Интересные страницы жизни Шокана Уалиханова — казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя, офицера Генерального штаба Российской императорской армии. «СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ»
Интересные страницы жизни Шокана Уалиханова - казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя, офицера Генерального штаба Российской императорской армии.
«СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ»
180-летие со дня рождения Шокана Уалиханова – первого казахского ученого-просветителя.
Что сейчас значит для меня Ш.Уалиханов?
Что более всего поразило меня из ярких страниц жизни Ш.Уалиханова?
Ш.Уалиханов завтра в жизни и на практике.
Подобно великому казахскому поэту Абаю, Ш.Уалиханов также ставит вопрос: как должно идти развитие казахского народа, какими путями?
Шокан Уалиханов видел светлое будущее казахского народа только в дружеском общении с культурой великого русского народа, в укреплении братского единения с русским народом. Он писал, что казахи «связаны с русскими исторически и даже кровно».
Экономическое, деловое, культурное и научно – техническое сотрудничество сегодня между Казахстаном и Россией дало возможность учиться моей дочери Виктории в Санкт – Петербургском техническом университете, теперь уже и на магистра.
Тридцатые – сороковые годы ХIХ века в истории Казахстана – период сближения с великим русским народом, его передовой демократической культурой.
Предки Шокана Уалиханова принадлежали к старинной султанской аристократии, его прадедом был известный хан Аблай. Дед Шокана был последним ханом Среднего Жуза. Бабушка Шокана, Айганым была умная, образованная женщина. Она интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, помогала русским ученым и инженерам, занимавшимися геологическими исследованиями в Северном Казахстане.
«Айганым, родная его бабушка по отцу, - пишет П.П.Семёнов – Тян-Шанский, - вдова хана Валия со своими детьми осталась верной России, хан Валий принял русское подданство. Александр1с большим вниманием отнесся к вдове хана Валия и велел выстроить ей в Киргизской степи дом, в котором родился Шокан Уалиханов»
Айганым хорошо понимала значение русского образования, знание русского языка. В 1827 году она отдала своего сына Чингиса, отца Чокана, в Сибирское войсковое училище.
Чингис тоже проявил большую заботу о будущем своего сына. Он хотел дать Шокану светское русское образование.
Осенью 1847 года 11-летний Шокан Уалиханов (полное имя – Мухаммед – Ханафия, а Чокан – прозвище, данное матерью) оставив родную степь прибыл в Омск на учебу в Сибирский кадетский корпус.
Шокан пришел в кадетский корпус, не зная русского языка. Однако, обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников. «Развивался Чокан быстро вспоминает его школьный товарищ и друг Г.Н.Потанин, - опережал своих русских товарищей им интересовались многие, такой способный, уже рисует прежде чем поступил в заведение».
Лучшие преподаватели корпуса (Ф.Н.Костылецкий, Гонсевский и др.) пробудили в юном Шокане интерес к знаниям, к науке. «Чокану было тогда 14-15 лет, - говорит Г.Н.Потанин, - когда преподаватели корпуса на него смотрели, как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Шокан окончил кадетский корпус в 1853 году в возрасте 18 лет. Из корпуса он вышел широко образованным человеком, головой выше своих современников – казахов.
Знакомство с выдающимся ученым Семеновым – Тян – Шанским занимает видное место в жизни Уалиханова; оно определило всю его научную деятельность. Петр Петрович одобрил стремление своего молодого друга ехать в Петербург, чтобы прослушать курс университетских лекций. Потанин писал: «Валиханов сделался замечательным эрудитом по истории Востока и в особенности народов, соплеменных Киргизии».
Географические и исторические исследования молодого Шокана стали известны среди ученых Петербурга. 27 февраля 1857 года Шокана Уалиханова избрали в состав действительных членов Русского географического общества.
Осенью 1859 Уалиханов прибыл в Петербург с огромным запасом знаний. Русские ученые приняли его как отважного путешественника, замечательного исследователя и глубокого знатока жизни народов Средней Азии и Казахстана.
Из ранних воспоминаний молодого ученого самым дорогим и незабываемым была дружба его с поэтом – петрашевцем Дуровым. Он сыграл выдающуюся роль в формировании мировоззрения Уалиханова, его демократических убеждений.
Шокан Уалиханов был другом русского писателя Ф.М.Достоевского (1821-1881), отбывавшего каторгу вместе с С.Ф.Дуровым в Омской крепости.
Первое знакомство Уалиханова с Федором Михайловичем произошло в 1854 году в Омске.
Беседы, дружеское общение, шестилетняя переписка (1856 – 1862) ставила перед Шоканом большие благородные задачи.
« Например, не великая ли цель, не святое ли дело растолковать в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России»
« Вспомните, что Вы первый киргиз (казах), образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам душу и сердце».
Годы пребывания в Петербурге (1859 – 1861) – годы революционный ситуации – наиболее яркие страницы его биографии. С особой силой революционно-освободительное движение, направленное против самодержавия и крепостничества, проявилась в столице.
Во главе всех сил революционного движения в стране стоял Н.Т.Чернышевский, великий мыслитель, революционер – демократ. Ш.Уалиханов писал «.. Мы без России пропадем, пропадем, без русских – это без просвещения, в деспотии, и темноте, без русских – мы только Азия и причем другим без нее не можем быть. Чернышевский – это наш друг».
Пользуясь воспоминаниями Г.Н.Потанина, академик В.А.Обручев пишет: «Чокан рассказывал студентам – сибирякам о бесправном положении народов Сибири и Казахстана. Таковы были первые шаги Ш.Уалиханова на революционном поприще»
Деятельность Ш. Уалиханова в Петербурге была весьма разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Военно – ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, университете и Географическом обществе. Он составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана.
В то же время Шокан Уалиханов постоянно общался со многими русскими учеными и литераторами, устанавливал с ними дружеские связи.
В Петербурге большую заботу о нем проявлял П.П.Семенов – Тян – Шанский. Он пишет: « Г.Н.Потанин и Ч.Ч.Валиханов стремились закончить образование в Петербургском университете»
До приезда в Петербург Ш.Уалиханов предполагал слушать лекции на восточном факультете. В Петербурге посещал лекции на историко-филологическом факультете университета.
Одновременно Уалиханов готовил свои труды для публикации в изданиях Географического общества.
Шокан познакомился с русскими учеными-востоковедами, в частности с профессором А.Н. Бекетовым, редактором записок и известий Русского географического общества. В Азиатском департаменте он общался с писателем Е.П.Ковалевским, Ф.Р.Остен – Сакеном, И.И.Захаровым и др.
Укреплялись связи Уалиханова с русскими писателями; поэтом А.Н.Майковым, Я.П. Полонским, критиком Н.Н. Стаховым, братьями В. и Н.Курочкиными.
Тесно общаясь с выдающимися русскими писателями и учеными, Уалиханов возбуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, укреплял их дружеское расположение к народам этих окраин. Под влиянием бесед с Уалихановым увлекался восточными сюжетами поэт А.Н. Майков, написавший стихи «В степях», «Альпийские ледники», «Юшман».
Ш.Уалиханов помогал талантливым офицерам Генерального штаба А.Н. Голубеву и Д.И. Романовскому, писавшим об Иссык –Куле, Средней Азии и Казахстане снабжал материалами П.П. Семенова – Тян – Шанского, Ф.Р. Остен – Сакена, Е.П. Ковалевского и др.
16 марта 1861 года Шокан последний раз присутствовал на заседании отделения этнографии Русского географического общества. Он « обратил внимание отделения на необходимость изучения народной словесности кочевых татарских народов, обитающих а России».
Весной 1861года тяжелая болезнь заставила Шокана Уалиханова оставить шумный Петербург.
Восприятие передовых идей русских мыслителей помогло Ш.Уалиханову стать выдающимся ученым – просветителем казахского народа.
История казахского народа подтвердило правоту, жизненность и силу предвидения Шокана Уалиханова. Контакты Президентов России и Казахстана - свидетельство добрососедского отношения и равноправного стратегического партнёрства Казахстана и России.
« Мы всегда были вместе и в радости и невзгодах, вместе победили в Великой Отечественной войне, 70- летие Победы в которой мы будем вместе отмечать в этом году,» - говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. « общее видение нашего будущего, залог процветания Казахстана и России».
Новое начало: ответы и вопросы. «Когда и почему казахи присоединились к России?» Ш.Уалиханов выразил заветные стремления и чаяния своего народа.
15