Конспект урока Образ Мцыри: двойственность героя. (по поэме М. Лермонтова Мцыри


УРОК-КЛАСТЕР,
УРОК-СИНКВЕЙН
Богославская Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Алексеевка
Теоретико-методический комментарий к уроку
Урок-синквейн – термин, присущий технологии развития критического мышления через чтение и письмо, рассмотрен здесь исключительно в качестве методического приема. Безусловно, в системе самой технологии (если учитель применяет ее комплексно) данный урок получит более объемное и полное звучание.
Наименования урок – синквейн и урок – кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определеннуюэтапность в получении и, что важнее, - в самостоятельном добывании информации о произведении. На этапе побуждения интереса можно использвать, например, наисание эссе на заданную тему ( Когда я слышу слово «тополь», то мне представляется…).
Собственно составление синквейна( пятистишия) требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно, приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять наиболее удачные варианты.
Синквейн – это пятистишие, первая строка которого – основное слово (имя существительное), вторую строку составляют 2 определения к этому существительному, третья строка - 3 глагола к нему, четвертая строка представляет собой фразу, выражающую отношение к этому слову, в пятой строке подбирается метафора ( одно слово) к основному слову, выражающая его суть.
Например, на уроке по пейзажной лирике, учащиеся составляли синквейны к слову «осень». Вот один из вариантов восприятия этого времени года.
ОСЕНЬ
Разноцветная, золотая
Увядает, созревает, холодает
Унылая пора, очей очарованье
Дожди
Синквейны эффективны при сборе, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся. Изучаемый текст разбит на отрывки; учащиеся читают их и выписывают важные фразы отрывков. Прием взаимообучения эффективен в работе с информативными текстами, например по теме «Литературный образ – персонаж».
Образ Мцыри: двойственность героя
(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
(8 класс)
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Цель нашего урока –попробовать понять характер Мцыри, как нам его изобразил М.Ю. Лермонтов. Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявление свободолюбивого характера героя.
2. Беседа
- Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Мцыри? (Любовь к свободе, целеустремленность, душевность, понимание, ребячество.)
- Из ваших вариантов ответов выберите два, которые бы включали в себя все остальные. (Свобода- природа; свобода - несвобода; монах – ребенок.)
Мне кажется, что в характере Мцыри заложены две основополагающие черты – это любовь к … (свободе) и … (душевность) в отношении к окружающему миру.
- Назовите ключевые слова. (ключевые понятия могут быть записаны на доске с пропусками слов.)
Совершенно верно.
- Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым ? (Независимый, энергичный, жизнелюбивый.)
3. Работа со словарем
- А что означает слово «свобода» ?(Ответ.Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, мировоззрением.)
- А давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «свобода». Посмотрите значение слова в словаре.
(Возможно выступление одного ученика, как представление мини-опережающего задания).
Слово «свобода» имеет несколько значений.
Свобода – 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность общества или его членов; 3) отсутствие каких – либо ограничений, стеснений в чем – нибудь; 4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
- А что же такое душа? (Ответ.Душа – внутренняя сущность человека; это то, как человек относится к другим людям и себе; обязательная часть человека; существование души не доказано наукой).
- Поработаем со словарем.
Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего - нибудь , главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.
- Подумайте, какое значение мы положим в основу ключевого понятия «душа» Мцыри.
4. Работа с текстом
Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа» (один или несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения – вариант авторского / читательского стула).
Мы определились в понятии «душа» нашего героя.
- Как вы думаете, какое из определений понятия «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т.к. он находился в неволе (в монастыре) и мечтал вырваться оттуда.)
- Как Мцыри попал в монастырь ?(Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет.)
- Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был…»как серна гор, пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»; он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, /Бродил безмолвен, одинок».)
- Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Мне кажется, что определяющим является понятие «свобода», поскольку несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбывым ребенком:
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Смотрел неясною тоской
По стороне своей родной.)
- Как же тогда соотносится понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям, но она не зависит от характера человека. Понятия «душа» и «характер» связаны друг с другом, поскольку если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же.)
- В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ.С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой – воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам.)
- Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ.Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т.к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.)
- Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)
5. Задание – кластер
Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом можно разделить на определенные периоды – кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».
- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.
- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.
(Работа в группах (5 мин).Защита кластера.)
6. Продолжение работы с текстом
- Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре ?
Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину :
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого. Он стремится найти хоть что – то из прошлой жизни:
…И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда – нибудьМою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Давным – давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.)
- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент ?(Ответ. Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем:
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…)
- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом ?
(Ответ. Да:
То был пустыни вечный гость –
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждоюборьбыИ крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.)
- Какие выводы мы можем сделать ?
- Как вы думаете, почему Мцыри решил сразится с барсом ?
(Ответ. Мне кажется,что Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)
- Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. (Встреча с молодой грузинкой.)
- Приведите цитату.
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты…
<… >
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять!...
- На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?
(Ответ.Мне кажется, что это два разных человека. При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден. А когда он видит молодую девушку, он становится робким, беззащитным.)
- Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения? (Ответ. Да, Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.)
7. Литературоведческий анализ текста.
- Давайте вспомним, какие художественно – изобразительные средства может использовать автор художественного текста. (Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т.д.)
- С какой целью авторы используют эти средства ? (Ответ.Цель использования изобразительно – выразительных средств – подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.)
7. Работа в группах. Выступление групп.
Сейчас поработаем в группах. Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно – выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.
- Какие основные черты характера главного героя можно выделить ?(Ответ. Его идеал – свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть жизни в монастыре.)
Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» - ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.
- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» (можно записать данные слова на доске).
Свобода
Манящая, окрыляющая
Вдохновляет, зовет, освобождает
Сравнима с глотком воздуха
Воля Душа
Чистая, искренняя
Просыпается, жаждет, чувствует
Сохраняет заветы предков
Дитя
III. Итоги урока
В завершение урока проводится работа с планом сочинения по произведению.
План
1. Свобода: ее истоки и проявление.
2. История Мцыри.
3. Свобода Мцыри.
4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.
5. Идеал Мцыри.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему : «Душой – дитя, судьбой – монах»