное, невосклицательное, односоставное, определенно-личное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; 2 часть – предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).
И в уединении обдумай то, что узнал из общения с людьми.
Назовите словосочетания, которые встречаются в этом предложении…
обдумай то,
обдумай в уединении,
узнал из общения,
общения с людьми.
Какой тип связи объединяет эти словосочетания? (Управление)
(согласование: хороший друг, смелый человек и т.п.; примыкание: быстро бежал, сменил четко и т.д.)
6. Восстановление текста по заданию упражнения 512.
Мы говорим уже о том, что не всякий набор предложений мы назовем текстом. Обратимся к материалу упражнения 512. Прочитаем его… Текст ли это?... В какой последовательности должны идти предложения, чтобы получился текст? (2, 3, 1)
С помощью чего связаны предложения в данном тексте? (1 и 2 – союз А; 2 и 3 – союз И и наречие ПОТОМУ).
Прочитайте схему (на закрытой магнитной доске). Какому предложению она соответствует?... (см. Приложение)
7. Выводы. Подведение итогов урока.
Итак, пришло время подводить итоги. Я думаю, что сегодняшний урок стал еще одной ступенькой на пути к преодолению трудностей ЕГЭ. А о том, над чем еще следует поработать, я надеюсь узнать из ваших оценочных листов. У вас есть 3 минуты, чтобы отметить положительные моменты урока и наметить план дальнейшей работы…
8. Разбор домашнего задания.
Обратите внимание на задание на дом: это текст, который поставит логическую точку в наших с вами рассуждениях о мужестве, интеллигентности, надежности, терпимости друг к другу. Вы должны выполнить несколько заданий к тексту, чтобы закрепить умение определять
6
стиль, тип текста, основную мысль его. Есть здесь и задание №6, по которому вам предстоит составить мини-текст для соседа – количество вопросов в нем обговаривается. Желаю успеха. Спасибо за урок, работу на котором … (фамилии учеников) я оцениваю так6 … (оценки).
Текст для домашней работы
(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А Гербер) 1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
а) Не место красит человека, а человек место.
б) Мал золотник, да дорог.
в) Не все золото, что блестит.
г) Муравей невелик, а горы сворачивает.
2. К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к официально-деловому.
3. каков тип речи текста?
а) описание с элементами рассуждения;
б) рассуждение;
в) повествование с элементами описания;
г) описание.
4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?
а) союз;
б) синонимы;
в) личное местоимение и лексический повтор;
г) союз и частица.
5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первых двух абзацах данного текста?
а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;
б) метафора, антонимы, синонимы;
в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;
г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.
7
6. Создайте мини-текст по материалам данного текста для соседа, включив задания по фонетике, лексике, морфемике, орфографии и морфологии.
Лист оценки урока
Дата______________ Фамилия, имя _____________
№п/пПлан урока Что узнал, вспомнил Что не понял, что хотел бы уточнить
1 Опорное повторение теоретического материала о стилях речи и типах текстов 2 Проверка домашнего задания 3 Работа с текстом упражнения 510 4 Работа в парах с текстом упражнение 511 5 Восстановление текста по материалам упражнения 512 6 Разбор домашнего задания 7 Оценка урока (содержательный, несодержательный; понравился, не понравился) Учитель: Алексеева Антонина Григорьевна