Презентация по литературе на тему: Противоречивость образа Демона в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Мой Демон” (7 класс)


Презентация к УРОКУ по ЛИТЕРАТУРЕ:Противоречивость образа Демона в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Мой Демон” Цель: На основе исследования стихотворения “Мой Демон” установить, каков демон Лермонтова и почему М.Ю.Лермонтов обращался к этому образу на протяжении всей своей жизни. ЗАДАЧИ : провести лингвистический анализ стихотворения сопоставить поэзию и живопись (стихотворение Лермонтова и цикл картин Врубеля «Демон») Собранье зол его стихия. Носясь меж дымных облаков, Он любит бури роковые , И пену рек, и шум дубров, Меж листьев желтых, облетевших,Стоит его недвижный трон;На нем, средь ветров онемевших, Сидит уныл и мрачен он.Он недоверчивость вселяет,Он презрел чистую любовь,Он все моленья отвергает,Он равнодушно видит кровьИ звук высоких ощущенийОн давит голосом страстей,И муза кротких вдохновений Страшится неземных очей. После смерти матери мальчика на воспитание взяла бабушка, отказав отцу в праве воспитывать сына. Потеря матери, напряженные отношения Елизаветы Арсеньевой с отцом мальчика заложили основы замкнутости , угрюмости Лермонтова .Еще 15 мальчиком задумывал Лермонтов поэму, начинающуюся словами: “Печальный демон, дух изгнания“…В 1829 году пишет стихотворение “Мой демон” в котором создан образ злого духа. Ассоциации, возникающие со словом “ демон”: искуситель, злодей, борющийся с богом.В Библии рассказано об архангеле Сатанаиле, который восстал против бога. К падению привела гордость, непокорность, стремление к независимости, нежелание жить спокойно. Мы отмечаем и такие черты характера как силу духа, стремление к свободе. Именно это нас привлекает в целеустремленных, сильных людях.Демон – заимствованно от греческого «Daimon»(божество). Образ демона волновал Лермонтова всю жизнь. Почему? Каков Демон у Лермонтова? Если бы мы не прочитали названия стихотворения, мы бы не смогли догадаться о ком оно. В самом стихотворении не упоминается имя героя. Местоимения «мой» несет смысловую нагрузку. Оно выражает принадлежность «мой демон» т. е Лермонтов отождествляет себя с Демоном. {35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA} 1 234СтихияБури, пена рек, шумТрон, уныл и мраченПрезрел любовь, моленья отвергаетОбратимся к композиции стихотворения. В нем 4 части.Нет никаких строф, оно цельное, как и образ главного героя стихотворения. Выделим ключевые слова в частях: «Собрание зол – его стихия». Зло – все плохое отвратительное, смерть, насилие, ненависть, страдание, убийство. Стихия – (в толком словаре Ожигова)1. в античной философии – один из основных элементов природы (огонь, воздух, земля, вода) 2. Явление природы, как ничем не сдерживаемая сила. 3. Окружающая привычная среда, обстановка (пер. зн). Слово стихия имеет переносное значение, в первой строке определена сущность демонов, т. е зло это привычная обстановка среда обитания.Первая часть Изображение демона на фоне природы: «дымные облака», «бури роковые», «пена рек», «шум дубрав». В образе природы во всем движение.Демона привлекают бури, губительные последствия.Он сам несет разрушения, страдания.Вторая часть Фигура демона, сидящего на троне. Трон – символ власти. Демон властен над миром, над человеческими чувствами, пороками. Эта часть отличается от второй тем, что нет движения. Фигура демона незыблемая, статичная,монументальная.Внутреннее состояние демона «уныл» и «мрачен». Третья часть Четвертая частьЧем порождена его мрачность? Поэт подчеркивает его одиночество во всем мире, во вселенной. Может, он тяготится данной ему властью. Об этом написано в четвертой части: «Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает»Роль анафоры – повторения начальных слов – «он, он» увеличивает значимость героя, поэт хочет подчеркнуть каков он демон - великий, недосягаемый. В описание внутреннего состоянии демона Лермонтов употребляет высокую лексику, устаревшие слова «презрел», «моления», «отвергает», «страшится неземных очей». Использование такого количества высоких, устаревших слов показывают нам демона - мощного титана, презревшего власть бога. Он предстает перед нами во всем своем величии. Ключевыми являются строчки: «И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей»Ему неведомы высокие чувства и даже ,если что- то пробуждается в его душе, он подавляет эти порывы в себе. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифма точная, перекрестная, с чередованием мужской и женской, что придает стиху плавность и строгость, торжественность одновременно.О звукописи можно сказать, что преобладают гласные [о] – 20, [э] – 14, [и] – 8, [у] – 9. По Константину Бальмонту звук [о] – выражает величие и торжество. [э] – нежность, приглушенность. В слове «демон» присутствуют звук [э] и [о], т. е имеется величие и гордость, но доброе заглушается, подавляется во внутреннем мире демона. Демон – воплощения зла, смысл его существования – страсть, губящая все тихое и кроткое. Однако зло не только сильно, но и привлекательно, и поэтому образ демона, не пожелавшего подчиниться Богу, привлекал Лермонтова, и в стихотворении поэт выразил свое представление о нем. Это дух властный и величавый и одновременно скорбный и страдающий, трагичный в своем одиночестве. Мотив одиночества – главный в творчестве Лермонтова («Парус», «Листок», «Утес» и д. р). А.Блок писал: “громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля”. Увлечение Врубеля образом демона началось в 90-е годы 19 века с конкурса на тему «Дьявол», объявленного редакцией журнала «Золотое Руно». Художник искал классическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил, заставлял избирать все новые и новые техники для воплощения.В картине М.А.Врубеля “Демон сидящий” Демон изображен на фоне силуэтов гор , на фоне тревожного и багрового заката , который в сравнении с самим демоном кажется маленьким , почти игрушечным . Он сидит , трагически сцеплены руки , в нем чувствуется напряжение, сосредоточенная дума . Его огромная фигура занимает основное пространство.Взгляд печален , едва различим . В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова Врубель выполнил иллюстрации. Из тридцати-половина относилась к поэме «Демон». Эти иллюстрации представляют собой шедевры, свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Акварель «Голова Врубеля» монументальна. На фоне каменистых заснеженных гор- голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, горящие глаза с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде жажда «познания и свободы», мятежный дух сомнения. Итак , каков демон в представлении Лермонтова , а каков у Врубеля ?У Лермонтова все-таки ненавидящий,равнодушный,злобный,презирающий мир, властный в своем величии и силе,”царь познания и свободы”, а у Врубеля при всем величии и силе - страдающий , тоскующий, его становится искренне жаль. В другой раз, намного позже, зашла речь о Лермонтове. - Говорят страшный был зануда, — сказал Алексей Алексеевич.Мне было уже пятнадцать лет и я был страшно поражён, что слышу о Лермонтове как о ком-то лично знакомом говорящему.- Откуда вы его знаете?- Я встречал Мартынова в Париже. Мы тогда молодые, окружили его, стали дразнить, обвинять: «Вы убили солнце русской поэзии! Вам не стыдно?» — «Господа, сказал он,- если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке»Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту.Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова, рассказал историю дуэли. Основная мысль автора:в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и вздорный, для всех прочих знакомых.Из воспоминания современников… (Андрей Кончаловский. Низкие истины. Семь лет спустя. М.: ЭКСМО, 2006. С. 45) Вывод: Образ демона в творчестве Лермонтова противоречив и неоднозначен. Поэт обращался к образу демона, так как он чувствовал глубокое одиночество в мире, был временами жесток и независим, в его душе современники отмечали демонические черты характера, властность, стремление к самоутверждению.