литературно-музыкальная композиция Колокола Хатыни


ОГБПОУ «Нерехтский политехнический техникум» Костромской области
Разработка внеклассного мероприятия
2176780155575000-54229060388500«КОЛОКОЛА ХАТЫНИ»
-28956031432500
Автор: Иванова О.В.-
преподаватель
общественных дисциплин
Пиманова Е.П. –
преподаватель
русского языка и литературы
Нерехта 2015год
Цель:
способствовать формированию представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигам, совершенными людьми в годы войны;
приблизить героику грозных лет войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;
развивать творческие способности детей;
Оборудование:
компьютер, диапроектор
фонограммы,
Презентация... Хатыни звон – не прощальный звон,не смиренный звон, а набатный звон.
Микола Нагнибеда
В зале звучит музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». На сцене четверо ведущих.
Ход мероприятия:
Ведущий: Что такое Хатынь? И в ответ можно услышать, что это какое-то кулинарное блюдо, что-то связанное с домом, от слова «хата», иностранное слово и что-то в этом роде. Очень жаль, что нынешнее поколение не помнит и не знает нашу историю, особенно те моменты, которые забывать нельзя. Говорят когда иссякает память трагедии повторяются……. А может этого ничего не было……
(Звучит песня «А может не было войны….)
Так что же такое Хатынь?
Чтец1: Слышали вы в Хатыни Траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет,  Только раздастся он. Кажется, ты в пустыне, Выжжено все дотла – В той, военной Хатыни
Плачут колокола.
Чтец 2: Хатынь! Хатынь! Хатынь!Я слышу, Как набатом боль стучится.Мороз по коже.Стой! Замри! Застынь!И как же это все могло случиться?!Живыми уходили в мир иной...Людей безвинных жгли с домами вместе.И объяснить все это лишь войнойЯ не могу, когда стою на месте,
Чтец1:
Где каждый сантиметр земли вопитОт горя и от боли нестерпимой,–Он кровью человеческой полит...Кто будет там не проходите мимо! Постойте, скорбно голову склонив,Послушайте, как ветер плачет...Стонет! В краю лесов и плодородных нивКолокола звонят... Их эхо стонетВ высоком поднебесье.Стой! Застынь! Перед тобой  – ХАТЫНЬ!
Чтец 2: Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь... Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердцах миллионов людней, Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.
Чтец 1:Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой Белорусской деревни. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 года. Это произошло 22 марта. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Не один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться не замеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу удалось укрыться от гитлеровцев. Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев, обложенный соломой, облили бензином и подожгли.
Чтец 2: Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них 75 детей, самому младшему Толику было отроду 7 недель. Деревню каратели разграбили и сожгли. Исчезла еще одна – уже которая по счету! – деревня с географической карты Советского Союза, но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей.
Чтец 1: Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. Двое из детей, находившиеся в сарае остались чудом живы это семилетний Витя Желобкович и 12 летний Антон Барановский. Когда охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала молодая женщина – Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей, гитлеровцы приняли его за мертвого.
Чтец 2:19-летняя Вера Яскевич несла на руках 7–недельного сына Толика. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его, он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.  А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.
Чтец 1:
Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –Сухими губами шептала, – А может, не станут они над тобойГлумиться? Ты прожил так мало!Не видел, как вишня весенней порой,Как груша в саду зацветала;Не слышал, как трубно кричат журавли,Как годы пророчит кукушка,Не знаешь ты запахов талой земли И теплой коры на опушке;Ни разу еще не промчался верхомЗа ветром вдогонку в ночное,Не ел, согреваясь под осень костром,Печеной картошки с золою.Ну хоть бы одни истоптал сапоги,Прочел бы хоть первую книжку...Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!Спаси не меня – так сынишку.
Чтец1: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще семьдесят пять таких, как он.
Чтец2: Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца.
Чтец1:  Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни и обе девушки погибли. Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.
Чтец 2: Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56 летний деревенский кузнец Каминский Иосиф, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне . Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего, еще живого, сына Адама, который скончался от ран и ожогов у него на руках, успев сказать отцу последние прощальные слова. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек» (кадры на экране скульптура «Непокоренный человек»). Вмиг постаревший мужчина держит на разгибающихся руках тело только что сожженного заживо сына. Вглядываясь в его глубокие морщины, хочется рыдать от невозможности ему помочь.
Чтец1: С немою мукою во взоре, -Как бы из мужества и горяИзваян он самой землёю.Не надломился,Горя груз,Нигде не оступившись, вынесИ перед целым миром выросОтлитый в бронзе белорус.Чтец 2: Люди погибли, но не покорились... Деревушка Хатынь... В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?
(Звучит музыка И.С.Баха. Прелюдия ми минор)Чтец 1:Хатынская улица... Никогда ее не огласит смех детворы, никогда не зацветут подсолнухи и мальвы. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.
Чтец 2: На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку. В этой деревне никогда не будет ни свадьбы, ни родин, не будут играть гармошки, скрипки, цимбалы, не послышатся песни. В этом колодце никто никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день...
Чтец 1: Хатынь – памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол.
Чтец2:
Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,Но над  другой плитой откликнется печально.И  вдруг призывом этот звукПройдет до дрожи в теле:«Не забывайте наших мук, Мы жить, мы жить хотели!»Так день и ночь печаль и гневБлуждают по долине, Над скорбным звоном в вышине Лишь отзвук журавлиный.
Чтец1: Колокола звонят, звонят... (Музыкальная пауза. Песня «Хатынь» в исполнении группы Песняры)Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон. Об этом говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там горит вечный огонь – символ неугасимой жизни, символ любви к Родине.
Чтец2:
Над Хатынью колокольный звон. Тихий перезвон, как слёз паденье. Будто чей-то плач, иль чей-то стон. Как ужасный сон, как наважденье.Над Хатынью звон и тишина. Трубы вместо изб. И воздух стылый. Длинная бетонная стена –Монумент над братскою могилой.Вдоль Хатыни – каменный плетень. Средь Хатыни – мраморная крыша. Здесь стоял сарай. И по сей день будто крик детей горящих слышен.Нет Хатыни. Всё – сплошной погост. Только вместо церкви с образами здесь – кузнец Каминский во весь рост с каменно застывшими глазами...Над Хатынью звон колоколов. Тихий перезвон, как стон берёзы... Помолчи, наш гид... Не надо слов... Что слова, коль подступают слёзы...
Чтец2: Где бы ты ни был, куда бы тебя не забросила судьба, нигде на земле, кроме как в Хатыни, ты не увидишь «Кладбища деревень», уничтоженных вместе с людьми, уничтоженных и невосстановленных
Чтец1: Могила деревни… Ни одного человека, ни двух и ни трех, а целой деревни, в которой жили мирные люди. После окончания войны в разрушенные деревни не вернулись коренные жители, другие люди пришли на пепелища, построили новые деревни, но сохранили их старые довоенные названия.
Чтец2: Остановитесь, люди! Перед вами Вечный Огонь – символ немеркнущей памяти народной о каждом четвертом, погибшим от рук фашиста . Рядом с Вечным Огнем три березки. Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны.
Чтец1:
У Хатыни, где камни поседели от горя,Срубы хат домовинами братскими стали.Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах,Где из аистников аисты безвозвратноВ теплый край улетели, –Три березы шумят под ветрами, дождями, Три березы четвертую вспоминают.Какой стройной была она,Неугомонной щебетуньей весной,Веселухой, певуньей,Как она партизан прикрывала и грела, Как поила их соком, провожала в походы,Как порой заслоняла их от пуль беспощадных...Три березы шумят над годами, над жизнью,Три березы четвертую вспоминают.Если встать бы могла она из пепелища, Поглядеть на родные земные просторыИ порадоваться снова мирному небу, Услыхать, как звенят жаворонки над житом,И обнять свои листья росою обильной!..Три березы шумят под зарею румяной, Три березы четвертую вспоминают.
Чтец 2:Вспомним слова писателя Василя Быкова: «… печально и вместе с тем величественно днем и ночью, в ветер и непогоду разносится над Белой Русью звон колоколов Хатыни. Бесконечен поток людей, несущих цветы к мемориалу. Хатынь … Прежде всего это светлая память о тех, кто заслужил наибольшее право жить, но кого нет с нами. Хатынь – это миллионы жертв прошлой войны. Это все и, что не менее важно, это еще и каждый».
Чтец1: Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс –в  память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами. 
(Фотографии мемориального комплекса)
Чтец 2:Хатынь – это бронза и камень. Хатынь – это безмерная людская скорбь! Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли!
Чтец 1:Со всего белого света едут люди в Хатынь, чтобы поклониться мужественным непокоренным людям, которые отдавали свою жизнь, но не стали послушными рабами фашистских варваров.
Чтец2:
Плачет камень,Плачет камень,И вся вселенная скорбит,И мир дрожащими рукамиКладет фиалки на гранит.
И воин, подойдя к святыне.Молчит, на миг окаменевЯ вижу – он у плит ХатыниОстрей оттачивает гнев,Чтоб не забыл, чтоб не простил,Чтоб не смягчил удараИ тем, кто зверем здесь бродилИ разжигал пожары.
Чтец 1: Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нем – обращение вставших их пепла хатынцев , к тебе, ко мне, к нам – живущим
(Звучит музыка. Э. Григ Смерть Озе)Ведущий: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернуться  в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Чтец2: И есть еще слова на «Стене памяти» – наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия,  вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Святой Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею»   (Музыка смолкает.)
Чтец1: Отступает с годами горе... Но мы не можем, не имеем права забыть то, какой ценой была завоевана Победа в Великой Отечественной войне.
 (Музыка звучит громче.  Перезвон колоколов. )( минута молчания)
Ведущий: Память, память …
Ты порой тревожно
Бьешь по нервам,
Бешено скользя
Позабыть такое невозможно,
Потому что
Позабыть нельзя.
Литература
Хатынь. – Минск.: «Беларусь», 1976
Хатынь. Путеводитель по комплексу. Издательство «Беларусь», 1981г.
Черненькая Р.,Федух Г., Гудят колокола памяти.– «Вожатый», 1978, 
4.Ферулева И. и др.: «По ком звонит колокол…». Сценарии и репертуар, 2009 г. №6
5.«Острова памяти». Отечество -2008 г.,№6
6. Ждановский А. «Страшнее книги я не знаю». Воин России 2008г., №4
7.Быков В. «Колокола Хатыни» - Правда 1987г.
8.Альбом «Бессмертие подвига», 1979г.
9.«Их завещанье нам – беречь мир» , Саратовские вести, 2009 г.,11 апреля.