Исследовательская работа по литературе Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа» с.Черёмуховка
Исследовательская работа
«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо»
Исполнитель - Табакова Валентина,
учащаяся 10 класса.
Учитель - Емельяненкова Н.М.
Республика Коми, с.Черёмуховка
2015
Тема: Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Цель - исследование видов фольклора в поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо».
Проблема: Какую цель преследовал поэт Н.А. Некрасов, обращаясь к устному народному творчеству?
Источник информации: Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.
Обработка информации: анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.
Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.
Доклад на уроке литературы.
Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова состоят в том, что она глубоко народна, герой в ней - народ, и автор, правдиво отображая жизнь народную, использует его речь – живую, яркую, образную. Вот пример народной речи: «любуюсь цветиком», «белка … лапочкой, как кошка, умывалася», « третьеводни прицелился», «средь горенки дубовый стол стоял, на нем гробочек крохотный», «У нас народ все голь да пьянь…» (Из главы «Крестьянка») Речь героини Матрены Тимофеевны - яркий образец чистой природной крестьянской речи. Она рассказывает о своем первенце Демушке как о былинном герое:
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!..
Песни.
В поэме широко используются художественные принципы народного творчества. Четко прослеживается песенный ритм всей поэмы, имеются многочисленные включения песен, как переработанных, фольклорных, так и принадлежащих самому Некрасову. Можно сопоставить хотя бы две песни. В главе («Горькое время—горькие песни») есть песня («Барщинная») как образец фольклорной песни:
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать...
Песня же Гриши Добросклонова « В минуту унынья, о родина -мать!» является образцом гражданской лирики самого автора.
В минуты унынья, о родина- мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю...
Фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Широко использованы здесь, во-первых, похоронные причитания, во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих — лирические семейно-бытовые песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в них наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства. Так, глава I («До замужества») построена почти целиком на свадебных причитаниях из сборника Рыбникова:
Велел родимый батюшка.
Благословила матушка,
Поставили родители
К дубовому столу,
С краями чары налили:
«Бери поднос, гостей – чужак
С поклоном обноси!»
В первой я поклонилася —
Вздрогнули ноги резвые;
Второй я поклонилася —
Поблекло бело личико;
Я в третий поклонилася,
И волюшка скатилася
С девичьей головы…
В этом четко проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения крестьянства и, в частности, крестьянской женщины. Глава «Крестьянка» построена на основе 9 похоронных причитаний Ирины Федосовой, одной из исполнительниц песен (из сборника Барсова). Выделенное Некрасовым особым размером (хореическим) причитание Матрены Тимофеевны («Я пошла на речку быструю») перекликается с похоронными причитаниями по родителям.
Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У ракитова куста
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Зарыдала, сирота!
Громко звала я родителя:
Ты приди, заступник батюшка!
Посмотри на дочь любимую…
Понапрасну я звала.
Нет великой оборонушки!
Рано гостья бесподсуднаяБесплемянная, безродная,
Смерть родного унесла!..
Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче — показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.
В других главах («Последыш» и «Пир на весь мир») песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их можно назвать пропагандистскими. Таковы песни «Веселая» («Кушай тюрю, Яша!Молочка-то нет»), «Барщинная» («Беден, нечесан Калинушка»), «Голодная»(«Стоит - мужик, колышется»), «Солдатская» («Тошен свет, правды нет»),«Соленая («Никто как бог!»). Отчасти, пожалуй, сюда же может быть отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).Ни для одной из этих песен невозможно указать непосредственного источника в фольклоре; нет даже сравнительно близких аналогий. Песни Некрасова отличаются от фольклорных большей остротой изображения. Задача Некрасова заключалась не в том, чтобы следовать за фольклором, а в том, чтобы воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей (недаром эти песни подвергались прямому запрещению).
Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению крепостничества. С этими песнями можно сопоставить такую, например,фольклорную песню:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько...
Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают крайнюю бедность и голод крестьянства. Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата, ходящего «по-миру, по-миру». Солдатчина часто рисуется в фольклорных песнях самыми мрачными красками (в частности, в рекрутских причитаниях).
Из-за леса, леса темного,
Из-за садика зеленого
Выкатилось ясное солнышко.
Что за солнышком — белый царь.
Ведет силушку не малую,
Он не малую, не великую —
Полтораста полков тысячных.
Они шли-прошли, заплакали,
На коленочки попадали:
«Уж ты, батюшка, наш белый царь!
Поморил нас смертью голодною.
Голодною, холодною!..»
Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.
Малые виды фольклора.
Достаточно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок — собачка верная» и т.п.).
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка - кричит! … (эхо)
……………………………………………….
Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет - тогда ревет! (снег)
…………………………………………..
Не лает, не кусает,
А не пускает в дом! (Замок)
……………………………………….
А по лугу… Стоят «князья Волконские»
И детки их, что ранее
Родятся, чем отцы. (Стог и копны)
Пословицы и поговорки, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.
«Хвали траву в стогу, а барина в гробу»
«Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать»
«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»
«А силой тот не хвастайся, кто сна не поборол»
«Что на роду написано, того не миновать»
«Рассыпался горох на семьдесят дорог»
Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.
Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:
В первой я поклонилася –
Вздрогнули ноги резвые;
Второй я поклонилася –
Поблекло бело личико;
Я в третий поклонилася,
И волюшка скатиласяС девичьей головы…
Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.( Примечание Н.А.Некрасова)
« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушкуИ вывел из младенчества
По пятому годку…»
Обычай: День Симеона - 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.
Примета «Молюсь о нем (об умершем Демушке) , в рот яблока до Спаса не беру!»
Спас - церковный праздник. В Спас поспевают яблоки. Есть яблоки до Спаса ,до освящения их, считалось грехом. Если мать умершего ребенка попробует их раньше, считалось, что на том свете не дадут ее умершему младенцу «яблочка поиграть». Матрена Тимофеевна, трагически потерявшая своего первенца, строго придерживалась приметы.
«Свекровушка…соседкам наплела, Что я беду накликала. А чем? Рубаху чистую надела в Рождество…» (Примета: не надевай чистую рубаху в Рождество: Не то жди неурожая.( Есть в словаре В.И.Даля) - примечание Н.А.Некрасова) Матрена рассказывает: «За мужем, за заступником, Я дёшево отделалась; А женщину одну Никак за то же самое Убили насмерть кольями…»
«За всех, про всех работаю…С золовушки бракованной снимаю сапоги…» (Золовка - сестра мужа. Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называлась бракованной.(Примечание автора) В данном случае, старшая сестра Филиппа, мужа Тимофеевны, не была замужем и оттого была злобна и сварлива).
Крестьянин, по словам Матрены, и встает и ложится с приметою. «Приметы есть хорошие, А есть и бедокурные. Случилось так: свекровь Надула в уши свекору, что рожь добрее родится Из краденых семян. Поехал ночью Тихоныч, Поймали, - полумертвого подкинули в сарай…»
Весна, когда семь временнообязанных мужиков, отправились искать « кому живется весело, вольготно на Руси», выдалась поздняя. «Давно бы сеять надобно, А на полях - вода! Умилосердись, господи! Пошли крутую радугу На наши небеса!» (Примета: крутая радуга - к вёдру (к солнечной погоде), пологая - к дождю (Примечание автора). Еще одна примета «Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - не будешь куковать!» (Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб на полях (Примечание автора)В целом, «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству ГлебаУспенского. Это — поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов».Некрасов включает в поэму легенду «О двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр, сам великий грешник, в праведном гневе убивает пана Глуховского, истязавшего своих крестьян. И сразу рухнуло дерево, которое Кудеяр, во искупление своих грехов, подтачивал много лет. Так поэт подтверждает, что высшая народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
Вывод.
Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче - создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.
Литература.
1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.
2.Ю.В.Лебедев. Литература, ч.2, М., Просвещение, 2006.
3.К.И.Чуковский. Мастерство Некрасова, М., 1971.