Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год (3 класс)
Анализ воспитательной работы
за 2014-2015 учебный год
классного руководителя 3-Б класса Л.А.Ульбашевой
В классе обучается 29 человек: девочек – 13 человек, мальчиков – 16 человек. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. Все дети учатся в меру своих возможностей:
3 отличника,16 хорошистов.
В начале учебного года была поставлена цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
В течение 2014 – 2015 года реализовывались такие задачи, как:
Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством бесед, классных часов;
Подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;
Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,
Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
Заинтересовать общением друг с другом;
Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
Воспитывать нравственные качества;
Развивать инициативу.
За четвертый год жизни в коллективе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях
Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание гражданско-патриотического направления, нравственности, здорового образа жизни и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Был создан классный уголок с названием, девизом, различными рубриками «Наши обязанности», «График дежурства», «Это интересно», «Поздравляем!». Командиром в течение учебного года класса был – Гимадеев Никита, а Кремнев Александр – заместитель командира класса. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать в 4 классе.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, играх. Карих Станислав стал победителем конкурсе чтецов, посвященному празднованию Дня языков. На том же конкурсе в жанре «Театральные подмостки» группа ребят занимает 1 место. В ноябре учащиеся класса: Карих Санислав (3 место – русский язык), Абдуллаева Наргиза (1 место - ИЗО), Балтаханова Анель (3 место - музыка) приняли участие в 1 этапе (школьном) Республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Карих Станислав занял 2 место в Детской - научно-практической конференции, где защищал проект на тему «Доброта и отзывчивости А.Гайдара». В конкурсе художественного слова, посвященному празднованию 70летия Дня Победы «Этих дней не смолкнет слава» Кремнев Александр занял 1 место. В течение года класс принял участие во многих школьных мероприятиях. Таких как: тематические конкурсы рисунков: Абдуллаева Наргиза (1 место – «Золотая Осень!»), Бетхер Анастасия (1 место – «Здравствуй, Зимушка – зима!»), спортивные праздники, флешмоб, акции и др.
В свободное время ребята посещали спортивные кружки и секции:
№ Ф.И.О. Кружки, секции, факультативы в школе Внешкольные формы дополнительного образования
Абдуллаева Наргиза спор.секция «Строитель», плавание
Бекмухамбетов Асхат спор.секция «Строитель», плавание
Берлов Александр спорт.секция теквандо Бетхер Анастасия ОХА «Глория»
Гельм Рудольф спорт.секция теквандо Гимадеев Никита спорт.секция теквандо Карих Станислав ДЮСШ «Строитель», секция бокса
Квасова Ольга КГКП ДШИ им. Жубановой, хореография
Кремнев Александр спорт.секция киокушинкай-кан каратэ
Кун Александр ОЦ «Fluent English» Ларина Маргарита ОХА «Глория»
Митрохов Павел спор.секция «Строитель», плавание
Михайлова Виктория КГКП ДШИ им. Жубановой, хореограф, вокал
Морозова Милена КГКП ДШИ им. Жубановой, худ.школа
Наринский Даниил спорт.секция плавания. ЧШ анг.язык
Невмывака Никита спорт.секция каратэ
Стацюк Елизавета ДЮЦ АМТ ансамбль «Росинки»
Шумилина Анастасия спор.секция «Строитель», плавание
Воспитательную работу в классе строила, опираясь на следующие направления:
Гражданско-патриотическое воспитание
Правовое воспитание
Умственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Национальное воспитание
Семейное воспитание
Экономическое воспитание
Трудовое и профессиональное воспитание
Эстетическое воспитание
Экологическое воспитание
Физическое воспитание и формированиездорового образа жизни
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в организациях образования РК
Гражданско-патриотическое воспитание
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско –патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Информационные беседы и классные часы: «Казахстанский путь - 2050», «Язык живая душа народа», «Мой Независимый Казахстан», «День Первого Президента» были направлены на привитие детям любви к Родине. «Моя Родина, мои Казахстан!», «Наши права и обязанности» ознакомили учащихся с Конституцией РК. В предверии празднования Великой Победы были запланированы и проведены следующие мероприятия: изготовление поздравительных открыток «Мы гордимся ими», экскурсия и возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата «Ничто не забыто, никто не забыт», конкурс художественного слова, «Этих дней не смолкнет слава», которые оставили яркое впечатление у школьников.
Правовое воспитание
Цель данного направления: формирование патриотического сознанияЗадачи: формирование осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям; формирование стремления к реализации активной гражданской позиции; воспитание любви и уважения к Родине: культуре, истории, фольклору, обычаям и традициям Казахстана; пропаганда знаний государственных символов; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
В рамках патриотического воспитания на протяжении учебного года была проделана следующая работа: проводились инструктажи «Правила поведения в школе и на улице», «О пользовании сотовых телефонов в общеобразовательных школах»; классные часы «Экстремизму НЕТ!», «Конвенция о правах ребёнка», «Толерантность в правовом государстве», «Религиозные верования народов Казахстана» и др.; беседы: «Правила дежурства по классу», «Ваши права и обязанности», «Что такое закон», «Преступление и наказание» и др. а так же была проведена диагностика «Отношение учащихся к религии и деятельности нетрадиционных конфессий». Все это способствовала формированию стремления к реализации активной гражданской позиции, осознанному отношению к патриотическим ценностям.
Умственное воспитание
Работая в этом направлении традиционными для класса стали предметные недели, декады, в рамках которых использовала различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, проекты, рефераты, доклады, сообщения, выпуск газет и т.д. Были задействованы следующие формы работы: групповые занятия по интересам (проектная деятельность), вариативный курс «Умники и умницы», участие в международных, казахстанских, школьных, классных интеллектуальных марафонах и конкурсах, а так же участие Карих Станислава в Детской - научно-практической конференции, где защищал проект на тему «Доброта и отзывчивости А.Гайдара» и занял 2 место.
Духовно-нравственное воспитание
Основная цель: воспитание целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к
правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств. Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед и классных часов: «Семь Я. Семейные традиции», «О равнодушие и добре», «Услышать сердце человека», «Правила хорошего тона», «Путешествие по городу вежливости», «Роль книги в жизни человека»; изготовление поздравительных листовок ко Дню пожилого человека, открыток к 9 мая «Мы гордимся ими» и др.
Национальное воспитание
Формирует личность человека как достойного представителя своей нации, своего народа, носителя своего языка, истории, нравственных, духовных, семейных, трудовых традиций, человека знающего и уважающего культуру других народов, готового к диалогу и взаимодействию с представителями других национальностей, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе любви к родной земле, почитания старших, бережного отношения к природе.
Национальное воспитание формировала во время:
бесед и классных часов: «Детские обряды казахского народа», «Мой родной язык», «Многонациональный
Казахстан», «Я - Патриот»;
конкурсов рисунков и поделок: «Мой город», «Моя страна», «В семье единой»;
конкурса сочинений «Я люблю тебя, Казахстан!»
Учащиеся участвовали в выставке поделок из природного материала «Дары осени», в акции «Пятёрка за пятёрку», в конкурсе на лучшее оформление кабинета к Новому году, в праздничном концерте «Две звезды», проводы весны.
Посетили городской музей ко Дню Победы, Дню Независимости.
Семейное воспитание
Семейное воспитание направлено на освоение учащимися нравственных основ семьи, формирование культуры семейных отношений, национальных семейных традиций, на осознание уникальной ценности здоровья для построения полноценной семьи, на формирование отношений сотрудничества с родителями для обеспечения воспитательного воздействия на детей, формирование функциональной грамотности родителей, способствующей успешному выполнению родительских функций.
Для решения задач семейного воспитания были проведены следующие мероприятия:
конкурс сочинений-эссе «Семейные традиции»;
конкурс коллажей: «Семья – это когда все вместе!»;
беседы и классные часы: «Наши братья и сестры», «Берегите доверие», «Уважение в семье», «Семья – главная ценность в моей жизни»;
инструктаж: «Безопасное лето».
Проводились поздравления именинников, праздничные чаепития с участием родителей.
Экономическое воспитание
Основная цель экономического воспитания в школе - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирования у учащихся потребности в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоения ими основных экономических понятий, категорий, законов и процессов развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчетливости и др.; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психологической готовности к возможным трудностям, которые подстерегают человека в условиях рыночной экономики.
Для реализации поставлен задач были запланированы и проведены классные часы и беседы: «9 причин, почему хорошо быть бережливым», «Тенге – символ независимости Казахстана», «Слова хочу и надо», «История возникновения денег», «Бюджет семьи»; изготовление газеты «Что я экономлю, берегу дома».
Трудовое и профессиональное воспитание
В классе по данном направлению были проведены мероприятия по благоустройству класса. В конце сентября проводился конкурс сочинений «Моя будущая профессия». Были проведены мероприятия: «Профессии наших родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны»; операция «Уют» с целью проверки школьного кабинета. Апрель – уборка территории школы и прилегающей к ней территории от листьев и мусора. В начале года было организовано ежедневное дежурство по классу.
Эстетическое воспитание
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед: « Как вести себя в транспорте», «Взаимопонимание в классе», «Хорошие манеры», «Что значит уважать другого», «О вреде сквернословия», «Мы разные, но мы вместе» и др. при посещении кинолекториев, театра, кинотеатра, зоопарка, музеев. Работа по этому направлению в следующем году будет продолжена.
Экологическое воспитание
В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы, прививая практические навыки экологической работы в классе за 2014-2015 учебного года была проделана следующая работа. Ежемесячно проводились:
беседы: «Планета заболела», «Вода-источник жизни!», «Почему снег грязный», «Поможем природе»,
«Загрязнение окружающей среды» и др.
интеллектуальные игры: «Загадки природы», «Цветы – лекари» и др.
классные часы: «Наши пернатые друзья», «Загрязнение окружающей среды»; экологическая викторина «Бал
цветов», «Знатоки природы»
конкурсы: кроссвордов и ребусов «Твои соседи по планете», плакатов – призывов «Живой мир ждет твоей
помощи»
принимали участие в акциях «Добро и согласие между Человеком и Природой», «Мой чистый дом»,
«Помоги птицам зимой»; Посещение краеведческого музея, экскурсии с целью наблюдения.
Во внеклассной работе и на уроках по русскому языку, математике, литературному чтению и трудовому обучению учащиеся получали теоретические и практические навыки экологической работы.
Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
Цель данного направления: воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Были проведены мероприятия: «Я выбираю жизнь!», «Правила поведения на каникулах», проводилась беседа о вреде курения, «Зимние опасности» и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Профилактика девиантного поведения
Предполагает воспитание осознанного отношения несовершеннолетних к правовой культуре и нормам поведения в организациях образования; самореализацию личностного потенциала каждого учащегося с девиантным поведением; устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативные поведенческие реакции, развивает устойчивость личности к влиянию этих факторов; здоровый образ жизни на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям, занятиям спортом.
С целью профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в организациях образования, проводила:
выставка рисунков: «Моё настроение»
беседа: «Как научиться разговаривать с людьми», «Что такое интонация», «Как научиться преодолевать
трудности», «Что легче ссориться или мириться?»
инструктаж по технике безопасности: «Пожары в школе и дома»; «Безопасное поведение дома и на улице»
и др.
осуществлялся контроль над посещением спортивных кружков и секции учащимися класса.
Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.
Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса остается на среднем уровне. Отрадно, что все родители заинтересованы воспитанием своих детей, адекватно реагируют на замечания и стараются их выполнить, многие изъявляют желание провести какую-то, определенную воспитательную работу с детьми.
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей, стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
сотрудничество родителей и классного руководителя;
ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
изучение семей учащихся;
педагогическое просвещение родителей;
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
индивидуальная работа с родителями;
информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Следует отметить, что творческую активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
**Взаимодействие с семьей.
В течение года было проведено 4 родительских собраний (протоколы)
05.09. 2014 г. «Организационное родительское собрание»
27.11. 2014 г. «Причины неуспеваемости учащихся»
12.03. 2015 г. «Школьная отметка»
20.05. 2015 г. «Итоги года и перспектива развития»
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы. Родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.
Исходя из вышеизложенного в следующем учебном году необходимо решить следующие задачи:
Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
Продолжить эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Формировать у детей основы нравственной и правовой культуры.
Скорректировать систему воспитательной работы, исходя из принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Продолжить работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Продолжить работу по родительскому Всеобучу о роли семьи в воспитании детей на уровне параллелей классов, общешкольных собраний, привлекать в школу родительскую общественность.