Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Бородино


Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».
Подготовила:
Трошина А.В.,
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 5 классе.
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».
Цели урока: познакомиться с биографией М. Ю. Лермонтова; обеспечить формирование умения анализировать произведение; помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма; научить определять, что является предметом национальной гордости русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные: формирования умения определять тему произведения; формулировать идею, давать характеристику герою; умение сопоставлять и сравнивать тексты различных стилей.
Метапредметные: развитие у школьников познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; стремление к речевому самосовершенствованию;
Личностные: воспитание гордости за свой народ, осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам.
Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности, принятие решения в проблемных ситуациях.
Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по выделенным критериям; определение основной и второстепенной информации;); добывание, преобразование и представление информации. Коммуникативные: приобретение опыта работы в группе; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, согласовывать свои действия. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы: репродуктивный, поисковый.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технология: развитие критического мышления.
Средства обучения: медиапроектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку; портрет М.Ю. Лермонтова; карточки с заданием; аудиозапись стихотворения «Бородино» в исполнении В.Зозулина, детские рисунки к стихотворению «Бородино».
Ход урока.
Эпиграф урока:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов
1. Организационный момент, постановка цели.
– Ребята, чем, по-вашему, может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, когда что – то является предметом гордости всего народа? О чем пойдет разговор на нашем уроке?
2. Актуализация опорных знаний.
– Кто такой М.Ю. Лермонтов?
– Что вы знаете об этом поэте?
– В каких жанрах он писал?
– Какие роды литературы вам известны?
– Что такое лирическое произведение и чем оно отличается от эпического?
– Какие стихи Лермонтова вы читали?
М.Ю. Лермонтов – достойный преемник А.С.Пушкина. Так же как и уА.С. Пушкина судьбы Родины и народа были основным содержанием его творчества.
3.Знакомство с биографией Лермонтова. (Выступление ученика). Работа по карточкам.

Ребятам раздаются карточки с нарушением последовательности в биографии пунктов плана. Задача: определить правильное расположение биографических событий.
– Работаем самостоятельно, а потом сверим с моим планом.
4.Соотнесение даты и события.
– Какое впечатление сложилось у вас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
– Можно ли его назвать патриотом Родины?
1812, 1837, 2014 - На слайде
Соотнесите дату и событие, помогите восстановить ход исторических событий.
(1812 г. - Бородинское сражение; 1837 г. – дата написания «Бородино»; 2014 - 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова).
– Что связывает эти даты?
– Бородинское сражение состоялось в1812 году, а Лермонтов написал стихотворение в 1837. Сколько лет прошло?
5. Историческая справка о войне 1812 г (Сообщение учащегося).

Прежде чем прослушать стихотворение, обратите внимание на непонятные вам слова, которые встретятся нам в произведении, постарайтесь запомнить их значение.
6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино»
– Кто герои этого произведения?
– Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение?
7. Физминутка.
Если утверждение верное, то ребята делают шаг вперед, если неверное – шаг назад.
В стих-и «Бородино» армия Кутузова сражается против англичан. –
Действие ст-я происходит недалеко от Санкт – Петербурга. –
Стих-е « Бородино» написано в честь 10-летней годовщины Бородинского сражения. –
Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения и поколение своих современников. Этот прием называется антитеза.+О Бородинской битве рассказывает ее участник, старый солдат. +
«Французы двинулись как тучи». В этом предложении автор использует эпитет. –
В итоге боя стороны побили друг друга и разошлись. –
8. Работа в парах. (Задание на карточках)
Во время слушания вам встретилось много устаревших слов из военной лексики. Задание: соединить стрелками слова из первого столбика с правильным определением из второго.
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
9. Опрос. Работа с учебником.
– Как построено стихотворение «Бородино»?
– Кто является в этом произведении рассказчиком?
– Почему автор не дал ему имени?
– Что интересует молодого солдата, что его волнует?
– С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?
Перечитайте эти строки.
10. Теория литературы.
– Какие художественные средства вам уже знакомы?
Найдите их примеры в тексте, выпишите в тетрадь.
– О чем говорится в первой части?
– Как ведут себя русские и французские солдаты?
– В каких строчках заключена основная мысль автора?
– Что это был за день?
– Какими качествами обладали русские солдаты?
– Почему так важно любить свою родину?
– Чем объясняется победа русских?
11. Групповая работа по карточкам ( соотнесение строк с элементами сюжета).
– Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"
– Завязка: "И вот нашли большое поле…"
– Кульминация: "Ну ж был денёк!"
– Развязка: "Вот затрещали барабаны…"
12. Итог урока.
Из стихотворения «Бородино» выросло впоследствии величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, схватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой!» И с этими словами бросился в бой. Таким образом, «Бородино» Лермонтова можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
13. Кластер со словом «героизм».
Напишите ключевое слово в середине листа.
Запишите ассоциации (слова или предложения), связанные со словом «героизм». (Ответы учащихся).
14. Рефлексия.
– О чем мы говорили на этом уроке?
– Какими чувствами проникнуто это стихотворение?
– Почему мы восхищаемся армией Кутузова в этой битве?
– Какое значение имеет стихотворение «Бородино» и подвиг солдат для последующих поколений.
15. Домашнее задание.

Составить словарь рифм, использованных в произведении «Бородино». Используя его, написать свое четверостишие, посвященное Бородинскому сражению.