Конспект урока русского языка по теме Обобщение. Типы текстов(2 класс)


Тема: «Типы текстов. Закрепление».
Цель:
Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся о типах текстов;
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;
способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;
стимулировать познавательную активность учащихся;
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Долгожданный звонок. Начинается урок!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
На уроке нас ждёт очень много разных
трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности.
Итак, мы начинаем наш урок!
2 .Актуализация знаний
Ромашка
Перед вами лепестки ромашки, на которых написаны слова. Составив предложение вы прочтете тему нашего урока. Когда составите предложение, то лепестки переверните.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
В тёплом весеннем воздухе слышатся громкие, звонкие голоса здешних певчих птиц.
В И Д Ы Т Е К С Т О В
3. Сообщение темы
4. Приём « Корзина идей»


« На слайде «КОРЗИНА», в которую условно будет собрано всё то, что все ученики знают о тексте.
Слайд
Игра «Да-нет»
1.Текст состоит из одного предложения?
2. Текст состоит из нескольких любых предложений?
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу?
4. Текст обязательно имеет заголовок?
5. Текст не всегда имеет заголовок?
6.Текст может имееть несколько заголовков?
7. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму?
8. Текст может быть небольшим по объёму?
9. Текст всегда состоит из одной части?
10. Текст имеет тему?
11. Текст состоит из трех частей?
12.Текст имеет основную мысль?
5.Работа с текстами

Перед вами три вида текста.
Прочитайте и определите вид текста.
1)На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых.У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла:он летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный.

3) Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.
Что общего у этих текстов? (одна тема)
- Какова их тема? ( О ДЯТЛАХ)
СЛАЙД
Определите главную мысль первого текста. ( Описывается какой дятел)
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст? (текст-описание)
-Для чего нам нужны тексты - описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания описываются предметы, люди, животные, природа, явления.
СЛАЙД
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с дятлом )
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-Как называются такой текст? (текст - повествования или текст – сообщения)
- Что содержит третий текст? Что происходит в третьем тексте? (доказательство, доказывается, что дятел является лесным лекарем)
- какой вопрос вы можете к нему поставить? (Почему?)
- Как называется такой текст? (рассуждение)
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
Чтение стихов
В. Ростовский
Почему восходит солнце?
Почему оно сияет?
И откуда льётся дождик?
И куда река впадает?
Как пробраться в телевизор,
Чтобы песенку пропеть?
Кто в компьютере играет?
Отчего мороз бывает?
Как летают самолёты,
И ракета как летает?
Если съесть кило пломбира,
Горло может заболеть?
Я подумал: ну и ну!
Сколько разных "почему"!
Но мне мама обещает:
Подрасту и всё пойму!
6.Первичное закрепление
Задание
Каждой группе используя опорные слова нужно составить текст
1группа - текст описание
2группа – текст повествование
3группа – текст рассуждение
Тема тигр
Начало для всех одинаково (Вчера я был в цирке и видел тигров.)
Опорные слова:
1.группа: красивые, сильные, полосатая, яркая, зелёным огнём,упругие, белые клыки
2 группа: чего, не выделывали, вставали, прыгали, горящие кольца, дрессировщик, как по ступенькам.
3 группа: почему, слушаются, может, потому что, заботится о них
примерные текстыВчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому дрессировщик заботится о них? А вы как думаете?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
СОСТАВИТЬ ТЕКСТ НА ТЕМУ:САЛАТ «ОЛИВЬЕ»
1ГРУППА- ТЕКСТ ОПИСАНИЕ
2ГРУППА - ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
3ГРУППА – ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ
7.Итог урока
Вид текста Вопрос
Повествования (сообщения) Что произошло ?Описания Какой? Какая? Какое?
Рассуждение Почему ?- какие виды текста вы знаете?
- на какие вопросы они отвечают?
8. Рефлексия . «Синквейн»
Составьте пятистишия к слову «текст-рассуждение» (работа в группе)