Анализ работы методического объединения учителей начальных классов КГУ «Средняя школа №1» отдела образования акимата г. Лисаковска за 2014-2015 учебный год. Работа ШМО учителей начальных классов в 2014-2015г. была направлена на решение общешко
Анализ работы
методического объединения учителей начальных классов
КГУ «Средняя школа №1» отдела образования акимата г. Лисаковска за 2014-2015 учебный год.
Работа ШМО учителей начальных классов в 2014-2015г. была направлена на решение общешкольной методической темы «Создание образовательной среды, способствующей формированию конкурентоспособной личности».
Исходя из методической темы школы, ШМО начальных классов определило для себя методическую проблему: «Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников в начальных классах».
Для решения этой проблемы был определен следующий круг задач:
1. Изучить научно-методическую литературы по развитию функциональной грамотности школьников.
2. Содействовать формированию ключевых компетенций школьников через освоение и использование новых продуктивных технологий:
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- метод проектов;
- модульное обучение;
- информационно-коммуникационная;
3. Продолжить осуществление дифференцированного подхода в обучении (через использование разноуровневых заданий на уроках, включение учащихся в интеллектуальные конкурсы различного уровня);
4. Создание благоприятного творческого климата в методическом объединении.
Поставленные перед МО задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем:
- Современные технологии обучения как условие реализации
государственных стандартов начального общего образования.
- Развитие способностей учащихся и позитивного отношения к обучению в процессе интерактивного преподавания.
- Использование игровых технологий на уроках в условиях перехода на 12-летние образование.
- Инновационный урок 21 века как технология компетентностного обучения младшего школьника.
- Моделирование технологически-тьюторского сопровождения процесса обучения учащихся в 12-летней школе.
Внеурочная деятельность.
- Стандарты нового поколения – современные ориентиры качества
обученности уч-ся нач. классов.
При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:
активное участие в тематических педагогических советах;
работа учителей над темами самообразования;
открытые уроки и их анализ;
взаимопосещение и анализ уроков.
Главными направлениями ШМО учителей начальных классов на данном этапе стали:
1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому
языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и
обученности и качества знаний по этим работам.
З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение
передового педагогического опыта:
• взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической
деятельности учителей;
• создание передового педагогического опыта; • организация круглых столов по обмену опытом;
4. Работа с одарёнными учащимися:
• организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;
• участие школьников в городских олимпиадах;
• организация кружковых занятий с учащимися;
5. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной базы кабинетов; использование ресурсов медиотеки (в том числе и Интернета) в учебно-образовательных целях.
6. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в предметной неделе.)
В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом всей нашей школы в прошедшем учебном году. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующий учебный год: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. А также предметом постоянного внимания должна остаться работа по решению учебных проблем младших школьников (поиск новых методов работы с детьми гиперактивного поведения и синдрома дефицита внимания.)
В 2014-2015 учебном году было проведено 5 заседания ШМО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. Знакомились с новыми технологиями обучения, ставились вопросы, связанные с самообразованием, так как это одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе.
В течение года учителя ШМО работали над следующими методическими темами:
Ф.И.О. учителей Тема самообразования Реализация
1. Терёшина И.В. «Развитие математического мышления и способностей на уроках математики в начальной школе» Выступление на заседании МО, открытый урок.
2. Ласоцкая Е.В. Технология разноуровнего обучения в начальных классах» Выступление на заседании МО, открытый урок.
3. Сенновская К.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Выступление на заседании МО, открытый урок.
4. Пиксайкина Л.Ю. «Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе» Выступление на заседании МО, открытый урок.
5
Першина Е.Л. «Рейтинговая накопительная система оценивания в начальной школе» Выступление на заседании МО, открытый урок.
6 Сарсенбаева Е.Б. «Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания» Выступление на заседании МО, открытый урок.
7 Панасюк Е. В. Изучение современных пед. технологий с целью повышения качества знаний учащихся начальных классов Выступление на заседании МО, открытый урок.
8 Мацейко А.М. «Использование игры и игровых ситуаций в практике преподавания» Выступление на заседании МО, открытый урок.
9 Вавилова Е.А. «Использование дидактических игр в формировании познавательной деятельности у младших школьников» Выступление на заседании МО, открытый урок.
10 Слесарева В.И. «Развитие логического мышления у учащихся коррекционных классов посредством графики» Выступление на заседании МО, открытый урок.
11 Алдамжарова С.К. «Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка» Выступление на заседании МО, открытый урок.
12 Баимбаева А.С. «Формирование познавательных интересов через игровую деятельность» Выступление на заседании МО, открытый урок.
13 Прахнау В.И. «Применение игровых технологий на занятиях, как средство развития речи младших дошкольников» Выступление на заседании МО, открытый урок.
14 Киль Е.Д. «Гармоничное развитие личности и речи детей в условиях компенсирующего вида» Выступление на заседании МО, открытый урок.
15 Гавриленко Т.Б. «Инновационный подход к интегрированным урокам с младшими школьниками, обучающимися на дому» Выступление на заседании МО, открытый урок.
16 Каюмова Л. Е. «Игровые технологии в обучении младших школьников» Выступление на заседании МО, открытый урок.
17 Щеголь Л. М. «Игра как один из способов решения медико –психологических проблем» Выступление на заседании МО, открытый урок.
Творческая активность членов ШМО учителей начальных классов
№ ФИО учителя Год Участие в конкурсах, семинарах и т. д.
1. Терёшина И.В. 2014
2015 март Методсовет «Мотивация учения – основное условие успешного обучения»- проведение коучингаВыступление на ГМО «Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе»
2. Першина Е.Л. 2014 Мастер-класс «Воспитание и обучение успехом»
3. Дощанова Ж.Ж. 2014
2014 Инструктивный семинар сертифицированных учителей 3 базового уровня
Участие в городском заседании круглого стола учителей 3 базового уровня
4. Сарсенбаева Е.Б. 2014 Международная научно-практическая конференция «Формирование полиэтнической культуры: методология, теория и практика»
5. Баимбаева А.С. 2014
2014 Областной on-line- коучинг для молодых учителей начальных классов – выступление.
Выступление на ГМО «Инновационные технологии обучения младших школьников»
6. Вавилова Е.А. 2014 Участие в дистанционной олимпиаде для учителей нач. классов
7. Прахнау В.И. 2014 Участие в международной научно-практической конференции «Семья как фактор формирования и развития просоциальных ценностей»
8. Мацейко А.М. 2015 Участие в семинаре «Методические основы подготовки и проведение современных уроков с использованием информационных технологий как фактор повышения педмастерства учителя начальных классов»
9. Киль Е.Д. 2014
Статья «Результаты, проблемы и перспективы казахстанской системы образования на пути в мировое сообщество» в сборнике Региональной научно – практической конференции Стратегия 2050» - казахстанский путь прогресса и созидания будущего», Костанай, 2014 год.
Участие в работе региональной научно- практической конференции «декабрьские чтения -2014 «Наука, образование, творчество молодежи 21 века как ваджный фактор инновационного развития Казахстана»., ученица 9 класса Баймухамбетова Адэль заняла 3 место.
Участие в профессиональных конкурсах:
Свидетельство о публикации методического материала на образовательном портале по теме «логопедия», дата публикации 30 марта 2014 год.
Свое творческое мастерство преподаватели ШМО повышали через творческие мастерские и мастер-классы, на которые приглашались учителя. Уроки подготавливались учителями по интересующему предмету, затем происходило обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителем, фиксировались всеми преподавателями и брались на заметку в рамках одного из заседаний ШМО учителей начальных классов.
Учителя ШМО постоянно повышают свой профессиональный уровень. В этом году проходили аттестацию 2 человека. Прахнау В.И. подтвердила 1 квалификационную категорию. Вавиловой Е.А. присвоена 2 квалификационная категория.
2 члена ШМО прошли обучение по 3 базовому уровню. Терёшина И.В. и Першина Е.Л. проводили коучинги, мастер-классы для своих коллег с целью обмена опытом, размещали свои работы на городском и областном сайте учителей, прошедших трехуровневые курсы.
Много внимания уделялось методическому переоснащению кабинетов начальных классов. Были переработаны, а некоторыми учителями разработаны новые дидактические материалы, тесты по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся.
Изучению состояния преподавания русского языка и математики в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах.
В течение года проводился контроль техники чтения учащихся 1-4 классов.
Из анализа результатов техники чтения учащихся начальных классов следует, что учителя недостаточно внимания уделяют работе над соотношением лексического и звукового состава слова. Необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня (чтение со скоростью разговорной речи 120 сов в минуту).
Выводы: Тематика заседаний ШМО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном, поставленные задачи на 2014-2015 учебный год были выполнены.
Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов, эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, недели начальных классов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
-не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс;
-некоторые педагоги допускают ошибки при заполнении классных журналов, не всегда соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей;
- учителям необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам.
Предложения:
1.Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в работу по уточнению норм единого орфографического режима.
3. Итоги работы методического объединения показывают, что в следующем году нужно продолжить арсенале педагогов количество уроков с использованием ИА доски, ИК технологий.
2. Провести работу по внедрению новых технологий преподавания всеми учителями, шире использовать в обучении ИКТ.
Следует признать план работы МО на 2014-2015 учебный год реализованным, задачи года выполненными.
Руководитель ШМО Терёшина И.В.