Народные традиций : ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ КАЛМЫКОВ СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ.


ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ КАЛМЫКОВ СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ.
О традиционном воспитании калмыков, о традициях, которые на протяжении тысячелетий соблюдали наши предки. Целью этого материала предполагается сохранение и возрождение того, что мы практически утеряли. Больно осознавать, что из народа, который был удивителен по своей тактичности и эстетичности поведении, мы стремимся и стремительно превращаемся в манкуртов, не помнящих родства и забывших все, кроме своего отражения в зеркале.  Обычное право широко использовалось в народной педагогике. Оно касалось многих вопросов, связанных с детьми. Обычное право в сфере воспитания основывалось на специфических традициях, обрядах и табу. Существовал целый ряд запретов (табу), которые касались обыденной жизни детей.  Например, строго запрещалось петь после того как лег в кровать, свистеть, беспричинно плакать... Это считалось дурным предзнаменованием и сулило несчастье. Закладывать руки за спину, обхватывать руками колено, складывать руки на животе, груди, ходить на пятках, обхватывать щеки, подбородок, хлопать дверью, кидать расческу, вмешиваться в дела и разговоры старших, проявлять излишнее любопытство. Также были табу связанные со смертью.  Например, (Нельзя держать руки сцепленными за спиной – [предвестие] смерти отца) / Нельзя ходить на пятках – [предвестие] смерти матери / Нельзя держать скрещенные на животе (груди) руки – это [предвещало] смерть близких» (там же) Суть этих табу имеет причинно-следственную связь. Такого рода законы, имеют древнее происхождение, и их появление в повседневности и воспитании детей не случайное. Запреты функционировали лучше всякого официального закона практически это затрагивалось все возрастные категории людей: от младенцев и до пожилых людей. При помощи запретов, во много определялась хозяйственно-бытовая, и социальная жизнь народа. Тем самым это являлось основой железной дисциплины детей, а также порядок в семье и обществе. Все традиции, как правило, были неписанными и передавались от поколения, к поколению. Это было вызвано тем, что вера в неминуемое наказание за невыполнение требований, запретов была достаточно сильна. Как правило старшие демонстрировали законы, регламентированные обществом, младшему поколению, тем самым показывая на практике личный пример. Существовали еще обычаи, которые регламентировали поведение людей в обществе в конкретных случаях( труд, отдых, игры, праздники, соседство и т.д.). Например, мальчикам с детства, (в некоторых случаях уже с 4 лет) доверяли работу: пасти скот, приучали арканить лошадей, охотиться, и в других хозяйственно-бытовых устоях. То же самое и касалось девочек, их приучали к труду, к женской работе по дому, и так далее. Но это все что касается на бытовом плане воспитания. Но важную роль играло нравственное воспитание. Почитание родителей, вежливость, порядочность, тактичность, гостеприимство и взаимопомощь – это самые ключевые понятия характерные для калмыков, но с детства их прививали и наставляли отдельно для мальчиков, и девочек.  Мальчиков воспитывали быть немногословными и красноречивыми, главами семьи, рода, мужчины демонстрировали для детей свое почтенное отношение к любимой жене, и главное к матери. Кстати, сын заходивший в дом, должен отдать поклон в начале матери, а потом отцу. Бережное отношение к девушкам заключалось в том, что отцы наставляли своих сыновей довольно мудрыми принципами: «парень не имел права поднять голос на девушку, лишить ее чести, показывать слабости, словоблудие, в противном случае налагался позор на отца, весь хотон или род.  Девушка для мужчин оставалась неприкосновенным объектом. Это и отразилось в калмыцких танцах. Учили будущих мужчин оберегать и уважать имя предков. Культура поведения была на высоком уровне. Употребление арака мужчина имел в возрасте 40 лет. Злоупотребление было редким случаем, и считалось позорным.
Воспитанием девочек занимались в основном матери, родственники, и пожилые люди. В калмыцких семьях многие хотели иметь, как можно больше мальчиков, продолжателей рода, но родившаяся девочка не была поводом для огорчения. Девочек холили и лелеяли, относились нежно, но при этом они вырастали трудолюбивыми, скромными и мудрыми матерями, женами. Калмыки учили девочек, относится с почтением к отцу, к родственникам мужа, наставляли к женской добродетели. Девушке не дозволялось спать после того как проснулись все члены семьи,  Но также в детях воспитывали стремление к знаниям. Например, знание местности: различные виды трав, анатомию животных, правила жизненного и философского цикла природы и так далее. Детей обучали грамоте гелюнги, и не только религиозной составляющей, но и научным познаниям: математика, медицина, история, география, в том числе и астрономические познания. Детей также учили читать буддийские мантры и учения, писать на тодо-бичиг. Например, калмыцкий писатель Константин Эрендженов знал тибетский язык и тибетскую медицину, писал на тодо-бичиг, отлично разбирался в различных травах и анатомии животных. Стратегическую роль в воспитании подрастающего поколения играло устное народное творчество. Сказки которые имеют очень богатые традиции ойратов, мудрые пословицы и поговорки, интеллектуальные триады и так далее воспитывали не только детей, но и развивали все калмыцкое общество Жемчужиной калмыцкого фольклора является героический эпос «Джангар», носителями которого было отдельное сословие сказителей – джангарчи. Многие мальчики с детства стремились стать такими богатырями, как в эпосе Джангр.  Уникальное составляющее эпоса было сакральным, и молодежь послушав Джанграчи, их величественные песни впитывали всю духовную силу предков, и невольно это влияло на мышление, и их действия. Традиции воспитания народа жили в каждой семье, в каждом человеке. Они были сакральными. Условием правильного воспитания, считалось привитие детям нужных качеств с самого раннего детства. Традиция воспитания находилась на высоком уровне развития, все выше составляющие описания демонстрируют высокий духовный и нравственный уровень калмыцкого народа, учат нас, потомков, в воспитании детей и себя, и дают нам мудрый пример на будущее. Мы будем стремиться к тому, чтобы восстановились старинные социальные институты, и это не только призыв к действиям, а пример из прошлого, который можно внедрить в современное общество, тем самым заложить основу новому калмыцкому обществу, на основе мудрых законов наших предков-ойратов