Урок в 5-м классе по теме Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Урок в 5-м классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Цели:
- познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;
- закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.
Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Актуализация знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока.
Мини-тест. На листочке заполняют пропущенное слово.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.
Имя существительное отвечает на вопросы _____________?
Имя существительное относится к одному из трёх родов:
______________ _________________ ____________.
Изменяется по ____________ и ____________ .В предложении чаще всего является ______________или ______________.
-Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
Собственные имена существительные обозначают единичные предметы,
Нарицательные -- …К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.
Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________
____________________________.
К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.
женскому или среднему.
3. Изучение нового материала.
В два столбика написаны имена существительные.
- Определите, по какому признаку они объединены.
Папа Дуб
тётя ствол
дядя дупло
пёс Днепр
Валя гриб
Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых.
Объявление темы урока. Запись в тетрадь.
Жизнь – самое чудесное явление, загадочное и желанное. Все предметы вокруг нас делятся, как мы с вами уже знаем, на живые и неживые.
- Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям:
1) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;2) вопрос (кто? что?)
-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.
- Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных.
3) совпадение падежных окончаний:
у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
Одушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п. Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = И.п.
К одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.
К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться). К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.
4. Физминутка.
- Представьте, что вы снежинки.
Дует легкий ветерок,
Падают снежинки.
Влево, вправо, поднялись,
Словно как пушинки.
Покружились, покружились
И на место опустились.
5. Закрепление изученного материала.
1. Записать слова.
- Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные.
Смородина, вишня, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, мальчик, помидор, медведь, корова, картофель, кукла.2. Работа с перфокартами. Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное
Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)
Вывод: какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?
Задание 3. Выполняют у доски. Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
гитара – гитарист, школа – школьник, пианино – пианист, футбол – футболист.
– При помощи, какой морфемы мы образовали одушевлённые имена существительные?
Задание 4. Выполняют у доски. Преврати одушевлённые существительные в неодушевлённые:
Моряк – море, машинист – машина, огородник – огород, пожарный – пожар, каменщик – камень.
5. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
6. Рефлексия. Высказывания учащихся.
7. Подведение итога урока.
– Что мы изучали с вами на уроке?
– Как вы это делали?
Выставление оценок.
– Спасибо за урок. До свидания.