Методические рекомендации к обучающей и развивающей дидактической игре «Веселая карусель» — «К??елле карусель » по обучению детей двум государственным языкам
-889635-529590Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Методические рекомендации
к обучающей и развивающей дидактической игре «Веселая карусель» - «Күңелле карусель »
по обучению детей двум государственным языкам
-203835101600
76835206375
Разработала: воспитатель
первой квалификационной категории
Беспалова Людмила Николаевна
Методические рекомендации к игровому пособию «Веселая карусель» - «Күӊелле карусель».
Обучающая игра «Веселая карусель» - «Күӊелле карусель» предназначена для групповых и индивидуальных занятий образовательной деятельности, игр и познавательной деятельности детей от 4 до 7 лет. Пособие изготовлено в соответствии с требованиями ФГОС и УМК.
Цель игры:
формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Задачи:
-развивать навыки и умения сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, находить характерные признаки предметов; делать правильные умозаключения;
-формировать культуру речевого общения, умение вступать в диалог и поддерживать его, создавать атмосферу общности интересов; умение слушать и отвечать на вопросы «Бу кем?» «Это кто?», «Бу нәрсә?» «Это что?», «Ничә?» «Сколько? », « Нинди?» «Какой, какая, какое?»;
- уточнять представления об окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.
Детали игры изготовлены из твердого картона с использованием яркого, моющегося материала «самоклейки», карточки с предметными картинками на прищепках, что способствует развитию мелкой моторики.
Пособие состоит:
- из игрового поля в виде круга со стрелкой - с одной стороны белого фона, разделенного на шесть секций, с другой стороны на четыре секции: красная, голубая, желтая, зеленая;
- набора карточек с предметными картинками в количестве 66 штук;
- набора карточек – пиктограмм размером 8*10 в количестве 12 штук.
Правила игры.
В игре могут участвовать одновременно до 10 человек. Среди них выбирается ведущий. Ведущий распределяет между игроками равное количество предметных картинок. Игроки поочереди называют картинки. Если игрок назвал картинку правильно, то прикрепляет ее на круг, если нет картинка остается у него. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся все картинки.
Варианты использования:
«Бу кем?» «Это кто?».
Лексика: әни, әти, кыз, малай, әби, бабай.
-закрепить названия членов семьи на татарском языке;
- формировать умение задавать вопрос «Бу кем?» и отвечать на него.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки семьи и, указывая стрелкой, спрашивает у игроков “Бу кем?” (әни, әти...)
«Кем юк?» «Кого нет?»
Лексика: әни, әти, кыз, малай, әби, бабай.
- закрепить названия членов семьи на татарском языке;
- формировать умение задавать вопрос «Кем юк?» и отвечать на него;
- развивать внимание, память.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки семьи. Игроки в течении минуты запоминают картинки. Затем ведущий предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза, ведущий спрашивает «Кем юк?» (әни, әти...)
“Бу нәрсә?” “Это что?”
Лексика: ипи, алма, сѳт, чәй, куян, аю, туп, машина, курчак, эт, песи, ипи, аш, ботка, чәкчәк, конфет, сок, банан, апельсин, виноград, груша, кашык, тәлинкә, чынаяк, кишер, суган, бәрәңге, кыяр, шалкан, кәбестә, күлмәк, чалбар, ѳстәл, урындык, карават, тычкан, бүре, тѳлке, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, альбом, клей, линейка, карандаш, пенал, китап, дәфтәр, ѳчпочмак, кофе, пицца, бәрәңге фри.
- закрепить названия овощей, фруктов, игрушек, одежды, посуды, мебели, животных, еды, школьных принадлежностей на татарском языке;- формировать умение задавать вопрос “Бу нәрсә?” и отвечать на него.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки и, указывая стрелкой, спрашивает у игроков “Бу нәрсә?” (ипи, алма,...)
“Нәрсә юк?” “Чего нет?”
Лексика: ипи, алма, сѳт, чәй, куян, аю, туп, машина, курчак, эт, песи, ипи, аш, ботка, чәкчәк, конфет, сок, банан, апельсин, виноград, груша, кашык, тәлинкә, чынаяк, кишер, суган, бәрәңге, кыяр, шалкан, кәбестә, күлмәк, чалбар, ѳстәл, урындык, карават, тычкан, бүре, тѳлке, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, альбом, клей, линейка, карандаш, пенал, китап, дәфтәр, ѳчпочмак, кофе, пицца, бәрәңге фри.
- закрепить названия овощей, фруктов, игрушек, одежды, посуды, мебели, животных, еды, школьных принадлежностей на татарском языке;- формировать умение задавать вопрос “Нәрсә юк?” и отвечать на него.
- развивать внимание, память.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки. Игроки в течении минуты запоминают картинки. Затем ведущий предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза, ведущий спрашивает “Нәрсә юк?” (ипи, алма,...)“Әйе – юк” “Да – нет”.
Лексика: ипи, алма, сѳт, чәй, куян, аю, туп, машина, курчак, эт, песи, ипи, аш, ботка, чәкчәк, конфет, сок, банан, апельсин, виноград, груша, кашык, тәлинкә, чынаяк, кишер, суган, бәрәңге, кыяр, шалкан, кәбестә, күлмәк, чалбар, ѳстәл, урындык, карават, тычкан, бүре, тѳлке, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, альбом, клей, линейка, карандаш, пенал, китап, дәфтәр, ѳчпочмак, кофе, пицца, бәрәңге фри.
- закрепить названия овощей, фруктов, игрушек, одежды, посуды, мебели, животных, еды, школьных принадлежностей на татарском языке;- развивать внимание, память.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки и, указывая стрелкой, спрашивает у игроков “Бу ипи?” (Әйе, ипи...) “Бу куян?” (Юк, песи...)
“Дѳрес әйт” “Скажи правильно”.
Лексика: әни, әти, кыз, малай, әби, бабай, ипи, алма, сѳт, чәй, куян, аю, туп, машина, курчак, эт, песи, ипи, аш, ботка, чәкчәк, конфет, сок, банан, апельсин, виноград, груша, кашык, тәлинкә, чынаяк, кишер, суган, бәрәңге, кыяр, шалкан, кәбестә, күлмәк, чалбар, ѳстәл, урындык, карават, тычкан, бүре, тѳлке, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, альбом, клей, линейка, карандаш, пенал, китап, дәфтәр, ѳчпочмак, кофе, пицца, бәрәңге фри.
- закрепить названия членов семьи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, посуды, мебели, животных, еды, школьных принадлежностей на татарском языке;- развивать внимание, память.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки. Игроки, указывая стрелкой на картинку, поочереди называют. Если назвали правильно, то забирают картинку себе. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.
«Нинди?” “Какой? Какая? Какое?”
Лексика: кашык кызыл, кашык сары, кашык яшел, кашык зәңгәр; тәлинкә кызыл, тәлинкә сары, тәлинкә яшел, тәлинкә зәңгәр; чынаяк кызыл, чынаяк сары, чынаяк яшел, чынаяк зәңгә; күлмәк кызыл, күлмәк сары, күлмәк яшел, күлмәк зәңгәр; чалбар кызыл, чалбар сары, чалбар яшел, чалбар зәңгәр; ѳстәл кызыл, ѳстәл сары, ѳстәл яшел, ѳстәл зәңгәр; урындык кызыл, урындык сары, урындык яшел, урындык зәңгәр; карават кызыл, карават сары, карават яшел, карават зәңгәр.
- закрепить названия одежды, посуды, мебели на татарском языке;
- развивать умение различать цвета и называть их на татарском языке.
Ведущий распределяет между игроками картинки с предметами красного, желтого, зеленого и голубого цветов. Игроки поочереди прикрепляют картинки по кругу к сектору нужного цвета и отвечают на вопросы “Бу нәрсә?” (Бу чынаяк...) “Чынаяк нинди?” (Кызыл чынаяк...)
“Дѳрес сана” “Считай правильно”.
Лексика: бер, ике, ѳч, дүрт, биш, алты, җидә, сигез,тугыз, ун.
- развивать умение считать на татарском языке.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки. Предлагает игрокам их посчитать.
«Ничә?» «Сколько?»
Лексика: бер, ике, ѳч, дүрт, биш, алты, җидә, сигез,тугыз, ун.
- развивать умение считать на татарском языке;
- формировать умение задавать вопрос «Ничә?» и отвечать на него.
Ведущий распределяет на цветном фоне по кругу картинки. Предлагает игрокам их посчитать и ответить на вопрос «Ничә?».
“Командир”
Лексика: кил, утыр, сикер, ю, аша, эч, уйна, ки, сал, йѳгер, бие, җырла, йокла; утырам, сикерәм, юам, ашыйм, эчәм, уйныйм, йѳгерәм, биим, җырлыйм, йоклыйм, барам, шуам, укыйм, рәсем ясыйм; утыра, сикерә, юа, ашый, эчә, уйный, йѳгерә, бии, җырлый, йоклый, чана шуа, укый, рәсем ясый.
- закрепить слова – действия на татарском языке;
- формировать умение задавать вопросы «Нишли?» «Нишлисең?” и отвечать на них.
Ведущий распределяет на белом фоне в секциях пиктограммы и предлагает одному из игроков: «Коля, сикер!» Игрок, которого назвали, указывает стрелочкой на нужную пиктограмму. Далее ведущий спрашивает у него: «Коля, син нишлисең?» (Мин сикерәм…). У остальных игроков ведущий спрашивает: «Коля нишли?» (Коля сикерә…). Кто из игроков ответил на этот вопрос правильно, становится ведущим.
«Нишлисең?» «Что делаешь?»
Лексика: утырам, сикерәм, юам, ашыйм, эчәм, уйныйм, йѳгерәм, биим, җырлыйм, йоклыйм, барам, шуам, укыйм, рәсем ясыйм.
- формировать умение задавать вопрос «Нишлисең?” и отвечать на него.
Ведущий распределяет на белом фоне в секциях пиктограммы и спрашивает одного из игроков: «Коля, син нишлисең?». Игрок выбирает стрелочкой любую пиктограмму и отвечает: «Мин сикерәм…»
«Нишли?» «Что делает?»
Лексика: утыра, сикерә, юа, ашый, эчә, уйный, йѳгерә, бии, җырлый, йоклый, чана шуа, укый, рәсем ясый.
- формировать умение задавать вопрос «Нишли?» и отвечать на него.
Ведущий распределяет на белом фоне в секциях пиктограммы, а по кругу напротив каждой пиктограммы предметные картинки. Ведущий спрашивает одного из игроков: «Куян нишли?» (Куян сикерә…); «Малай нишли?» (Малай укый…) и т.д.
-432435153670
1428751374775