Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина
Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!»
(лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).
(урок-представление)
Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.
Оформление: портрет А.С. Пушкина (под портретом слова «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка «Тесный круг друзей моих», материалом для которой послужат прижизненные портреты и фотографии товарищей Пушкина, репродукции картин, сопровождаемые краткими, но выразительными подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки: «Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений…»).Плакаты могут быть следующего содержания:
- «Трудно найти человека, который был бы таким верным и преданным другом, как Пушкин» (Н.Г. Чернышевский).
- «Тебя ж как первую любовь,
России сердце не забудет». (Ф.И. Тютчев)
- «Прости! Где б ни был я:
В огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я». (А.С. Пушкин)
- «Мы к пушкинским строкам, что к роднику спешим.
В них мудрость чистая, в них вечный жар пророка,
Они в предсмертной тьме животворили Блока,
И в наши дни борьбы, стремлений и трудов
Мы слышим Пушкина неповторимый зов!» (М. Рыльский)
ХОД УРОКА
Организационный момент
Постановка цели занятия перед учащимися
Учитель.
«Пушкин – это наше всё», - сказал Достоевский. Солнцем русской поэзии назвал его Гоголь. Сам поэт свою заслугу видел в том, что лирой пробуждал у читателей «чувства добрые», под которыми он понимал милосердие, любовь к Отечеству и ненависть к рабству.
(ролик о лицее и лицеистах)
- Как вы думаете о ком и о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (о Пушкине, о его друзьях, о лицейских годах, о друзьях и дружбе)
III. Организация восприятия и осмысления новой информации
Каким бы тяжёлым ни был путь, но и он прерывается минутками благодатного отдыха; какой тёмной ни была бы ночь, а нет-нет, да и мелькнёт вдали радостный огонёк человеческого жилья; какой бы сложной и горькой ни была бы жизнь человека, но и в ней есть светлые мгновения, такие как драгоценные подарки. Один из самых великих даров судьбы человеку – дружба. Сегодня мы поговорим о том, какое место занимала дружба в жизни А.С.Пушкина и о его друзьях.
Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал и такое благородное чувство, как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружбе, «светлому братству» он посвятил едва ли не самые волнующие строки. Дружба для Пушкина – «отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству. Пушкин был человеком большой души, искренним, самозабвенным, честным. Сойдясь однажды с человеком и полюбив его, он оставался верным ему до конца дней. Короткая, неспокойная, но прекрасная жизнь великого поэта прошла среди друзей. И когда их не было рядом, Пушкин тосковал:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку,-
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.
19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей. Вот о чём наш сегодняшний рассказ.
Но сначала давайте поговорим о лицее. Что это за учебное заведение?
IV. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации
Мытник Анастасия
Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Было открыто учебное заведение нового типа – Царскосельский лицей для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицей разместился в четырёхэтажной пристройке – флигеле к императорскому Екатерининскому дворцу. Это было учебное заведение закрытого типа. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Воспитанники не покидали его даже на каникулы до самого выпуска в 1817 году. Лицей много значил в жизни А.С.Пушкина. Это и события Отечественной войны 1812 года, и знакомство с молодыми гвардейскими офицерами – участниками походов русской армии против Наполеона, это дружба с Петром Яковлевичем Чаадаевым, это – рождение «святого братства», лицейского союза, верность которому поэт хранил всю жизнь:
Друзья мои, прекрасен наш союз,
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни завело –
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Учитель. А теперь давайте познакомимся с юным А.С. Пушкиным и его самыми близкими друзьями.
(просмотр ролика «Друзья А.С. Пушкина»)
Учитель. А.С. Пушкин. Великий русский поэт. Слушая рассказ о нём и его друзьях задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далёко…
Глушнёв Андрей
Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза. Но больше всего любил прозвище «Обезьяна». Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали». Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков. Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех.
Учитель. У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал.
(Сценка. Пушкин пишет на импровизированной доске. Подходит учитель математики с указкой в руке и спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, отвечает: «Нулю». Учитель математики: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи».)(Ролик «Учителя о лицеистах»)
В Москве, в родительском доме, мать, отец и опостылевшие ему гувернёры не очень любили его. У него был неуравновешенный, своенравный характер. Из одной крайности он легко переходил в другую. То ленивый, неподвижный увалень, то "неуёмный" проказник, то непокорный, вспыльчивый упрямец, он часто раздражал родителей и гувернёров. Они бранили его, жестоко оскорбляли его самолюбие и как бы вовсе не замечали его больших достоинств – его ума, его горячего сердца, его неукротимой жажды знания. Он тогда уже перечитал почти всю библиотеку отца, знал наизусть многих русских и французских поэтов. В голове у него уже теснились свои мысли, мечты и стремления. А этого – главного-то – в нём и не замечали. И он замыкался, держался настороже. Потому и в Лицее он не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор. Итак, давайте обратимся к самому близкому другу А.С. Пушкина Ивану Пущину.
Юзефович Алексей.
Пущин Иван. 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий. Пущин - один из ближайших лицейских друзей Пушкина, его «первый» и «бесценный» друг. В табели об успехах аттестуется: «В российском и латинском языках — превосходные успехи и более тверды, нежели блистательны; редкого прилежания, счастливых дарований».
Подружился Пушкин с Пущиным еще до вступительных экзаменов, и эта дружба была неизменной до кончины великого поэта. В Лицее их комнаты были рядом, и это также способствовало сближению серьезного и рассудительного Пущина с пылким и увлекающимся Пушкиным. Свою любовь и преданность другу поэт высказал в ряде стихотворений, написанных еще в Лицее.
По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию. В 1823 году неожиданно перешел на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Он энергично боролся со взяточничеством и несправедливостью и, по словам современника, был «первым честным человеком, который сидел когда-либо в русской казенной палате». Еще в Лицее Пущин участвовал в преддекабристской организации «Священная артель» и несколько позднее стал членом Союза благоденствия и Северного общества. В январе 1825 года Пущин посетил опального поэта в Михайловском. «Он, как дитя, был рад нашему свиданию»,— вспоминал Пущин позднее. Друзьям больше не суждено было встретиться. Декабрьское восстание 1825 года навеки разлучило их. За участие в нем Пущин был сослан на каторгу в Сибирь. Через год до Пущина дошло проникновенное стихотворение Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный...», адресованное изгнаннику:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Учитель. Из всех лицеистов он один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, но порой и во сне. Из всех лицеистов один Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитый поэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью. Ни время, ни неравный рост поэтических сил не поколебали этой дружбы. Она началась среди садов Лицея и кончилась у гроба Дельвига.
Бусел Евгений. Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати. Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность.«Ленивый баловень» и в школе, и в служебной деятельности, Дельвиг столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Александру Пушкину и положенный на музыку А. Алябьевым, дополненный вариациями М. Глинки. Умер от тифа в 32 года.
Романс «Соловей»
Учитель. Благодаря замечательному акварельно-карандашному портрету работы художника Ореста Кипренского, запечатлевшему Наталью Кочубей в возрасте тринадцати лет, мы хорошо знаем, как она выглядела в самом начале общения с Пушкиным-лицеистом: вполне очаровательное создание, главным достоинством которого были большие, выразительные, черные глаза. Именно такую Наталью и полюбил молодой Пушкин. Но не только он. Вслед за ним влюбился в графиню и его друг-лицеист Александр Горчаков.
Жук Кристина.
Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт. Князь Александр Михайлович Горчаков, «рюрикович», как заносчиво бравировал он перед своими менее родовитыми однокашниками, природой был щедро наделен превосходной внешностью, незаурядным аналитическим умом и многими талантами, граничившими с гениальностью. Наставники Горчакова заметили это еще в первые лицейские годы. Двое гениально одаренных юношей потянулись друг к другу. Пусть они расходились в характере избранных для себя жизненных путей, пусть в их отношениях царил дух честолюбивого состязания, соперничества, пусть рознились их взгляды на многие аспекты общественной жизни александровской России, все же главным было взаимное признание «исключительности друг друга») и потребность серьезного общения по литературным вопросам. Пушкин, посвятил ему одно стихотворение, предсказав блестящее будущее: Встречаюсь я с осьмнадцатой весной.
В последний раз, быть может, я с тобой,
Задумчиво внимая шум дубравный,
Над озером иду рука с рукой.
Где вы, лета беспечности недавной?
С надеждами во цвете юных лет,
Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый и славный, —
Моя стезя печальна и темна;
И нежная краса тебе дана,
И нравиться блестящий дар природы,
И быстрый ум, и верный, милый нрав;
Ты сотворен для сладостной свободы,
Для радости, для славы, для забав.
Они пришли, твои златые годы,
Огня любви прелестная пора.
Спеши любить и, счастливый вчера,
Сегодня вновь будь счастлив осторожно;
Амур велит — и завтра, если можно,
Вновь миртами красавицу венчай...
О, скольких слез, предвижу, ты виновник!
Измены друг и ветреный любовник,
Будь верен всем — пленяйся и пленяй.Проведя в лицее шесть лет, он оканчивает его с золотой медалью за «примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук». В будущем станет Министром иностранных дел Российской империи и Канцлером Российской империи.
Учитель. Одним из одноклассников Пушкина в Лицее был Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Гасподарик Александр.
Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.Служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский язык и латынь. В 1820— 1821 гг. путешествовал по Европе. В ноябре 1825 г. он был принят К. Ф. Рылеевым в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, выстраивал солдат для контратаки.
После провала восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве и приговорён к смертной казни, заменённой затем каторгой в Динабургской крепости.
С 1836 г. жил на поселении в Сибири.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Учитель. Уже в Лицее проявилась его страсть к стихотворству, но он долго не мог справиться с техникой нашего стихосложения, за что подвергался частым насмешкам со стороны своих знаменитых впоследствии товарищей; в стилистических же погрешностях против русского языка его упрекал совершенно основательно A. И. Тургенев даже в 1820-х годах. Но как доброго, милого товарища Кюхельбекера очень любили его однокашники, в числе которых были Пушкин, Дельвиг, ПущинТо ли в 1817, то ли в 1818 году - до сих пор точно это не установлено, Пушкин написал эпиграмму
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно
– Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Сделал он это не со зла - Кюхельбекер, Дельвиг и Пущин были его лучшими друзьями. Однако, Кюхля обиделся и вызвал Пушкина на дуэль. "Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились".
А сейчас давайте поговорим о будущем секунданте поэта. О К. Данзасе.
Киричик Кристина
Будущий секундант Пушкина в Лицее носил прозвище «Медведь». Оно подходило Данзасу, который с равнодушием относился ко всему происходящему вокруг, к тому же имел довольно неуклюжий вид. Когда же его задирали, он отвечал на злые шутки сверстников сердитым окриком, к тому же грозил кулачной расправой. Лицейский товарищ поэта происходил из старинного дворянского курляндского рода. Образование начал получать в Москве – хорошо знал литературу, обучился каллиграфии и иностранному языку. После ходатайства графини Софьи Васильевны Строгановой, хорошей приятельницы отца Константина Данзаса Карла, был принят в Лицей. Экзамены ему удалось сдать на отлично, вот только выдающегося ученика из него не вышло. Преподаватели подчеркивали, что успехи Данзаса по большей части зависели лишь от внимания надзирателей, а сам он слишком вял и ленив. Данзаса выпустили из Лицея офицером в армию. Его служба началась с 1817 года. В отставку Константин Карлович вышел с чином генерал-майора в начале 1850-х. Он не нажил ни гроша, у него не было ничего, кроме пенсии генерала. Собственной семьи он так и не создал.
V. Обобщение изучаемого на уроке
Учитель. Дружба лицеистов, так счастливо начавшаяся в Царском Селе, выдержала проверку временем. Через всю жизнь питомцы лицея пронесли «единенье сердец». Во имя дружбы они совершали благородные поступки. Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности.
Впереди у них была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество. И каждый из них оставил свой след в российской истории.
(ролик «Будущее лицеистов»)
VI. Рефлексия «Дерево успеха»
VII. Оценка знаний
VIII. Домашнее задание