Классный час к дню матери Светлый образ матери


Дата проведения: 27 ноября 2015 год
Место проведения: классный кабинет № 25
Участники: учащиеся 9 «В» класса, классный руководитель, мамы учащихся, ветераны труда.
Цели:
- воспитание любви к матери;
- подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви;
- формирование духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств учащихся;
- воспитать чувства прекрасного, уважения к традициям, культуре Православия, любовь к Родине.
Оборудование: оформить класс стенгазетой, посвященной Дню матери; выставка различных репродукций картин, икон с изображением Пресвятой Богородицы;
стенд «Профессии наших мам»; сочинения на тему «Нет моей мамы лучше на свете»; мультимедийная презентация; музыкальное оформление «Мамины глаза».
Подготовительная работа:
1.На классный час приглашаются гости – мамы учащихся, ветераны труда.
2.Составляется литературно-музыкальная композиция «Светлый образ матери».
3.Ведется работа над созданием электронной презентации и музыкальным сопровождением.
План внеклассного мероприятия:
1.Обсуждение истории праздника «Дня матери», его значимость, обсуждение вопроса о взаимоотношениях учащихся со своими мамами.
2.Земной путь Богородицы.
3.Трагичность образа Матери во время Великой Отечественной войны
Ход урока.
Цитата :Так как Бог не может поспеть повсюду,он создал мать. ( пословица)
Слайд 1.
классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященный Дню матери.
«Светлый образ матери»
Слайд 2.
1.Истоки Дня Матери.
Учитель: Мама! Какое  замечательное слово, какое теплое и нежное, такое строгое и воспитывающее. И самое главное слово на Земле для каждого из нас! Не зря оно звучит на всех языках почти одинаково: мама, mother, mutti (мутти), mia, баба. Всех поймет и согреет своим теплом мама.
На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?
Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.
Слайд 3.
Празднования Дня матери - это традиция, уходящая корнями в древние культуры, её следы можно обнаружить в греческой цивилизации раннего периода, когда во время празднования прихода весны люди чествовали Рею - мать богов.
Слайд 4, 5.
Примерно с 1600 года британцы отмечали праздник, который назывался «Материнское воскресенье». В четвертое воскресенье Великого поста проходило чествование английских матерей. Богатые предприниматели предоставляли своим служащим выходной день, чтобы они могли вернуться в семьи и провести один день со своими матерями. Для создания праздничной атмосферы изготовлялся особый кекс с цукатами и коринкой, который назывался материнским.
Слайд 6.
В России День матери отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру,взаимопониманию,нравственности.Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины - Матери. День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник.
Слайд 7.
Ученик. День матери
День матери - праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно, - Все, кто рождены под счастливой звездой, И мамы опекой сердечной! Мы в диких бегах суеты городской Подчас забываем о маме, Спешим, растворяясь в массе людской, Всерьез увлекаясь делами: А мама нас ждет, и ночами не спит, Волнуясь и думая часто - Ах, как они там? - и сердце болит, И стонет, и рвется на части: Я в праздник тебя приду навестить, Хоть можно почаще, конечно, - Желаю тебе не болеть, не грустить, Люблю я тебя бесконечно
Учитель.
Мама – это святое слово для каждого из нас. Именно она дарит нам главное – жизнь, открывает для нас новый мир, ее тепло и доброта  всегда незримо сопутствуют нам. Быть матерью – великое счастье, но и в то же время великая ответственность, нелегкий, самоотверженный труд. Самый первый и основательный “камень” в фундамент жизни каждого человека закладывает семья. Именно с нее начинается и формирование личности, и восхождение по “жизненной лестнице”. Насколько прочна будет эта “база” жизненного старта, станет ли ребенок счастливым, успешным, активным членом общества – во многом зависит именно от матери.
Слайд 8.
Ученик. Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ученик. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что снами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам. Ученик. Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Учитель. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.
Слайд 9.
Ученик. Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей,
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
«Песня о женщине». С.Островский
Учитель. Чем же мы можем отплатить, воздать матери за ее любовь, пронесенную, словно горящую свечу, через все годы её жизни? Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству?
Самым большим подарком для мамы будет ваше хорошее поведение и поступки, добросовестная учёба, одним словом большое послушание.
Слайд 10.
На доске написано слово
(учащиеся должны на каждую букву подобрать характеристики поведения, которое бы порадовало маму).
П-(помощь в домашних делах)О-(оберегать от неприятностей)С-(слушать мамины советы)Л-(любить маму)У-(уважать ее мнение, решения)Ш-(шалить нельзя)А-(анализировать свое поведение)Н-(нежное отношение к маминым заботам)И-(исключить грубость)Е-(ездить с мамой отдыхать)
Пожалуйста, постарайтесь на каждую букву этого слова подобрать характеристики поведения, которое бы порадовало маму.
2. Земной путь Богородицы.
Учитель. Когда хотят придать слову ’’мать’’ оттенок торжественности говорят ’’матерь’’: например, ’’Матерь Божия’’. В разговорном русском языке встречаются следующие слова, обозначающие мать:
Слайд 11.
мамочка
мамуля
мамульчик
маменька
мамуня
мамуська
мамуся мамка
мамушка
мати
матерь
матушка
ма
матуня
матуничка
матуненька
матуся
матусенька матуличка
матенка
матонька
матунька
мамушка
мамаша
мамашечка
манька
муся мамик
мамулёк
мамчик

Ученик. Матерь – это устаревшая форма слова «мать» в именительном падеже, которая сохранилась в современной форме Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – матери, матерью.
В некоторых однокоренных словах эта форма прощупывается и поныне: ’’материя’’, ’’материк’’, ’’матерый’’ – т.е. сильный, зрелый, старый. По мнению исследователей, слово ’’матерый’’ образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности, особенно женщина - Мать. 
Учитель. К Ее иконе в час молитвы,
Из грешных, кто ни припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, —
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна.
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
В. Чуприна
- Как вы думаете, ребята, о ком идет речь в этом стихотворении?
- О Богородице.
- Вы правы. Именно Богородице будет посвящена следующая страница нашего классного часа «Иконе Пресвятой Богородицы».
Ученик: Слово "икона”– греческое; по–русски оно обозначает "образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны еще при ее жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука. Великие живописцы с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть доброту, заботу и вечную тревогу матери за судьбы своих детей. Богоматерь — символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и, конечно же, Матери.
Учитель. Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники.
Слайд 12.
Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.
Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани Мя под кровом Твоим.
Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны.
Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Матери обращаются с молитвой к Святой Богородице в радости и в печали.
Слайд 13.
Учитель. Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя! Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь материна молитва идёт от чистого сердца. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом.
Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку. Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона.
Слайд 14.
Одной из самых почитаемых икон русской земли является икона «Богоматерь Владимирская» начала XII века. На протяжении веков Святой Образ не единожды спасал Русскую землю от врагов. В XIV в. русские люди с ее помощью остановили нашествие Тамерлана. В начале XVII в. изгнали польских и шведских интервентов. В годы Великой Отечественной войны, под Сталинградом сумели коренным образом переломить ситуацию и перейти в контрнаступление против фашистских захватчиков. Подобную чудодейственную силу имели, и другие иконы с Образом Божьей Матери. «Богоматерь Казанская» хранила наших воинов в годы Отечественной войны 1812 г., покровительствовала М.И. Кутузову. «Августовская Божья Матерь», находящаяся сегодня в Екатерининском Соборе г. Краснодара покровительствовала казакам в суровые годы Первой мировой войны. «Гребенская Божья Матерь» защищала Моздок от набегов Шамиля в XIX в.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу? (Ответы детей)
Вы правы, ребята, Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине, каждой матери.
Слайд 15.
3.Образ Матери во время Великой Отечественной войны.
Учитель. Образ матери извечно нес на себе черты драматизма и почти всегда звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости в мире? Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несет на себе печать вечной страдалицы.
Ученик. Твое письмо. Твои родные строки.
Последний материнский твой наказ:
«Законы жизни мудры и жестоки.
Живи. Трудись. Не порть слезами глаз.
Моя любовь с тобой всегда. Навеки.
Ты жизнь люби. Она ведь хороша.
Людей люби. И помни – в человеке
что  главное? Высокая душа».
Благоговейно, благородно, нежно
ты вспоминала об отце моем,
о доброте, о страстности мятежной
души высокой, обитавшей в нем.
Ты вновь и вновь его благословляла
за счастье целой жизни прожитой.
И на мгновенье мне завидно стало –
не заслужить мне памяти такой.
Еще писала: «Берегите дочку.
Пусть вырастает радостью семьи…»
И тут же сбоку поперек листочка:
«Живите дружно, милые мои!»
Слайд 16.
Учитель. Образ матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны. Кто больше матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Женщины и война... Что может быть более противоестественным?
Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту ЖИЗНЬ, единственную и неповторимую... Эти понятия несопоставимы.
Во время Великой Отечественной войны в 1944 году, когда страна уже знала, что Победа - скоро, что надо заживить самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья - Анне Алексахиной.
Ученик. Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Учитель. Самое страшное и трагическое для матери – потерять своего ребенка. Наверное, поэтому матери всего мира ненавидят войны – ведь они уносят жизни их сыновей.
  Почему испокон веков мать страдает о погибшем ребенке? Почему эти страдания не измерить никакой ценой? Почему это страдание свято?
Потому что сама Богородица испытывала страшные мучения, когда Ее Сын шел на Голгофу, когда Его распинали и когда Она Сама снимала его с креста.
Да, страдания Матери по погибшему ребенку не сравнимы ни с какими другими мучениями. Ее горе ослепляет. Но вместе с тем оно поднимает ее до высот святости.
Слайд 17.
Каждая женщина, потерявшая ребенка, - святая. И каждая мать – тоже святая, потому что с ней незримо всегда присутствует Пресвятая Богородица – защитница, утешительница, к которой мать прибегает с молитвой и в радости и в печали.
Об этом писала поэтесса Анна Ахматова в своем «Реквиеме» в конце 30-х годов.
Ученик. (на фоне музыки «Реквием» Моцарта):
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Ученик. В. Жуков «Мама»
В проломах стен гудит и пляшет пламя,
Идет война родимой стороной…
Безмолвная, бессонная, как память
Старушка мать склонилась надо мной. 
Горячий пепел жжет её седины,
Но что огонь, коль сын в глухом бреду?
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
А сыновья идут вперед упрямо,
Родной земле, как матери, верны…
Вот потому простое слово «мама»,
Прощаясь с жизнью, повторяем мы.
 Учитель. Никто не мог так ждать своих детей с войны, как ждали матери. У всех нас в памяти финал кинофильма Павла Чухрая «Баллада о солдате»: одинокая женская фигура на краю села смотрит вдаль со слезами на глазах и верой во взоре.
Клип «Баллада о солдате». 
Учитель.  У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т.е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг.
Слайд 18.
Сердце матери -это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.
О силе материнского чувства точно и емко сказано в стихотворении: 
Ученик и ученица. (учащиеся разыгрывают стихотворение Д. Кедрина «Сердце матери»)
Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?!
Мечом я добуду для крали своей
И звонких цехинов, и белых рублей!»
 
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Сказа она, мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет!
 
Не нужно цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей!
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь и тебя полюблю»
 
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
 
В пути у него помутилось в глазах,
Взойдя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Ученик. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Вспомним слова Олега Кошевого, обращенные к матери и полные сыновней нежности:
Ученик. Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки…
Ученик. Послушайте, какие находят слова для своих матерей поэты. Столько нежности хранят эти строки, что в почти физически ощущаешь исходящее от них тепло.
Стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»О, Бергольц, из блокадного Ленинграда.Я берегу себя, родная,Не бойся, очень берегу:Я город наш обороняюСо всеми вместе, как могу.Я берегу себя от плена,Позорнейшего на земле.Мне кровь твоя, чернее в венах,Диктует - гибель, но не плен!Не бойся мама, я не струшу,Не отступлю, не побегу.Взращённую тобою душуНепобеждённой сберегу.
Учитель. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости, недостатки которых никто не знает лучше, чем она. Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнаружить свои слабости и недостатки, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному, прежде всего и всех нужнее – мать.
Слайд 19.
Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…
Заключительная часть классного часа
Учитель.
Слайд 20.
Мама вынесла и превозмогла все, и поэтому в нашем сознании понятия «Родина» и «мать» давно слились воедино.
Ребята, на ваших столах лежат листы бумаги отобразите то, что вы чувствуете, что видите, что слышите , когда произносите слово “мама”.
(ребята пишут слова)
Далее в режиме слайд-шоу на экране появляются фотографии мам учащихся под музыкальным сопровождением «Мамина глаза»