Разработка урока чтения в 4 классе по темеН.А. Некрасов. Не ветер бушует над бором


МКОУ «Чермозская КШИ»
Урок чтения в 5 классе
Учитель Абдулова Н.Ш.
Тема: Н. А. Некрасов. Не ветер бушует над бором.
Цель: знакомство с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором...", подготовка к заучиванию текста.
Задачи:
1. Обучающая:
а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»
б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

2. Развивающая:
а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)
б) развивать и обогащать речь
в) развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);

3. Воспитательная:
а) воспитывать интерес к поэтической литературе
б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: урок – исследование.
Технологии: здоровьесберегающие технологии.
Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.
Формы обучения: фронтальная, групповая работа, индивидуальная.
Ход урока
Оргмомент. Работаем в командах, зарабатываем наклейки за правильные ответы. При правильном ответе ученик отрывает 1 наклейку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество наклеек. Правила оценивания каждого игрока:
5 наклеек и больше - оценка 5
4-3 наклейки – оценка 4
2 – оценка 3
Сообщение темы, цели, задач урока.
Уже несколько уроков мы читаем и изучаем произведения русских писателей и поэтов о зиме.
На прошлом уроке мы прочитали замечательный рассказ Ю. Дмитриева. Как он называется? Дома вам нужно было перечитать его, ответить на вопросы.
Как вы поняли его содержание, что узнали из него о зимнем снеге, сейчас проверим, выполнив тест.
Новый материал А сейчас послушайте отрывки из стихотворений о зиме русских поэтов: ( читают уч-ся)
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
(С. Есенин)
2. Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
(Тютчев)
Чародейка, кудесница, волшебница, невидимка, русская красавица называют поэты зиму.
Мы видим зиму легкой, изящной, совершающей чудеса.
Ей свойственно преображать всё вокруг. Ни жуткий холод, ни пробирающий до самых костей хлёсткий ветер не могут отобрать у зимы её чарующего волшебства. Её краски способны превратить самый унылый пейзаж в искусную картину. А в помощниках у зимы – неподражаемый знаток искусства. Кто же это?
(Конечно, мороз) Вот об этом герое и пойдет речь в следующем стихотворении, автором которого является Н.А. Некрасов - великий русский поэт.
Слайд 1 -2. Слово учителя Н. А. Некрасов, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком. Одно из них - отрывок из поэмы «Мороз-Красный нос» .
1. Прослушивание аудиозаписи. Видеоролик Слайд 3
2. Чтение текста про себя
Словарная работа Слайд 4
Бор – сосновый лес
- Как называет Некрасов Мороза? (Воеводой - Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).
Дозор - обход для осмотра
Владенья – своя собственность
4 Работа над содержанием
- Каким здесь показан Мороз? (Сильным, огромным, суровым).
- Чтобы показать силу, мощь этого   героя, с чем автор его сравнивает? (с ветром,бушующим над бором, с шумомгорных ручьёв).
-А что за владения у Мороза?
(Поля, леса, реки, моря).
Как вы думаете, у него должно   быть своё войско? Что же это за войско? (Метели, вьюги, снега).
- А что за владения у Мороза? (Поля, леса, реки, моря).
- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
Найдите и зачитайте повторы.
(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Физминутка Слайд 5
5. Выразительное чтение
Теперь давай поговорим о том, как нужно правильно выразительно прочитать это стихотворение. Слайд 6
Голос – громкий.
Тон – торжественный
Темп – медленный.
Паузы – там, где есть знаки препинания
Усиление голоса – при выделении смысла читаемого (слова-действия, слова-признаки).
Прочитай стихотворение самостоятельно соблюдая все эти правила.
А теперь тебе предстоит побывать в роли артиста, стоящего на сцене перед аудиторией. Каждого зрителя должно тронуть твоё чтение, каждый из них должен представить силу и мощь этого волшебника.
Выразительное чтение вслух
8. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)

1. Н.А. Некрасов – это великий русский (писатель, поэт, баснописец)
«Не ветер бушует над бором…» - … (стихотворение, рассказ, басня)
Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» - … (осень, лето, зима)
4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» - … (ветер, Мороз-воевода, Дед Мороз 5. Мороз-воевода в произведении «Не ветер бушует над бором…» -… (заботливый хозяин, жадный, жалкий)
Проверка задания Слайд 7
9. Домашнее задание (разноуровневое):
2. выучить стихотворение наизусть
3. подготовить выразительное чтение стихотворения.
10. Подсчет баллов-наклеек, выставление оценок
Приложение
РАУНД ТЭЙБЛ
(выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)
Задание: выберите слово из скобок и подчеркните его

1. Н.А. Некрасов – это великий русский (писатель, поэт, баснописец)
«Не ветер бушует над бором…» - … (стихотворение, рассказ, басня)
Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» - … (осень, лето, зима)
4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» - … (ветер, Мороз-воевода, Дед Мороз 5. Мороз-воевода в произведении «Не ветер бушует над бором…» -… (заботливый хозяин, жадный, жалкий)