Презентация к вводному уроку по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени


“Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. М.Ю.Лермонтов Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новеллапутевой очерк психологическая новелла авантюрная новеллаостросюжетная повесть дневник«светская» повесть запискиромантическая новелла «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический социально-психологическийфилософский роман в прозе. «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА ЖурналПечорина Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г. Хронологический порядок событий Расположение повестей в романе Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.«Тамань» Предисловие ко всему роману. «Бэла» Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы. После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери» « Максим Максимыч» Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя. После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла» «Предисловие»к «Журналу Печорина».«Тамань» Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист» «Княжна Мери» Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «МаксимМаксимыч» «Фаталист» «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня- зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков) выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни Путешествующийофицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин-ского долга, дисцип-лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи-цер, кое-что знает о Печорине, о его стран-ном и противоречи-вом характере. Объ-ективная оценка. Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна-чении. Сам себя судитИ казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен-ный и загадочный че-ловек, его нельзя по-нять, а его поступкинельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт-ка дать объяснение не-которым поступкам.конкретный и реалис-тичный образ. Трагическая исповедьгероя. Искренен передчитателем и самимсобой. ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Нравственные проблемы в романе Проблема смысла жизни и назначения человека Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого. Проблема счастья Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам. Нравственные проблемы в романе Проблема уважения к людям Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». «Наполеоновская проблема» Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.