Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Самое страшное»


МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок»
«Все мы – жители Земли. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Самое страшное»
Бологова Юлия Андреевна
Коряжма
2016
Цель занятия: развитие связной речи у детей.
2. Задачи:
-учить связно, последовательно пересказывать текст;
-закрепить знание о слоге и ударении;
-формировать представление о Земле;
-дать понятие о том, что для всех людей на Земле существуют общечеловеческие ценности и моральные качества.
3. Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.
4. Форма занятия: занятие с увлечением.
5. Продолжительность: 25 минут.
6. Участники: дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы: портрет Е.Пермяка, рассказ «Самое страшное», большой и маленький глобус, карточки со словами: Земля, моря, океаны, суша, леса, карточки с добрыми словами.
9. Предварительная подготовка: готовится оборудование для непосредственно-образовательной деятельности.
10. Методы и приемы работы с детьми: наблюдение, беседа, вопросы, рассматривание, рассуждение, показ, пересказ.
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1. Вводная часть
2.Основная часть
3.Заключительная часть.
Вводная беседа
1.Рассматривание глобуса.
2.Д/и «Отгадай слово».
3.Чтение рассказа
4.Пересказ рассказа
5. Д/и «Добрые слова»
Подведение итогов занятия. 4-5 минут.
15 - 16 минут.
3-4 минуты.
12. Ход занятия:
- Как называется планета, на которой мы живем?
- На что похожа наша Земля, наш общий дом?
Как красива и разнообразна природа на Земле. Это глобус (воспитатель показывает большой глобус), так выглядит наша планета, если смотреть на нее из космоса.
- А что мы можем увидеть на глобусе, сейчас попробуем отгадать.
Дети подходят к доске, на ней карточки с незаконченными словами.
- Это начало слов, попробуйте их закончить: моря, океаны, суша, леса.
- Что мы можем увидеть на глобусе, какие слова у нас получились?
Моря и океаны изображены синими участками, суша – коричневыми и желтыми, а леса – зелеными.
- Повторяйте вместе со мной:
Мы на землю глядим,
Видим мы поля, реки, горы и моря,
Видим весь наш шар земной,
Шар земной, наш дом родной!
-В нашей группе есть еще один глобус, найдите его глазами.
На доске карточка со словом «Земля».
- Прочитайте слово.
- Сколько слогов в слове земля?
- Какой слог первый? Второй?
- В каком слоге слышится ударение, в начале или в конце слова?
Пока мы не знаем других планет, где есть воздух для дыхания и вода. На нашей планете есть все необходимое. Человек живет на Земле вместе с окружающей природой. Люди все очень разные. А какой мальчик Вова, мы узнаем из рассказа «Самое страшное», который написал Евгений Пермяк (воспитатель показывает портрет писателя) (Приложение 1.).
Воспитатель читает рассказ Е.Пермяк «Самое страшное» (Приложение 2.).
-Каким мальчиком рос Вова?
-Почему все боялись его?
-Гордился ли Вова этим?
-Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики? Девочки? Животные? Бабушка?
-Почему Вова остался один?
Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
-Что же было самым страшным?
- Может ли человек один прожить на земле?
Музыкальная физ.минутка.
- Еще раз послушайте внимательно рассказ, затем мы попробуем его пересказать.
Воспитатель читает рассказ, 2-3 ребенка пересказывают текст.
- Как вы понимаете пословицу «Худо тому, кто добра не делает никому»?
Есть качества, которые должны быть у каждого человека: доброта, отзывчивость, чуткость. Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и поступай с ними, не делай человеку то, чего себе не желаешь.
Воспитатель показывает карту планеты Земля и предлагает поместить на нее добрые слова.
- Предлагаю вам поместить на нашу карту планеты Земля, добрые слова. Каким должен быть человек: добрым, заботливым, внимательным, честным, чутким, отзывчивым, вежливым, ласковым, трудолюбивым, хорошим.
- Ребята, что такое Земля?
Это наш общий дом для всех.
- Может что-то заставило вас задуматься сегодня на занятии?
Чтобы с вами не случались, нужно помнить о том, что гораздо лучше быть добрым, отзывчивым и улыбаться.
13. Литература:
1.Ушакова , О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации / О.С. Ушакова.-Москва: ИЦ «Вента-Граф», 2010.-287 с.
2.Струнина, Е.М. Игры и упражнения в детском саду [Текст]: практическое пособие / Е.М. Струнина – М.: ТЦ « Сфера»,2009. -325 с.
Приложение 1
Евгений Пермяк
«Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!
Приложение 2