Образовательная и проектная деятельность Дворца детского (юношеского) творчества города Сарова. Материалы V областных педагогических чтений.
V Областных Педагогических чтениях
«Актуальные проблемы реализации профессионального стандарта педагога дополнительного образования в образовательных организациях Нижегородской области»
Секция №4.
Развитие нового профессионализма педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества: проблемы, пути решения.
Веселова Татьяна Александровна,
методист МБУ ДО ДДТ,
г.Саров«От 3-D моделирования и робототехники до ПРОФТРЕНДа». Образовательная и проектная деятельность Дворца детского (юношеского) творчества города Сарова.
Желание узнать как можно больше о законах науки, разбираться в тонкостях и секретах техники, двигаться в ногу со временем, чтобы найти достойное место в современной жизни – разве не об этом мечтают дети, стремящиеся совершить прорыв и стать Нобелевскими лауреатами? И если родители соизмеряют желания и возможности своего ребенка, то они выбирают системное и комплексное дополнительное образование. Именно на это нацелены три общеобразовательных общеразвивающих дополнительных программы Дворца детского (юношеского) творчества города Сарова: «3-D моделирование», «Робототехника», «ПрофиКВЕСТ».
Уже из названий понятно, что речь идет о технической направленности объединений, задача которых – формирование набора необходимых знаний, навыков и подготовка обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
Программа «3d моделирование», которую с 2016 года реализует педагог Ирина Викторовна Захарова, рассчитана на двухлетнее обучение ребят в возрасте 7-10 лет. Это дети XXI века, которые очень рано и весьма эффективно начинают пользоваться разнообразными электронными устройствами, гаджетами, владеют приемами компьютерного проектирования. Они придумывают различных существ, приборы и приспособления по аналогии с известными им героями компьютерных игр и мультфильмов, наделяя «своих» новыми качествами и возможностями. У современных школьников начальных классов нет внутренних рамок и шаблонов, которые, порой, сдерживают фантазию взрослых людей, поэтому им легко и понятно предложение педагога: «Давайте сделаем то, что еще не делал никто». Желание быть первым и сделать что-то необычное является сильной и устойчивой мотивацией для обучающей деятельности по пространственному конструированию и моделированию объектов с помощью конструктора «Blender».
Получив базовые знания, ребята могут перейти на следующий более сложный уровень, в объединение «Робототехника». Педагог-совместитель Александр Сергеевич Разумков, инженер-исследователь Российского федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики, работает со школьниками 5-8 классов. В объединении «Робототехника» учат разрабатывать, проектировать, конструировать и изготавливать различные механизмы. Результатом проектной деятельности становятся реальные модели. Например, в 2015-2016 учебном году воспитанники А.С.Разумкова разработали проект «Шестеренки», который стал победителем конкурса «Экспериментариум» в рамках «Школы Росатома». Казалось бы, чем может поразить зубчатая передача? Прежде всего, необычностью формы колес: овал, прямоугольник, наутилус. Именно это и легло в основу стенда, который в итоге получил главный приз взрослых экспертов и приз зрительских симпатий детей. Важно, что элементы зубчатых передач были выполнены разными способами, в том числе и с помощью 3D-принтера по программе, написанной учащимися объединения «Робототехника». Коллективное обсуждение, участие в исследованиях в области технического творчества, самостоятельность при принятии решений, прохождение всей технологической цепочки изготовления от идеи до готового макета /объекта/модели – все это позволяет детям лучше усваивать материал, осознанно относиться к выбору специальной литературы,приобретать необходимые производственные навыки.
Следующий этап развития детей и приближения их к выбору профессии касается развития их коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, способностей анализировать, формулировать, определять цели и двигаться к ним, выстраивая алгоритм действий. Это уже задача объединения «ПрофиКВЕСТ», занятия в котором ведет методист Дворца детского (юношеского) творчества Андрей Алексеевич Додин.
Программа является краткострочной. Основной технологией реализации также является проектная деятельность, но с другим содержанием. По итогам каждого цикла обучающиеся планируют и реализуют свою идею – профориентационные мероприятия, которые объединены в городской проект «Профтренд». Из многообразия форм надо выбирать то, что действительно будет интересно сверстникам и старшим наставникам.
Новое направление требует и новых форматов. С этой целью на начальном этапе «Профтренда» проводится аукцион форматов, когда ребята выбирают то, что нравится, что им было интересно самим провести для других, выступив в роли организаторов.
Так, в 2015-2016 учебном году в первой пятерке форматов были «Конкурс резюме», квесты «Аллея технологических профессий» и «Презентация профессий», игра «Атлас новых профессий». Наряду с традиционными формами – встреча с профессионалами в рамках классных часов, конкурс рисунков, экскурсии на предприятия – эти конкурсы с элементами ролевой или деловой игры помогли ученикам 10-11 классов взглянуть по-новому на себя, свое окружение и на варианты возможных профессий. Всего более 500 старшеклассников стали участниками 8 событий, ориентированных на развитие кругозора и компетенций.
Системность и комплексный подход – это обязательное условие, как для общеобразовательных программ дополнительного образования, так и для профессионального роста педагогов, занятых в этой сфере. Требования времени – владение компьютерными технологиями, использование мультимедийных проекторов, интерактивных досок, наличие собственного сайта или страницы в социальных сетях, постоянное присутствие в информационном пространстве. Удобным и эффективным инструментом при этом является прохождение дистанционных курсов повышения квалификации, посещение профильных вебинаров и интерактивных мастер-классов, что особенно важно в сфере дополнительного образования.
Педагоги ДДТ стремятся соответствовать этим требованиям, изучают и применяют новое оборудование, технологии, показывая тем самым пример своим воспитанникам. Нет цели просто чем-то занять детей. Есть цель системно и комплексно передать максимально знания, которые позже дети смогут применить, выбрав профессию.
Одна из новых задач, стоящая перед педагогами – расширение возрастного диапазона и охват начальной профориентационной подготовкой воспитанников дошкольных учреждений. В настоящее время специалисты Дворца детского (юношеского) творчества совместно с департаментом дошкольного образования Администрации города Сарова разработали проект театрализованной профориентации, который будет воплощен в жизнь в течение 2016-2017 учебного года.