Конспект урока литературы на тему Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и страшный мир в повести Невский проспект
ТЕМА УРОКА: Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
ЦЕЛИ УРОКА:
Открыть обучающимся своеобразие Н.В. Гоголя, как писателя и человека.
Показать значение Петербуржских повестей Гоголя для развития русской литературы.
Познакомить обучающихся с особенностями создания образа Петербург Н.В. Гоголем.
Продолжить формирование умения анализировать художественные произведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя работы Москвитина, Иллюстрации художников к повести «Невский проспект»
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент: (тема на слайде 1)
2 Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы начинаем наше подробное знакомство с творчеством Николая Васильевича Гоголя. И глубже мы изучим повесть «Невский проспект».
(слайд 2 – портрет писателя, годы жизни)
-Н.В. Гоголь – один из величайших писателей, родился 20 марта 1809 года. Многие биографические факты, а также и произведения его пера вам уже знакомы.
- Ребята, какие произведения Н.В. Гоголя ваши любимые? И почему?
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: …
- Видно, что равнодушных к творчеству Гоголя нет. И, действительно, тематика его произведений настолько разнообразна. Гоголь – это и едкий сатирик, и тонкий лирик, и романтик, реалист, и фантаст.
- Давайте вспомним названия сборников произведений Н.В. Гоголя, с которыми мы уже знакомы.
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: …(Вечера на хуторе близ Диканьки, Миргород, Петербургские повести) – слайд 3 после ответов учеников.
- И сегодня мы остановимся на цикле «петербургские повести», а конкретно на повести «Невский проспект». Поэтому вернёмся к первому слайду и запишем тему урока.
ЗАПИСИ В ТЕТРАДЯХ (слайд 4)
3 Знакомство с новым материалом:
- Вы знаете, что к циклу «Петербургские повести» относятся произведения: (слайд 5 – анимация) «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель». - ЗАПИСИ В ТЕТРАДЯХ
- Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако, вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Давайте подумаем и ответим на вопрос, почему же произошло объединение повестей в цикл?
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ : … (вывод – это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя («маленький человек»), целостностью авторской позиции(сатирическое разоблачение пороков людей и общества)
- Цель нашего урока – разобраться в тематике и проблематике конкретной повести «Невский проспект».
- Запишем эпиграф нашего урока (слайд 6). Обсудим в конце занятия и сделаем вывод о том, как данные строки соотносятся с повестью «Невский проспект».
- Вам известно, что тема Петербурга была намечена еще А.С. Пушкиным. Вспомните, в каком произведении? ОТВЕТ – «Медный всадник» - Так вот сегодня мы убедимся, как расширяется и углубляется эта же тема Петербурга Николаем Васильевичем Гоголем.
-Вспомним, как в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь описывает Петербург словами кузнеца Вакулы: УЧИТЕЛЬ ЗАЧИТЫВАЕТ :
Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой, сколько тут панства! — подумал кузнец. — Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше».
- А вот как представлена северная столица в повести «Невский проспект» мы увидим с вами, работая с текстом.
(слайд 7)
- Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников – будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» своего творчества из Диканьки и Запорожской сечи на НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ.
4 Работа с текстом повести:
- Вспомним главных героев повести «Невский проспект».
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: … (художник Пискарёв, поручик Пирогов, Невский проспект)
- Верно, невский проспект – это ещё один герой повести и герой, пожалуй, самый главный. Повесть начинается и заканчивается описанием невского проспекта, который в повести олицетворяет Петербург. Проанализируем образы, с помощью которых гоголь рисует картину невского проспекта. (РАБОТА С ТЕКСТОМ)
- Итак, описание Невского проспекта в начале повести – это экспозиция произведения. Как автор показывает социальные контрасты и разобщенность жителей города?
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: …(вывод – изображение города, проспекта в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города)
(слайд 8)
ПРИМЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ТЕКСТА
- С какой целью Гоголь заполняет пространство Невского проспекта «парадом разобщённых частей человеческих тел»?
(слайд 9)
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: … ( вывод – Гоголь обнажает человеческое самодовольство, ничтожество, дворянскую спесь, тупость и пошлость. Невский проспект для писателя – этоо олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. И именно на Невском проспекте мы встречаемся с Пискарёвым и Пироговым, истории, случившиеся с ними, дают яркое представление о сложности воспроизведения в повести картины жизни Петербурга.
- Мы с вами видим две истории, жизни двух людей Пискарёва и Пирогова. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарёва
(КРАТКИЙ ПЕРЕССКАЗ С АНАЛИЗОМ)
- Одной из проблем, поднимаемой в «Невском проспекте», является проблема соотношения героя и окружающей среды, пространства. (слайд 10) Если герой однотипен окружающей среде, он не имеет своего пути, передвигаясь внутри своей среды, он художественно неподвижен, как Пирогов.
(слайд 11) Но если герой разрывает со своей средой , поднимается над ней, у него появляется свой путь, как у Пискарёва, ведущий от искусства к гибели.
- Подумайте, как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: … (вывод – реальный мир противопоставлен миру грез и мечтаний, представляемым Пискарёвым, а прохожие Невского проспекта противопоставлены потусторонним силам (фантасмагория).- Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Вспомним, как он звучит и как же он соотносится с повестью.
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: … (слайд 12) Гоголь не раз восклицает в своей повести: « Странно играет с нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» (слайд 13)
5 Подведение итогов урока:
- Ребята, остался открытым вопрос, почему же автор приводит Пескарёва к самоубийству?
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: … (вывод – несоответствие мечты и реальности)
- Повесть подтверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, где постоянно идет борьба добра со злом, тьмы и света, и нужно учиться их различать. Как и на невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид можем только мы сами.
6 Выставление оценок и домашнее задание.
(слайд 14)
- Читать повесть Н.В. Гоголя «Нос»