План — конспект урока литературы на тему: Урок – исследование по литературе в 10 классе по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»


Урок – исследование
по литературе в 10 классе по поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо…»
Тема: «Душа народа русского…»
Цель- определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо…»
Задачи:
образовательные:
показать на примерах из текста трудную судьбу крестьянства России в пореформенный период;
раскрыть образы крестьян, пользуясь алгоритмом композиционных приёмов создания художественных образов;
доказать народность творчества поэта путём аналитического исследования;
развивающие:
развивать интерес к личности и творчеству А.Н Некрасова;
формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;
способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
воспитательные:
воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию России;
пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;
укреплять основы духовно- нравственной культуры.
Оборудование: тексты поэмы «Кому на Руси жить хорошо…», компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, таблицы по теме урока.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэмой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…».
Вступительное слово учителя.
- Перед вами картина Г.Г. Мясоедова «Косцы», которая иллюстрирует эпизод поэмы. Чтение отрывка из поэмы на фоне музыки (Картина Г.Г. Мясоедова «Косцы»)
(Слайд)
- Какое впечатление вызывает у вас эта картина? Попробуйте сформулировать одним словом.
(Красота, широта, труд, радость, раздолье, песня)
Слова, которые вы назвали, составляют образ русского народа, его души.
Сообщение темы и цели урока.
Так и будет звучать тема нашего урока: «Душа народа русского…»
Эпиграф на доске:
Душа страны – народ,
Душа народа – вера.
Иеромонах Роман, 2003г.
Слова эпиграфа выражают цель нашего урока:
- Сегодня на уроке нам предстоит определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в понимании Н.А. Некрасова на материале поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
IV. Актуализация знаний учащихся по теме.
- Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян.
- Назовите представителей крестьян в поэме.
(Семь странников, Савелий, Матрёна, Яким Нагой, Ермил Гирин…)
V. Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.
-Каждый из этих образов несёт определенные черты. В этом можно убедиться на примерах из текста.
-Впервые в поэме с крестьянами мы встречаемся в прологе:
Семь странников сошлися и заспорили,
Кому живётся весело, вольготно на Руси…
-Существует алгоритм, основанный на композиционных приёмах создания художественного образа. На интерактивной доске вы видите образец выполнения анализа художественного образа по алгоритму на примере анализа образа семи странников.
-Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев. (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).
-Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи).
-Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога).
-Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор).
-Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).
–В образе странников проявляется такая черта русского народа, как правдоискательство.
-А упорство характеризуется такой фразой:
Мужик, что бык….
Всяк на своём стоит.
(Слайд)( Учитель выразительно читает отрывок из поэмы).
-Автор даёт характеристику героям, нацеливающую на дальнейшее восприятие образов.
-Обратите внимание на доске также записаны слова, которые обозначают основные черты характера семи странников, в течение урока мы продолжим этот вид деятельности с целью наглядного сопоставления характеров героев.
-И сейчас, пользуясь алгоритмом создания композиционного образа и словесным рядом, мы дадим характеристики героям поэмы.
Яким Нагой-представитель крестьян, с которым мы встречаемся в главе « Пьяная ночь).
-На примерах из текста раскройте образ Якима.
-Пользуясь алгоритмом композиционного приёма создания художественного образа, выполним анализ образа Якима.
-Первый шаг.Слова из текста: Яким, старик убогонький …
-Второй шаг: «говорящая фамилия».
-Третий шаг: картиночки.
-Четвёртый шаг: удивление крестьян поступком героя.
-Итог.
- Какие слова отражают характер Якима? (Тяга к красоте, чувствительность, наивность) (Дети ключевые слова записывают на доске)
(Слайд)-Выразительно прочитайте отрывок из поэмы.
-В этих словах наиболее ярко отражены черты характера героя.
-Сейчас, пользуясь текстом поэмы, алгоритмом композиционного приёма создания художественных образов, словесным рядом, вы продолжите самостоятельно анализировать образы крестьян, разделяясь на группы:
1ряд- образ Ермилы Гирина;
2ряд- образ Матрёны Тимофеевны;
3ряд- образ Савелия-богатыря-святорусского.
-Заслушаем результаты вашей работы и подведём итоги.
Ермил Гирин
Какие слова наиболее ярко отражают характер Ермилы? (Честность, справедливость)
-Какой поступок, совершённый Гириным, заставил его душу страдать? Зачитайте отрывок из поэмы.
-Какая черта открывается в характере Гирина в этой ситуации? (Совестливость)
(Слайд) - Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Характеристика, которая раскрывает образ героя через взаимодействие с другими персонажами.
Физминутка
Расслабьтесь, закройте глаза, представьте себя в поле.
Над полем плывут облака. Поднимите руки, попытайтесь дотянуться до облака. Потянитесь вверх. Вот какой-то шум, это прилетела птица, оглянитесь по сторонам. Где она? Откройте глаза, продолжим работу.
Матрёна Тимофеевна
-Единственный женский образ в поэме, но какой колоритный!
Какие слова отражают характер Матрёны Тимофеевны как яркой представительницы крестьянских женщин. (Красота, долготерпение, вера).
(Слайд) -Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова говорят о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки.
Савелий – богатырь святорусский
- Только русская земля рождает таких богатырей. Обратимся к образу Савелия – богатыря святорусского. Какие слова отражают характер богатыря - святорусского? ( Сила духа, свободолюбие, доброта).
(Слайд) -Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова убеждают нас в богатырской силе духа Савелия.
-Характер героев раскрывается через портрет, речь, художественные детали, взаимодействие героев с другими персонажами. Характер в свою очередь раскрывает внутренний мир героев, их душу.
-Теперь объединим все черты, составляющие духовные начала народа, в одно понятие: душа народа русского.
( Слайд)-Образ солнца - воплощение тепла и света русской души.
Разминка для глаз.
VI. Творческая работа.
-Я предлагаю вернуться к началу урока и обратить внимание на эпиграф. Как вы понимаете слова эпиграфа? (В душе человек сохраняет веру в Бога, в любовь, в добро). Сейчас мы выполним небольшую творческую работу. На слайде вы видите предложения, начатые мной. Ваша задача закончить мысль.
Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… главное богатство России- народ.
Проявления величия русской души поэт отразил в… силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости.
Какая почва добрая-
Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы убеждаемся в… глубине и духовной мощи русского народа.
VII. Создание коллажа как итог урока.
-Если условно изобразить русскую душу, какие элементами-символами вы воспользуетесь? (Поле- широта, колокола- красота, стремление к светлому, образ Георгия Победоносца- сила, непобедимость духа). На чём же стоит земля русская? Ещё народу русскому пределы не поставлены! Вольной птицей поднимается душа его ввысь!
-Каждый из нас частица великого русского народа ! Поэтому будущее России зависит от того, какие духовные приоритеты мы для себя определим, по какому пути пойдём!
VIII. Домашнее задание.
На материале 1,2 и 3 частей поэмы сформулировать определение «счастья» в понимании героев поэмы.
IX. Выставление оценок учащимся, применяя таблицы самооценки.