Статья Формирование адекватной самооценки у младших школьников как инструмент реализации требований ФГОС


Хомут Светлана Николаевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3», п. Чернышевский
Статья
Формирование адекватной самооценки у младших школьников как инструмент реализации требований ФГОС
«Самооценка – это важнейший орган душевной жизни,
служащий для регуляции поведения и деятельности человека,
его успехов и неудач».
Г. А. Цукерман.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Проблема развития личности сегодня особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования.
Цель школы – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей; подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию себя – делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательный процесс. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Основные функции самооценки:
- констатирующая
- мобилизационно-побудительная
- проектировочная
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый, умный и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.
В зависимости от уровня самооценка может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.
Человек, чья самооценка высока, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.
Неадекватная низкая самооценка способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы и может сопровождаться тяжёлыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
- отношение окружающих и
- осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
И это осознание не появится автоматически: родителям и педагогам надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя.
У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника.
Развития личности младшего школьника происходит под влиянием, как учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности.
Свою работу по новым образовательным стандартам я начала с проведения тестирования своих учеников, целью, которого было выяснения какая самооценки у детей, используя разные методики, проводимые в различных условиях (успеха и неуспеха)
Методика А.И. Липкиной "Три оценки".
Ученики выполняли письменное задание. Работу оценила тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
В ходе беседы старалась не навязывать свое мнение, ответы фиксировала и анализировала.
Уровень самооценки определяла по следующим показателям:
  совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;
  характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы. Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.
С помощью рисуночных тестов можно выявить уровень самооценки.
Я попросила нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не посередине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными
Теста "Лесенка"
Предложила ученикам нарисовать на листе бумаги лесенку из 10 ступенек, и объяснила, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки.. Нарисовать, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку.
В моём первом классе в тестировании участвовали 28 человек, из них 10 с завышенной самооценкой, 8 детей с заниженной и 10 с адекватной самооценкой
В младшем школьном возрасте уровень самооценки может изменяться. Работа педагога по формированию адекватной самооценки должна строиться на двух принципах: принцип меры и принцип системности.
Каждое обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, учитель с правильно выстроенной и систематической и целенаправленной работой может помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Поэтому в своей работе я использовала различные технологии, приёмы, формы по формированию адекватной самооценки.
Стараюсь на своих уроках использовать следующие образовательные технологии:-технология проблемного диалога ( стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения)-проектная деятельность (формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций)-ИКТ-технологии (формирует адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации)
- технологии ситуативного обучения( формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия)технология продуктивного чтения
-технология уровневой дифференциации (формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели) Работа по формирование адекватной самооценки происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: в учебной, во внеурочной и внеклассной деятельности. Каждый педагог знает, что очень важно вовремя снизить эмоциональное напряжение, создать ситуации успеха, комфортный психологический климат в классе
Эти практические игры и упражнения, я провожу на классных часах, в начале урока, на переменах, во время динамических пауз.
Игра «Король»
Цель: ученику предоставляется возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом, не смущая и не обижая.
- Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие преимущества получает тот, кто становиться королём?
Содержание: Один из Вас становиться королём. Все остальные становятся слугами и должны делать то, что приказывает король. Естественно король не имеет право отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое.
Игра «Футболка с надписью»
Цель: побудить ребёнка к самопознанию, раскрыться,
Иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельца. Предлагаю участникам записать свой девиз для воображаемой футболки (о ваших любимых занятиях, желаниях, об отношении к другим)
Игра « Собери букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, ребёнок имеет возможность выбирать и быть выбранным.
Содержание: Участник объявляет себя цветком и находит себе два цветка для букета, объясняя свой выбор. Пригласите в свой букетик того кто вам близок, симпатичен. Попробуем собрать один букет.
Игра «Пирамида любви»
Цель: учить проявлять любовь к другим и чувствовать хорошее отношение к себе.
Содержание: Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью. Дом, детей. Расскажите и вы, кого и что любите вы. А сейчас давайте построим пирамидку любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, теперь каждый из вас назовёт что-то любимое и будет класть свою руку. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние. Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамидка, потому что мы любимы и любим сам (дарю сердечки).
Вот некоторые рисуночные и графические приемы, которые целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
I. Рисуночные и графические приемы.
1.«Солнышко-тучка»
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
2. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
3.«Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
4. «Лесенка успеха»
-нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
5. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
6. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
7. «Волшебная линеечка» на полях тетрадей дети чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше
8. «Светофор» оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
9.«Символы» фиксация оценки производится следующим образом:
+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %
            - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
             -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
          -   - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
10.“Украсть торт”.
Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.
11. Графический приём
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок
- понравилось выполнять - было трудно
- не очень понравилось - не очень было трудно
- не понравилось вообще - не трудно
II.Словесные приемы
а) Для развития самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?– Чему научился?– За что себя можешь похвалить?– Над чем еще надо поработать?– Какие задания тебе понравились?– Какие задания показались трудными?– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений
Сегодня на уроке я …Я могу похвалить…Я недостаточно…Я старался…
Своей работой на уроке я:
- доволен
- не совсем доволен,
Я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями
-они легче остальных заданий.
в)«Комплимент»
Цель оценить свою активность и качество работы.
Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого
III. Таблицы. карты самонаблюдений, оценочные листы, памятки (см Приложения)
Такие приемы наиболее эффективен в 4 классе. Использую при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов
«Плюс-минус-интересноЦель: подведение итогов урока.
Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Следует отметить, что были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Работая над самооценкой своих учеников, я стремлюсь, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, раскрылись, рассмотрели в себе драгоценные крупинки таланта, встали на путь их развития, были счастливы уже сейчас и в будущем. Важно верить в себя и воплощать свои стремления в жизнь
Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Литература
1.А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. Просвещение2010.
2.Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
3.Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
4.Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
5.Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.
Приложение 1
ПАМЯТКА
"Учись контролировать себя”
(схема самооценки)
Чем эта схема может быть тебе полезной ? Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою
работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто
умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют
ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.
Как пользоваться схемой самооценки ? Есть несколько приемов. Ты можешь:
а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть,
насколько она тебя удовлетворяет;
б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо
выполнено тобой задание;
в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои
умения выполнять задания.
Внешний вид твоей работы:
1. Выглядит ли она аккуратной?
2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?
3. Пользуешься ли ты полями?
4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?
5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?
6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы
улучшить внешний вид работы?
Важные элементы твоей работы:
1. Легко ли прочесть то, что ты написал?
2. Проверяешь ли ты правильность написания?
3. Проверяешь ли ты знаки препинания?
4. Можешь ли ты сказать, что выполнено
аккуратно?
5. Исправляешь ли ты ошибки?
6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что
способен?
Совершенствуй себя!
За словами “я буду стараться” мало что стоит, надо выяснить, что
и как ты станешь совершенствовать.
Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь,
проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат.
1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?
2. Как я буду это делать?
3. Моя оценка за старание. ( Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлетворительно) Приложение 2
В «Тетрадях достижений» таблица
Умею Затрудняюсь Не умею
Я Учитель Я Учитель Я Учитель
Образовывать неопределённую форму глагола Определять по неопределённой форме спряжение Знаю глаголы - исключения Писать безударные личные окончания глаголов Приложение 3
Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( М. Феннел «Как повысить самооценку»):
-  оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;
-  учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;
-  оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;
-  в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;
-  необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
-  после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;
-  предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
-  необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
-  необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;
-  необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;
-  необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Приложение 4
Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника( Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)
По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:
-  находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;
-  показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;
-  как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;
-  показывать детям свою бескорыстную любовь;
-  установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;
-  хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;
-  использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;
-  помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
-  уважать усилия детей;
-  показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;
-  объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
-  стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;
-  помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
-  относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;
-  признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;
-  избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
-  рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;
-  обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;
-  приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;
-  бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;
-  ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;
-  родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;
-  стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;
-  знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;
-  с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.