М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.


Эпиграф к уроку: «Нет у вас Родины, нет вам изгнания»
М. Ю. Лермонтов
Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Цель: 1) Обучать основам анализа поэтического
произведения, познакомить с жизнью и творчеством
М.Ю. Лермонтова;
2) Развивать навыки осмысленного чтения, развивать
умение «всматриваться и вслушиваться» в слово
художественного произведения, актуализировать
жизненный личный опыт.
3) Воспитывать понимания жизни, любви к Родине.
Средства обучения: Презентация к уроку
Словарные слова
Мультимедия
Тип урока: Объяснение нового материала
Подготовка к уроку:
1) Прочитать статью в учебнике о М.Ю.Лермонтове2) Прочитать выразительно стихотворение «Тучи»
3) Найти и распечатать самые разнообразные портреты М.Ю. Лермонтова

Методы и приемы: выразительное чтение, беседа, устное
словесное рисование, работа
с презентацией


I Орг. момент.
Слайд1
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужили строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова.
А что это за стихотворение нам ещё предстоит узнать.
II Актуализация прежних знаний.

А) Работа над портретом.
Слайд2
Ребята, посмотрите на портрет. На нём изображён М.Ю. Лермонтов.
Что вы можете сказать об этом
человеке? (молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.) - С этим поэтом мы уже знакомы. В 5 классе анализировали его стихотворение. А кто помнит, какое?
- Из какого произведения эти строки?
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
( Стихотворение «Бородино»)
- Какому важному историческому событию посвящено
стихотворение? (Бородинскому сражению.)
- М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения,
в которых беспокоился о ней. Сам он провел жизнь вдалеке от своего
дома, края. Почему?
III Вступительное слово учителя о биографии и жизни
поэта.
Посмотрите на доску, здесь слова самого поэта.
Слайд 3
«Я сын страдания»
Давайте выясним, почему Лермонтов так написал о себе?
Дома вы изучили статью учебника о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, теперь систематизируем то, что вы прочитали.
- Где и когда родился Михаил Юрьевич Лермонтов ?
(15 октября (3 октября по старому стилю) в 1814 году в Москве).
- Обратите внимание на дату рождения. Что вы можете сказать?
(Этот год юбилейный. 200 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя)
Дома вы должны были найти портреты Лермонтова, давайте оформим стенд, посвящённый 200 - летию со дня рождения Поэта.
- Детство и отрочество Лермонтов провёл в селе Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы. Слайд 4
- Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве.
Отец мальчика был капитаном в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его.
Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом,
боялась его малейшего нездоровья. Слайд 5
- Расскажите, какие усилия приложила бабушка Лермонтова, чтобы он получил прекрасное образование.
Ковалёв
Первоначальное образование и воспитание будущий поэт получил дома. Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей, проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков.
В 1827 году Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.
Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. Вскоре его покойная жизнь ломается. В 1831 году Лермонтов потерял отца, которого горячо любил. В 1832 году переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд 6
- Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение «Смерть поэта» в 1837 году. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ.
Слайд 7
В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.
Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)
Судьба этого поэта трагична. Он понимал это и именно поэтому он так о себе и сказал «Я сын страдания»
Слайд 8
IV Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
А) - Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи» и
постараемся понять. Что общего в судьбе поэта и туч?
- Что вы знаете об истории создания этого стихотворения?
Мосичева
Б) Выразительное чтение учителем . Слайд 9
Для начала поработаем над словарными словами. Запишем их в тетрадь, дадим их лексическое значение. Развешаны по классу
Странник -  странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.
Лазурный – цвета ясного неба, синий, голубой, небесный, голубоватый, светло-синий
Жемчуг – Драгоценные перламутровые образования круглой, овальной или неправильной формы белого, розового или черного цвета
Изгнанник – Тот, кто находится в изгнании (2) и лишен возможности жить на родине.
Преступление – Общественно опасное действие, нарушающее закон и полежащее уголовной ответствен ности.
Клевета –  Ложь, ложное сообщение с целью опорочить кого-н.
Тяготить – Обременять тяжестью, давить на кого-что-нибудь ( ·устар. )
В) Анализ
- Какие ассоциации у вас со словом тучи?
Какие цвета, звуки
- А со словом тучки
Стихотворение так ведь и начинается «Тучки небесные»
Что вы мысленно представили, когда слушали стихотворение?
Слайд 10
Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?
Какие слова кажутся грустными?
С кем сравнивает поэт этот образ?
Почему они странники? Кто же их гонит?
О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?
Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?
( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)
Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?
( несчастным, одиноким, изгнанником.)
Слайд 11
В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?
Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?
( Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему.)
Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей и ты тоже должен быть надежным, верным. (беседа)
Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? ( завидует тучам)
Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)
Работа по картинам Слайд 12
Художники тоже рисуют тучи по – разному, и мы предстаавляем из себе по-разному. Скажите, какая из картинок соответствует первой строфе (обращаем внимание на слово тучки), а какая - последнему, нашему стихотворению?
Ребята, вспомните вопрос в начале урока. Что общего в судьбе поэта и туч? Давайте, сравним их.
Слайд 13
ТУЧИ ПОЭТ
1 Наскучили нивы бесплодные Отправляется не по своей воле
2 Вечно холодные, вечно свободные
Не свободен, он гоним.
3 Нет родины, нет изгнания.
Равнодушные ко всему
Есть любимая Родина, он любит ее, страдает, так как его могут изгнать из нее. Он не променяет
свою судьбу, печаль.
Слайд 14
Поэт противопоставляет свою жизнь с жизнью туч, сопоставляется два типа отношений к жизни.
V Выразительное чтение стихотворения учениками.VI Итог урока . выставление оценок
Слайд15
На дом: 1) Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.
2) Выразительное чтение «Листок», «Утес».
3) Рисунки к стихотворениям (по выбору)