Конспект урока литературы в 8 классе по теме «А.А. Блок. Стихотворение «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя общеобразовательная школа»











Конспект
урока литературы в 8 классе по теме
«А.А. Блок. Стихотворение «Россия».
Историческая тема в стихотворении,
его современное звучание и смысл»







Подготовила и провела
Подвигина И. А.,
учитель русского языка и
литературы









2015
Цели урока. 1.Обучающие:
- учащиеся знают, что лирика –
барометр эпохи;
знают понятие «ЛИРИКА»;
знают литературные роды;
знают жанровую систему, жанры лирики;
умеют находить выразительные средства языка и определять их роль в произведении;
умеют анализировать стихотворения;
умеют выразительно читать лирические произведения.

2.Развивающие:
развивают образное и логическое мышление, творческое воображение;
развивают речь учащихся.
3.Воспитывающие:
формировать духовно развитую личность,
гражданское сознание, чувство патриотизма;
воспитывать уважение к литературе, ценностям отечественной культуры, интерес к поэзии.
Оборудование: портрет А. А. Блока, выставка произведений поэта,
таблица «Схема анализа стихотворения».


Методы обучения: диалогический, групповой, фронтальная работа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – практическая работа.

На уроке работают 3 творческие группы: Архивариусы, Историки,
Текстологи.




Ход урока.
1.Оргмомент.
- Добрый день, дорогие ребята, Я очень рада видеть вас. Мне всегда приятно работать с вами.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Мы изучаем с вами литературу ХХ века. Сегодня продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока.
-Кто попробует сформулировать цель сегодняшнего урока?
(Проанализируем его стихотворение «Россия».)
- В творчестве каких поэтов мы встречались с темой Родины, России?
Сегодня на уроке работают 3 творческие группы: Архивариусы, Историки, Текстологи.
Вспомним, кто такие архивариусы, текстологи, историки? (Архивариусы – это сотрудники архива, хранители.
Текстологи – специалисты, занимающиеся установлением точного текста литературных памятников и исторических документов.
Историки – хранители прошлого.)

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
А сейчас мы проверим домашнее задание, оно поможет нам в работе по новой теме.
Диктант по терминам, (Я читаю определение изобразительно - выразительного средства, а вы записываете название этого выразительного средства)
Взаимопроверка диктанта.
-Поменяйтесь работами. Я читаю правильные ответы, а вы проверите работу соседа по парте. Оцените работы своих одноклассников. (Критерии оценки учащимся знакомы.)

Фронтальная беседа (7-10 минут).
-Зачем мы читаем?
-Зачем изучаем литературу?
-Что значит «интерпретировать»?
-Назовите литературные роды.
-В каждом литературном роде слово играет определённую роль. В эпосе слово изображает предметный мир, в драме – воспроизводит процесс речевого общения.
А что вы можете сказать о роли слова в лирике?
(Оно выражает чувства).
-Чем отличается лирическое произведение от произведений других литературных родов?
(-Ослабленность сюжета.
-Сосредоточенность на изображении переживаний в настоящий момент.
-Особое внимание объекту высказывания, отражение внутреннего мира человека, его состояния, смена впечатлений, настроений.
-Воплощение лирического переживания преимущественно в стихотворной, поэтической форме (наличие рифмы, ритма, размера).
-У каждого литературного рода есть свои жанры, т.е. формы, в которых проявляется и исторически складывается тип произведения.
Перечислите лирические жанры.
(Дифирамб, элегия, мадригал, эпиграмма, ода, песня, послание, дума, сонет, стихотворение, эпитафия).

-Какие темы существуют в лирике? ( Тема – это основа сюжета.)
(- любовная, интимная - поэта и поэзии
- пейзажная - философская
- дружбы - патриотическая, гражданская)

-Назовите темы произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

-У каждого стихотворения есть свой мотив. Например, мотив борьбы, возмездия, тоски, бегства, одиночества, разочарования.
Назовите мотив стихотворения А.С. Пушкина «Туча», (Мотив тоски, одиночества), «19 октября» (Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей).

ИТОГ проверки домашнего задания.
-Всё, что мы вспомнили сейчас пригодится в нашей работе.

Изучение нового материала.
Слово учителя.
А. А. Блок – голос уходящей изысканно – аристократической России и её ценностей.
Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством этого великого поэта и интересного человека. Слово Архивариусам.
Выступление учащихся. (Ребята кратко рассказывают о биографии поэта Савилова Лиза, Шик Андрей, Филатов Даниил). (Отвечающим ребятам: «Великолепно! Работать с вами просто радость!»

- Первая мировая война и Октябрьская революция положили начало нескончаемой череде подобных катастроф в ХХ веке. Причём катастроф не природных, а созданных человеком.
-Какие исторические события произошли в России в первую четверть ХХ века? Слово историкам. (Насте Колесовой и Алёне Лебедевой).
Как реагирует А. А. Блок на происходящие в России события?
(Соколов Дмитрий):
- В годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, в это тяжёлое время А. А. Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. Он был вместе с Родиной и народом. (Отвечающим ребятам: «Ярко, образно! Это очень важно!».)

-Итак, тема Родины в творчестве А.А. Блока.
Родина – это огромное, родное, дышащее
существо, подобное человеку.
А. А. Блок.
-Слово текстологам. Турищевой Ольге.
А. Блок тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувства будущего, временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предрекал наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой в творчестве Блока становится Россия.
Алиева Настя.
В стихах Блока облик России живой, очеловеченный. Он как бы сливается с женским образом («И плат узорный до бровей»).
Любовь поэта к России – кровное, глубоко личное чувство, неотделимое от него, от вечной его любви и «единственной на свете жены». (Отвечающей ученице: «Прекрасное начало! Сказано здорово.),

-А теперь поработаем над стихотворением А. А. Блока «Россия».
-Словарная работа. Кузукова Лариса.
ШЛЕЯ – часть конской упряжи.
Острожной – тюремной. (Молодец. Коротко и ясно».)
-Стихотворение написано 18 октября 1908 года.
-Перед чтением вопрос:
«О чём это стихотворение? О чём пишет поэт?» (Учитель читает стихотворение).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


БЕСЕДА О СТИХОТВОРЕНИИ И ЕГО АНАЛИЗ.
- Понравилось стихотворение? Чем именно понравилось?
- О чём это стихотворение? О чём пишет поэт в данном произведении?
- Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?
(Лирическое стихотворение, элегия).
-О чём это стихотворение? О чём пишет поэт? В работу включаются все 3 группы.
(О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию.

-Обратимся к схеме анализа стихотворения (висит на доске).

- Это программное (главное) стихотворение Блока.
ТЕМА его – тема России, любовь к России такой, какая она есть.
Это пример гражданской лирики.
-Каков мотив стихотворения? (Мотив страдания)

-Идея стихотворения? (Вера в светлое будущее).
-Какие выразительные средства использует автор, признаваясь в своей любви Родине?
(-инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты).
-Какими средствами поэт показывает нищету России?
(-эпитеты «стёртые шлеи», «расхлябанные колеи», «нищая Россия»
-инверсия «избы серые», «песни ветровые».
-Как построено стихотворение? Стихотворение поделено на строфы, с какой целью?
1 строфа – картина жуткой нищеты
2,3 строфы – признание лирического героя в любви к России
«Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу».
4 строфа – Вера в светлое будущее России
« Не пропадёшь, не сгинешь ты».
5 строфа – Автор сравнивает образ России с образом женщины, для него любовь к России так же нежна, как и к женщине.
«Одной заботой боле – одной слезой река шумней, (параллелизм)
А ты всё та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей»
6 строфа – Вера в светлое будущее России
«И невозможное возможно,
Дорога долгая легка».

-Обратимся к поэтическому синтаксису.
-Какие синтаксические конструкции использует автор стихотворения?
(1 строфа – сложносочинённое предложение,
2 строфа – простое предложение с обращением и однородными членами предложения,
3 строфа – два простых предложения, причём, первое с многоточием, второе – восклицательное.
4 строфа – сложносочинённое предложение. Где первая часть – сложноподчинённое предложение,
5 строфа – Простое вопросительное предложение и сложносочинённое предложение.
6 строфа – сложноподчинённое предложение.
А.А. Блок использует различные синтаксические конструкции, для того, чтобы рассказать о России, о своей любви к ней, о своей вере в Отчизну, о надежде на её светлое будущее. Разнообразие синтаксических конструкций объясняется тем, что это стихотворение – размышление.
Автор использует приёмы звукописи
Аллитерации «три, треплются, расхлябанные, серые, ветровые, первые, крест, разбойную».
-Докажите, что это стихотворное произведение.
(Строгий ритм, наличие рифмы.)
-Какая рифма: мужская или женская?
(мужская – ударение падает на последний слог: шлеи, колеи.
Женская – ударение падает на последний слог: золотые, росписные).
-Какая рифмовка? (Перекрёстная).
-Стихотворный размер? (Ямб).
-Каким предстал перед нами лирический герой стихотворения А. Блока? (Это настоящий патриот, человек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее.
- Ребята, а сегодня, в 21 веке, это стихотворение актуально?
-Составьте кластер по этому стихотворению. (Работают самостоятельно.)
- Давайте проверим, что у вас получилось.

Домашнее задание.
Сделайте письменный анализ стихотворения А. А. Блока «Да, так велит мне вдохновенье». Вы должны помнить, что ваш анализ - это творческая работа, это сочинение, а не анкета. Помните о том, что можно начать работу с любого пункта схемы анализа стихотворения, но переходы должны быть плавными.

6.Итог урока.
- Что мы отрабатывали на этом уроке?
(Навыки анализа стихотворения, проводили параллель между исторической обстановкой и творчеством поэта.)
-Что понравилось и что не понравилось на уроке. Почему? Что хотели бы изменить, сделать по – другому?

7.Выставление и комментарий отметок.
- Ребята, какие отметки вы поставите каждый себе за работу на уроке и своим одноклассникам. Учитывайте правильность, самостоятельность, оригинальность ответа, речь одноклассников.
Выставление оценок в дневники.
Заголовок 115