Презентация к уроку Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в создании поэмы «Мцыри». Анализ поэтического произведения.


Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в создании поэмы «Мцыри». Анализ поэтического произведенияУрок по русской литературе в 8 классе.Автор – Гусенова З.В.С. Теректы, 2012 Цели: определить тему и идею поэмы, углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, провести лингвопоэтический анализ поэмы, показать художественное мастерство Лермонтова в создании поэмы рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания, воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства. Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа) Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин с изображением Кавказа, иллюстрации учащихся, слайды . Ход урокаОрганизационный момент. Сообщение целей и задач урока.Презентация Вступительное слово учителя.Лермонтова называют певцом родины и свободы, о Лермонтове мы можем узнать из его книг, произведений, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Его перу принадлежат произведения:Поэмы «Кавказский пленник»« Корсар»«Исповедь»«Беглец»« Демон»«Мцыри»Стихотворения« Бородино»«Нищий»« Смерть поэта»« Узник»» Утёс»«Парус»« Два великана» и мн. др.. Некоторые из них вы читали, а некоторые прочтёте в будущем. Но сегодня мы продолжим работу над поэмой «Мцыри». Докажем , что поэма «Мцыри» - романтическое произведение, и , что Мцыри – это романтический герой . Поэма была написана в 1839 г. События происходят на Кавказе. Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом.Там он побывал в раннем детстве, там написал многие свои произведения, там погиб на дуэли. Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли .Поэма « Мцыри» также отчасти посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор».Поводом к написанию произведения послужила случайная встреча, произошедшая во время путешествия поэта по Кавказу.В Мухете он повстречал старого монастырского служку – горца, из разговора с которым узнал , что тот ещё ребёнком , пленённым генералом Ермоловым попал в монастырь , откуда несколько раз пытался бежать, но неизменно возвращался обратно. Эта история послужила поводом для написания поэмы «Мцыри». Алексей Петрович Ермолов (1772-1861), русский генерал , участник войн с Наполеоном. В 1816-1827 – главнокомандующий в Грузии и командир отдельного Кавказского корпуса. Глава 1 Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, людьми и смертью забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говоритО славе прошлой – и о том, Как, удручён своим венцом, Такой-то царь, в такой – то год, Вручал России свой народ.И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов,Не опасаяся врагов, За гранью дружеских штыков. 2Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал;Ребёнка пленного он вёз. В 5 веке Грузию пытались поработить персы, начиная с 7 века - арабы, в 13 - 15 веках - монголо – татары. В конце 15 века Грузия распадается на отдельные царства и княжества. В 16-18 веках Грузия вела ожесточённую борьбу против турок и персов. С 16 века грузинские цари стали обращаться за помощью к России. Чтобы освободить Грузию от усилившегося турецко-персидского гнёта, грузинский царь Ираклий II вступил под протекторат России. В 1801 году Восточная Грузия, а затем и западные грузинские княжества были присоединены к России. Это избавило Грузию от разорительных набегов персов и турок. « Мне случилось однажды, в Царском селе, уловить лучшую минуту его вдохновения», - пишет его современник А.Н. Муравьёв.« В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него так выразительны.« Что с тобой?» - спросил я.«Сядьте и слушайте», - сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из – под его вдохновенного пера». Вспомним, что называется романтизмом?Романтизм - творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к свободе, духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Один из основных признаков романтизма – трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом несовершённом мире, мечтает быть понятым и принятым , мучительно переживает разлад с действительностью . Провозглашение человеческой личности , сложной и глубокой , утверждение человеческой индивидуальности , открытая субъективность , взгляд на жизнь « сквозь призму сердца» В рамках романтического движения Жуковский был крупнейшим русским предромантиком. Наука знает свыше 10000 определений романтизма, но самое короткое принадлежит, бесспорно, Жуковскому. Однажды на вопрос придворной дамы, что такое романтизм, о котором все твердят, Жуковский ответил: “Романтизм - это душа” ЖуковскийВасилий Андреевич1783-1852 Знаменем французского романтизма стал Эжен Делакруа. В 1831 году он написал картину “Свобода, ведущая народ”, или “Свобода на баррикадах”.(Картина “Свобода, ведущая народ” закрепила победу романтизма во французской живописи). - Почему? (Безграничные возможности выражения необъяснимой словами жизни человеческой души.)– Каких композиторов-романтиков вы знаете? – Какова главная тема романтических произведений в музыке? Композиторы - романтики неприятие идеалов обществатрагическое одиночествогерой всегда яркая, исключительная личностьсвободолюбие героягерой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. необычные, исключительные обстоятельства жизниВ романтизме отсутствует эволюция героя, т.к. обстоятельства не влияют на личность. Поэма «МЦЫРИ» - одна из поздних кавказских поэм Лермонтова (1839) и один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Как впервые в рукописи была озаглавлена поэма ? ( «Бэри», что по-грузински означает – монах) Где происходят события, описанные в поэме? На Кавказе. Поэма посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик – послушник. Имя мальчика скрыто в поэме, оно остаётся неизвестным читателю. Затем Лермонтов назвал поэму «Мцыри», что с греческого означает - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, одинокий человек. Это экзотическое наименование он использовал только в заглавии поэмы. Эпиграфом к поэме взяты поэтом слова из Библии. Послушайте их и объясните, как вы их понимаете? В чём смысл этих слов? «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю».( Я попробовал немного мёду, и вот я умираю.)Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.     Я мало жил, и жил в плену.     Таких две жизни за одну,     Но только полную тревог,     Я променял бы, если б мог.     Я знал одной лишь думы власть,     Одну — но пламенную страсть... Тема поэмы – борьба человека за свободу. Бегство из неволи.Основная проблема поэмы - проблема свободы.Идея поэмы – поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности к свободе. Мцыри — герой- борец, протестующий против насилия над личностью. И хотя ему не удается найти путь в «родимую страну», «где люди вольны, как орлы», смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» Картины детстваЮность в монастыреБегствоПоиски РодиныВстреча с грузинкойБой с барсом. Возвращение в монастырьБолезнь.Смерть . Где стоял монастырь, в котором жил Мцыри?Докажите словами из текста.Немного лет тому назад , Там, где сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.О чём вам говорят слова Арагва и Кура?Арагва – река в Восточной Грузии.Кура – самая крупная река в Закавказье , впадает в Каспийское море. Немного лет тому назад , Там, где сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Как Мцыри попал в монастырь? Работаем по тексту. 1 глава Словарно – лексическая работа Жизнь Мцыри в монастыре .Работа с текстом ( гл.2) В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности. Жизнь в монастыреПуглив и дикСлаб и гибокЗнаком пищу отвергалУмиралБезмолвен и одинокЗемля чужаяУмру рабом и сиротойУгрюм и одинок грозой оторванный листок Монастырь для Мцыри  — символ неволи. Жизнь на свободеЖизнь полная тревог Пламенная страсть к свободеЖилСердце билося живейГолубь молодойРодина —  символ абсолютной свободы познание мира. Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему. Побег не удался. После всех своих приключений Мцыри даже исповедуется   для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе. Отрывок из “Мцыри”. ИнсценированиеИсповедь Мцыри . Старик! Я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас -Зачем ?... Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенахДушой – дитя, судьбой – монах.Я никому не мог сказатьСвященных слов «отец» и « мать».Конечно, ты хотел, старик,Чтоб я в обители отвыкОт этих сладостных имён, -Напрасно звук их был рождёнСо мной. Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных,А у себя не находилНе только милых душ - могил!Тогда, пустых не тратя слёз,В душе я клятву произнёс:Хотя на миг когда – нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.Увы! теперь мечтанья те погибли в полной красоте,И я, как жил, в земле чужойУмру рабом и сиротой. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой. Он по крови своей дитя природы, частичка её. Ты хочешь знать, что делал я     На воле? Жил — и жизнь моя     Без этих трех блаженных дней     Была б печальней и мрачней     Бессильной старости твоей. Любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он влюблен. Оказавшись в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину.  Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.      В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылась натура  горца:  свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:     ...О, я как брат     Обняться с бурей был бы рад!     Глазами тучи я следил,     Рукою молнии ловил...  “О, я как брат обняться с бурей был бы рад”. Эпизод — битва с барсом — основанный на мотивах грузинской народной поэзии (известны 14 вариантов древней груз. песни «Юноша и тигр»), тема которой нашла отражение в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и в поэме Лермонтова «Мцыри» Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера. Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического героя.Романтический пейзаж: пышные поля, холмы» Груды тёмных скал», « горные хребты», « седой , незыблемый Кавказ».Найдите в тексте описания пейзажа. СравнениеАнтитезаОлицетворениеМетафораАнафораЭпитетГиперболаСимволыоксюморон Оксюморон – поэтический приём, состоящий в сочетании противоположных друг другу по значению слов. Её пред небом и землёй (3 гл.) Хоть незнакомой , но родной (4 гл) Как ненавидел и любил (5 гл) Каким стихотворным размером написана поэма «Мцыри»?Практическая работа №1. Выполняет Гусенова Наина на доске.Гл. 11Кругом меня цвёл божий сад ;Растений радужный нарядХранил следы небесных слёз,Кру-гом ме-ня цвёл бо-жий сад; - ' /- ' / ' ' / - ' /Рас-те-ний ра-дуж-ный на-ряд - ' /- ' / - - / - ' /Хра-нил сле-ды не-бес-ных слёз, - ' /- ' / /- ' / - ' //- ' / ямбическая стопаЧетырёхстопный ямб, где в первом стихе третья стопа переходит в спондей./ ' ' / спондейУтяжелённая стопа с двумя ударными слогами называется спондеем. А во втором стихе третья стопа переходит в пиррихий./ - - / пиррихий.Облегчённая стопа с двумя безударными стопами называется пиррихием. Определите тип рифмы в поэме .Вспомните, что называется рифмой? Какие типы рифм существуют .Рифма – ( звуковые повторы) звуковое совпадение слов , находящихся в конце ( реже в начале или в середине ) стихов. ( стихом называется одна строка стихотворения, а само слово « стихотворение», следовательно, означает : произведение , состоящее из стихов.Рифмы бывают трёх типов: мужские, женские, дактилические.Мужские – ударение падает на последний слог рифмующихся слов: пропалумиралЖенские – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов: чахнет пахнетДактилические – ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов:ИграючиразгоняючиЯ мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если мог.Ответ : ударение падает на последний слог . Это мужская рифма. Определите способ рифмовки.Скажите, что называется рифмовкой.Рифмовка – порядок расположения рифм в строфе или стихотворении.Тогда, пустых не тратя слёз,В душе я клятву произнёс:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.Смежной рифмовкой (парной) называется рифмовка соседних стихов: первого со вторым, третьего с четвёртым. ААББПерекрёстной называется рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвёртым. АБАБКольцевой (или опоясывающей) называется рифмовка, где первый стих рифмуется с четвёртым, а второй с третьим АББА Какова развязка сюжета?Ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. И мы уже не видим  жажды жизни, борьбы со смертью. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, для него и есть жизнь. А неволя – это смерть.  Мцыри находит в себе силы признать свое поражение и умереть. И, как мне кажется, его смерть – это тоже побег из плена. Он просит перед смертью перенести его в сад: Беседа Что значит свобода для Мцыри? ( Родина, дом , мать и отец, родные , природа , где дышится легко , и где его понимают) . Что значит для вас свобода? Есть ли у вас та свобода , которой не было у Мцыри?Давайте попытаемся ответить на вопрос Мцыри. Это вопрос самого Лермонтова в устах Мцыри , Образ Мцыри –это воплощение самого автора который мятежно боролся за свободу , и погиб таким же молодым , как его любимый романтический герой , не получив ответа на риторический вопрос :Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Тест. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова – это А) драмаВ) рассказС) романД) поэмаЕ) повесть2. «Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик, И слаб и гибок, как тростник».В этих строках М.Ю. Лермонтов использовал тропА) сравнениеВ) олицетворениеС) эпитетД) гиперболуЕ) метафору 3. Укажите пропущенные слова в строке из поэмы М.Ю.Лермонтова « Мцыри». «Для … иль …На этот свет родимся мы»А) воли иль тюрьмыВ) свободы иль неволи С) радости иль горяД) любви иль боли Е) счастья иль несчастья4. Три дня скитается в поисках родины герой поэмы А) Д.Г. Байрона «Корсар»В) А.С. Пушкина « Цыганы»С) М.Ю. Лермонтова « Беглец»Д) А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Е) М.Ю. Лермонтова « Мцыри» 5. Определите стихотворный размер строки М. Ю Лермонтова«Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».А) Анапест В) ЯмбС) ДактильД) АмфибрахийЕ) Хорей6. Укажите, какое слово пропущено в поэме Лермонтова из монолога Мцыри:«Я мало жил, и жил в плену,Таких две жизни за одну, Но только полную ….Я променял бы, если б мог».А) тревогВ) покояС) страстейД) любвиЕ) борьбы 7. В строках поэмы М.Ю. Лермонтова « Мцыри»:« Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил» - использован художественный приём А) гиперболаВ) метафораС) антитезаД) эпитетЕ) сравнение 8. Укажите средство образной выразительности, использованное М.Ю. Лермонтовым в следующих строчках:«Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит»А) эпитетВ) метонимияС) литотаД) сравнениеЕ) олицетворение 9. М. Ю. Лермонтов училсяА) в Университетском Благородном пансионе в МосквеВ) в лицееС) в Петербургском университетеД) за границейЕ) в Казанском университете10. Кто автор этих замечательных строк? « Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой…»А) А.С. ПушкинВ) М.Ю. ЛермонтовС) Д.Г. БайронД) Н.А. НекрасовЕ) Л.Н. Толстой 1. Д)2. А)3. А)4. Е)5. В)6. А)7. А)8. Е)9. А)10. В) Написать сочинение на тему: « Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри»».