Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме Поэма«Демон» М.Ю.Лермонтова
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.1Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме Поэма«Демон»М.Ю.Лермонтова
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.2ЭпиграфО вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!Ф.И. Тютчев
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.3М.Ю.ЛермонтовПоэма «Демон»
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.4«Мой демон» (1829)Унылый, мрачныйЗло – стихия«Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829)Всесильный – богЯ – грешникТеснота мира«Я не для ангелов и рая» (1831)Я – чужой для мира и небесЯ – зла избранник«Ангел» (1831)Соединение души с теломРазочарование души на земле – печальные песни
style.rotation
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.5История создания поэмыПоэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.6Истоки Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и дрВ 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд. Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве
МКОУ Чесменская СОШУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.7Михаил Александрович Врубель(1856-1910)Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.8Творчество М. А. ВрубеляДемон поверженныйДемон
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.9Демон летящий
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.10Демон, смотрящийна танец Тамары Тамара и Демон
style.rotation
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.11Свидание Тамары и Демона
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.12Тамара в гробу
МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.13Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...
14МКОУ Чесменская СошУчитель русского языку и литературыКулешова О.Н.И почему образ Демона проходит через все творчество автора?Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!