Материал для Педагогических чтений
Доклад к Педагогическим чтениям в МКОУ СОШ № 27 открытого вида
В последнее время девиантное поведение приобрело массовый характер в молодежной среде. Проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, которая была всегда актуальной, в настоящее время приобрела особую значимость. При обвальном росте преступности процесс ее омоложения достиг кульминации. Это обусловлено интенсивным ростом в российском социально-культурном пространстве негативных социальных явлений. Ему была присуща ориентация на доминирование внешнего контроля. В настоящий же момент, в период глобальных перемен в России, в нашем обществе внешний контроль значительно ослаблен, а самоконтроль личности оказался недостаточно развитым.
В период резких переломов в обществе всегда нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размытость социальных норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре, духовности, религиозных убеждениях.
Нарастает рассогласованная реакция на перемены, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальных институтов. Данная ситуация провоцирует рост различных проявлений девиантного поведения.
Негативные тенденции общественного развития особенно болезненно отразились на преобладающей части подростков обусловив «кризис социализации», девальвацию традиционных культурных ценностей, что неизбежно нашло свое отражение в различных формах девиантного поведения. Такие явления, как социальная дифференциация и сопутствующий ей рост асоциальное, стремление к созданию субкультурных форм бытия существенно обострили противоречия в подростково-молодежной среде, тем самым обусловив рост криминогенных проявлений. Озлобленность, ощущение социальной бесперспективности на одном полюсе молодежного сознания и культивирование элитарности на другом закладывают основы длительного социального конфликта. В этих условиях государство не может полноценно выполнять функции гаранта семьи и детства, как в материальном, бытовом, финансовом, так и в нравственно-правовом плане, возрастает правовая беззащитность несовершеннолетних перед бытовыми и социальными проблемами.
До недавнего времени девиантное поведение считалось «прерогативой» личности, выросшей в неблагополучной семье, т.к. «трудные» подростки, выросшие в подобных семьях, находятся в состоянии фрустрации афилиативной потребности, что приводит к возникновению у них аффективных форм поведения, деформации духовных, познавательных и эстетических потребностей.
Сегодня, говоря о педагогическом пространстве, где есть две составляющие, - образовательная и воспитательная, стоит все-таки говорить о воспитании. Современная действительность (бытие) с ее пространством вариантов захватили не столько сферу человеческого знания или познания, сколько поведенческую сферу людей. Большинство людей расположено жить так, как им хочется. Это повторяют дети этих людей. Только взрослые способны заплатить за свое «хочу», а дети – не способны.
Если мотивы любого действия, деятельности заданы ситуативно, то ценности заданы социально: это ориентации второго порядка. Человек лишь приспосабливается к уже имеющейся системе ценностей, строя по ним, как по ориентирам, свое поведение, которое именно поэтому называется социальным. Таким образом, в структурном функционализме мир ценностей объявляется общекультурным и внеличностым образованием.
Д.А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношения личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов связан с различными вариантами социализации индивида. Перечислим их.
1. Конформное развитие – максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме.
2. Вариативное развитие – явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий.
3. Маргинальное развитие – некоторое незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий.
4. Девиантное развитие – некоторое незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер.
Все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:
1) потребностей индивидов как биологических организмов;
2) потребностей в координировании социального взаимодействия;
3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.
Базисные ценности — основа общенациональной идентичности
(приняты на XV Всемирном Русском Народном Соборе 26 мая 2011 г.)
Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации ― в системе международных отношений.
Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) ― мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, не конфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.
Свобода Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.
Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.
Нравственность ― личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.
Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.
Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.
Солидарность ― способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
Милосердие ― деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.
Семья как союз мужчины и женщины, воспитывающий детей. Любовь, верность, забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.
Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.
Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.
Трудолюбие ― деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
Самоограничение и жертвенность ― отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.