Урок обощающего повторения по русской литературе на тему Проблематика и поэтика сказок М.Е.С-Щедрина
Урок обобщающего повторения по теме «Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина»
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе
с тем трагичны по своему ехидству,а
Цель урока: Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедуют автор в сказках; развивать умение анализировать сказки. (2 слайд)
Оформление: портрет М.Е. Салтыкова - Щедрина, выставка
популярных изданий щедринских произведений, на доске эпиграф. (3 слайд) Тип урока: Урок анализ. (4 слайд); Вид урока: комбинированный.(5 слайд)
Предварительное домашнее задание.
1Жакие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
Прочитать сказки " Вяленая вобла"," Дикий помещик", "Премудрый пискарь" и проанализировать их.
Подготовить инсценировку отрывка из сказок" Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"," Дикий помещик". (7 слайд)
Ход урока. Опрос по вопросам домашнего задания. 1. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан
И.Н.Крамским в 1887г.)- Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты. - Н.К. Михайловский (современник, лично знавший писателя отмечал:) " Внешность усиливала впечатления его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешности". (8 слайд)
2 Какие факты биографии Салтыкова -Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?
детство " на лоне крепостного права", помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве:" Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, KqTopbie раздирали сердце. В царстве испуга, физическое страдание и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли".
-Щедрин - писатель-сатирик, критик и публицист? (9 слайд)
Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков
-Салтыков-Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его" вице-Робеспьером" Щедрин - создатель сатирических
произведений. (10 слайд)
Как вы понимаете слово "сатира"?
Сатира -обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз "социально-классовых болезней", которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях. (И слайд)
Слово учителя
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразна. Но среди огромного наследия сатирика наибольшей популярностью пользуются сказки. Сказки привлекали писателя своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства, тем более сказка была доступна простому народу. "Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя. Из 32 сказок 29 были написаны в последние десятилетия его жизни (1882-1886) и лишь 3 сказки были созданы в 1869г. (12 слайд)
Инсценирование.
1 .Эпизод из сказки " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
2.Эпизод из сказки "Дикий помещик" Слово учителя.
Вот и вспомнили героев щедринских сказок. Сказки- это итог сорокалетней
деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое , сочетаются фантастика с реальностью. Один из цензоров сказал " То, что г Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая.... направленная прртив общественного и политического нашего устройства". Сказки Щедрина- это философско- сатирические сказки. Давайте сопоставим сказки Салтыкова- Щедрина с русскими народными сказками и отметили в них общие и отличительные черты. (13 слайд)
Таблица (14 слайд)
О чем же учил "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин?
-Дети изрядного возраста должны возмужать и перестать быть Детьми. (15 слайд)
Каковы основные темы сказок?
Народ и самодержавие. ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Сказка о ретивом начальнике").
Народ и господствующие классы.("Дикий помещик"," Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "коняга").
Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. ("Премудрый пискарь", "Либерал", "Карась- идеалист", "Вяленая вобла") (16 слайд)
Работа над литературными терминами.
Какие сатирические приемы используют в своих произведениях Салтыков Щедрин?
Фантастика, пародия, ирония, сарказм, литота, эзопов язык (17 слайд)
Анализ сказок Салтыкова-Щедрина. (18 слайд) Сообщение учащегося.
"Премудрый пискарь"(1882-1883)
Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране, после покушения народовольцев на царя Александра 2. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется, своей сказкой "Премудрый пискарь" напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой. (Краткий пересказ) (19 слайд)
1 Как вы понимаете смысл заглавия "Премудрый пискарь"? Что означает эпитет "Премудрый"
(Синонимы - умный, рассудительный, антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово, "премудрый", бесспорно, ироничный) Анафриз - языковое явление при котором слово употребляется в противоположном значении.
Какова жизненная позиция пискаря?
Над какими пороками размышляет автор?
Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя," остолопа", который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба- соли не водит, а все только рас постылую свою жизнь бережет".
В чем главная мысль сказки?
Щедрин исследует вопрос: а в чем смысл и назначение жизни
человека? Премудрый пискарь стал олицетворением бескрылой и 2пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
5. Почему сатирик прибегает к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
Выводы: М.Е. Салтыков - Щедрин пишет: " И прожил премудрый
пискарь таким родом с лишком 100 легг. Bee дрожал, все дрожал. Ни
друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... только
дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!"
Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего
себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем,
кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходит от общественной
жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал
мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем
показал, что человеку присущи " рыбьи" черты. Писатель напомнил rt
современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести. ("Премудрость" пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла," умерщвляют ум, честь и „совесть"). (20 слайд)
2 "Медведь на воеводстве" 1884г
До 1806г сказка была под запретом, потому что в образ сказки точно угадывали черты правительства. По требованию цензуры.
Лев- Александр 2 Осел- Победоносцев.
Топтыгин/ и Топтыгин//- граф Д.Толстой и министр внутренних дел
Игнатьев.
-з
"Медведь на воеводстве" - это пародия на историческую хронику.
По мысли Щедрина, история состоит из списка крупных и кровавых злодеяний совершенных правителями над своим народом. Мелкие же иронизирует писатель не считаются достойными вниманиялетописца и истории. (21 слайд)
В чем главная мысль сказки? Что использует автор? И с помощью чего?
Слово трущоба- это слово- образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, - но они приобретают дополнительные нюансы. Лев- враг просвещения к искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию "нацарапал".
Какие же явления современной действительности высмеивал сатирик? Против кого направлена сказка?
Вывод: М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса- администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.
3 "Вяленая вобла" 1884г
Сказка была написана для февральского журнала " Отечественные записки" за 1884год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году в смягченной редакции под заглавием " Мала рыбка, а лучше большого таракана".>(22 слайд)
Счего начинается сказка?
Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.
Как жила вобла? Как объясняет свой ум - разум?
Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести." Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней
совести- ничего такого не будет!" Как рефрен звучат слова: "Уши выше лба не растут".
7.Художественное своеобразие сказок. (23 слайд)
-Сказки Салтыкова-Щедрина -политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.
-Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к «заострению образов» с помощью гипербол, гротеска, иронии.
8.3акрепление изученного материала. (24 слайд) Тесты - троим учащимся.
У доски заполняется кроссворд по сказкам Щедрина. (25 слайд) Викторина. (26 слайд) 1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!» (27 слайд)
Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке V)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »? (пятак серебром)
До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе»? (майор)
Назовите идеал генерала Крокодилова? (кутузка)
4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольныйбаран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до ^смертного конца? («Баран непомнящий»)
Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 с лишком)
Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? (перед волком)
Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климатах», «менее доступен великодушию»? (волк, «Бедный волк»)
Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки? («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)
I
С кем и о чем спорил карась - идеалист? ( С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась -идеалист»)
Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел -
т
меценат»?
(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать...»)11. Как звали соседей в сказке «Соседи»? ( Иван Богатый, Иван Бедный)
В чем мужик готовил суп для генералов? (В пригоршне)
Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (собственный сапог)
Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)
15,Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)
2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ - КА!» (28 слайд)
Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку».
Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова - Щедрина.
Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!»
А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил^ («Самоотверженный заяц») (29 слайд)
2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку- Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил») (30 слайд)
3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась.
Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по -
своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку-
ку никто маршировать не хотел. («Медведь на воеводстве») (31 слайд)
ь )
it. 3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!» (32 слайд)
Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся - остальные.
1?]у1едведь...(на воеводстве)
Премудрый...(пискарь)
Бедный...(волк)4|Дикий... (помещик)
5.Верный...(Трезор)
б.Орёл... (меценат)
7.Недреманное...(око)
8.Соседи(-)
9.3дравомысленный...(заяц)
10. Баран...(непомнящий)
9.Итог урока. (32 слайд) Ю.Домашнее задание. (33 слайд)
15