ПРОГРАММА План работы библиотеки на 2013 – 2014 учебный год.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»

Утверждаю:
Директор ГКОУ СО «БСКОШИ»
_______________//
« ____ » _____________ 2013 г.





ПРОГРАММА
работы библиотеки
на 2013 – 2014 учебный год.








Составитель:
библиотекарь





Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ________
От «_____» __________20___г.







Согласовано:
Заместитель директора по ВР _____________//
«____» _____________ 20___г.





с. Бутка 2013 год


Пояснительная записка.

Тема: Совершенствование библиотечного и библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
Вводная часть:
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования  и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством. 2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия. 3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей. 4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей. 5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе. 6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке
Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы. 2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации. 3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации. 4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей. 5. Воспитательная  – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе. 6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе. 7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. 8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ОУ, другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации 
1. Работа с книжным фондом.

Содержание работ
Сроки




Работа с фондом учебной литературы


 

1.
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.
Август-сентябрь, май-июнь


 

2.
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
1. Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
2. Составление бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013 -2014учебный год
3. Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
4. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки.



В течение года


По графику


По графику




В течение года 


 

3.
Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ
Май


 

4.
Изучение и анализ использования учебного фонда
В течение года


 

5.
 Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
В течение года


 

6.
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление документации по накладным на учебную литературу
В течение года


 

Работа с фондом художественной литературы


 

1.
Изучение состава фонда и анализ его использования
Декабрь


 

2.
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
Постоянно в течение года


 

3.
Учет библиотечного фонда
июнь


 

4.
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
По мере комплектования


 

5.
Работа с фондом:
1.  оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, эстетика оформления).
2. соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах
3.  проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год 4.  обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации



Постоянно, в течение года


 

6.
Работа по сохранности фонда:
1. Организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива.
2.  составление списков должников.
3. обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать  санитарный день
4. систематический  контроль   за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

Постоянно в течение года
  1 раз в четверть
 Постоянно в течение года

Постоянно в течение года


 

7.
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу
Май-июнь.


 

Комплектование фонда периодики


 

1.
Комплектование фонда периодикой через подписку, спонсорскую помощь. Оформление подписки на 1 полугодие 2014 года Контроль доставки
По мере поступления

Сентябрь - октябрь.
Постоянно


 

2.
Оформление подписки на 2 полугодие 2014 года Контроль доставки
Март-апрель.
Постоянно.




2.  Работа с читателями.
 №
 Содержание работ
 Сроки

Индивидуальная работа

1.
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.
Постоянно

2.
Рекомендательные беседы при выдаче книг
Постоянно

3.
Беседы о прочитанном.
Постоянно

4.
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку.
По мере поступления

5.
Изучение и анализ читательских формуляров
В течение года

Работа с педагогическим коллективом

1.
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
Выставки, сообщения

2.
Оказание методической помощи к уроку 
В течение года

3.
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет
По требованию.

Работа с учащимися

1. 
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки
Постоянно

2. 
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)
1 раз в четверть

3. 
Беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.
Постоянно

4.
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя.
Постоянно

5.
Школьный конкурс «Лучший читатель года».
Май.

6.
Участие в окружных конкурсах
В течение года

3.План выставок на 2013-2014 учебный год.
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.

Месяц
Наименование выставки
Дата проведения

Сентябрь
«Осень золотая»
02.09 -15.09.

Сентябрь
185 лет со дня рождения Л.Н.Толстого
16.09 -30.09

Октябрь
«Школа добра»
01.10 -15.10

Октябрь
75 лет со дня рождения В.П.Крапивина
16.10 - 29.10

Ноябрь
«Ты у меня одна» Посвящение маме.
04.11 – 15.11

Ноябрь
105 лет со дня рождения Н.Н.Носова
16.11 – 30.11

Декабрь
«Как хорошо уметь читать!»
01.12 – 15.12

Декабрь
«Скоро Новый год» Подарки своими руками
16.12 – 29.12

Январь
«Делу время, а потехе час»
15.01- 31.01

Февраль
«Ещё раз про любовь» (Ко Дню Святого Валентина)
01.02 – 15.02

Февраль
120 лет со дня рождения В. Бианки
16.02 – 28.02

Март
«Этот славный праздник 8 марта!»
01.03 – 15.03

Март
«По сигналу светофора» (ПДД)
16.03 – 24.03

Апрель
«Весенняя прогулка»
01.04 -15.04

Апрель
«Эти забавные животные»
16.04 – 30.04

Май
«Священную клятву держали» (Ко Дню Победы)
01.05 – 15.05

Май
«Ура! Каникулы!» (рассказы про лето)
16.05 – 25.05


Выставки учебных изданий к предметным неделям
В течение года

4 .Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам.

1.
День Знаний (помощь в подготовке праздника, оформление стенда)
Подготовка презентаций по борьбе с терроризмом (1-4 класс)
Сентябрь

2.
День Учителя в России (помощь в подготовке праздника)
Оформление стенда
Презентации ко Дню Музыки и Дню Улыбки
Октябрь

3.
День матери (помощь в подготовке праздника)
Оформление стенда
День рождения Деда Мороза.
Ноябрь

4.
Помощь в проведении новогоднего праздника педагогу-организатору.
Оформление стенда .
День информатики в России.
Декабрь

5.
Оформление стенда.
Всемирный день «Спасибо»
День снятия блокады города Ленинграда (27.01.1944)
Январь

6.
День Защитника Отечества Помощь в организации «Смотра песни и строя»
Оформление стенда
Открытое мероприятие «День Святого Валентина»
Февраль

7.
Помощь в организации праздничного концерта к 8 марта
Оформление стенда.
Всемирный День книги.
Март

8

Показ презентаций о Пасхе.
Оформление стенда
Международный День Земли
Апрель

9
Оформление стенда.
Народные традиции связанные с началом лета.
Май

5. Повышение квалификации

Содержание работ
Сроки

1.
Участие в совещаниях, семинарах.
По плану методиста УО

2.
Оказание помощи метод. объединению в проведении конкурсов, совещаний, собраний и др.
По требованию

6.  Взаимодействие с другими библиотеками.

Содержание работ
Наименование библиотеки
Сроки

1.
Сотрудничество с библиотеками по вопросам работы
Смолинская школа,Талицкая школа-интернат,Пионерский реабилитационный центр, Басмановская школа.
В течение года

3.
Тематические беседы

В течение года

4.
Библиографическая помощь

 В течение года

Школьный библиотекарь________________ Хохрякова В.В.


Заголовок 115