Проект по литературе Гражданские мотивы в лирике поэтов-декабристов


Районный конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Юный исследователь»
Гуманитарная секция
Исследовательская работа по литературе
Гражданские мотивы в лирике поэтов- декабристов
Выполнила: Смбатян Анна Арменовна, обучающаяся 9 класса МБОУ «Паустовская оош» Вязниковского района
Педагог:Мишурина Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Паустовская оош»
Паустово, 2015
Содержание:
Введение------------------------------------------------------------------------- стр.3-5
1. Гражданские мотивы в лирике поэтов – декабристов------------- стр.6-17
1.1. Историко – литературная справка-----------------------------стр.6-7
1.2. « Великодушный гражданин» - Ф.Н. Глинка---------------стр.7-9
1.3. « Первый декабрист» - В.Ф. Раевский------------------------стр.9-11
1.4. « Я не поэт, а Гражданин» - К.Ф. Рылеев--------------------стр.11-15
1.5. « Он был рожден для них, для тех надежд поэзии и счастья…»
( М.Ю. Лермонтов) – А.И. Одоевский-------------------------------стр.15-17
2. А.С. Пушкин и декабристы-------------------------------------------------стр.17-19
Заключение ----------------------------------------------------------------------- стр.20-21
Библиография --------------------------------------------------------------------- стр.22
Приложение ------------------------------------------------------------------------стр.23
Введение.
Декабристы... Нет людей, равнодушных к смелому, бескорыстному и героическому подвигу первых русских революционеров. Поражает и восхищает в декабристах все: беззаветная преданность своей мечте, удивительная стойкость.
Декабристы распространяли свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего русского общества. Совершенно естественно, что художественная литература в глазах декабристов была мощным средством гражданского воспитания. Многие из них сами были незаурядными поэтами и обладали литературным талантом, который они заставили служить высоким общественным интересам и, прежде всего, пробуждать чувство свободы в среде русского дворянства.
Стихи – лишь одно из средств красноречивой демонстрации гражданских настроений. Декабристы с небывалой для них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, ратовали за насыщенность русской словесности.
Литературное направление и стиль поэтов – декабристов можно охарактеризовать с различных точек зрения. Политическая направленность их творчества способствовала созданию особого типа романтизма, который условно можно было бы назвать гражданским или революционным. В романтизме этого типа господствующее значение приобретало прямое, непосредственное выражение идей, «высокий» стиль, ораторская интонация.
Декабристы были ревностными сторонниками именно такого романтизма и много способствовали его победе. В эстетических схватках литераторов эпохи пушкинской поры, поры декабристов рождался русский национальный литературный язык, оформлялись ведущие поэтические жанры.
Декабристы связывали с понятием романтизма воспитание чувств гражданских, патриотических, а не только нежные томления души одинокой личности. Гражданские и патриотические страсти, не переставая быть личными переживаниями, по мнению декабристов, гораздо более других страстей достойны выражения в поэзии. Воинская слава, героический подвиг на благо Отчизны, обличение тиранов поэтическим словом, верность общественному долгу – таковы темы декабристской поэзии.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном обществе люди по-разному понимают слова «гражданственность», «патриотизм». В нашем классе возникла полемика о значении восстания декабристов:
Отрицательное.
Никита: “… декабристы совершили преступление перед Церковью. Россия – православная страна, а царь – помазанник Божий, и покушение на него является большим грехом и преступлением перед Богом”.
Александр: “… декабристы, борясь за заоблачные, фантастические идеи, погубили вполне реальных людей и самих себя заодно. Их можно понять, но простить им это трудно”.
Положительное.
Настя: “Декабристами являлись люди благородных кровей, офицеры, герои Отечественной войны 1812г. и все они стремились к лучшему будущему для России. Многие считали, что вся их деятельность оправдана во имя свободы человека”.
Мария: “В общем, я отношусь к восстанию декабристов как к неудачной, но все же попытке изменить Россию к лучшему”.
Данила: “ Я уважаю декабристов и хочу быть похожим на них.
Выслушав одноклассников, решила на убедительных примерах жизни и творчества поэтов-декабристов объяснить, что такое «патриотизм» и гражданское служение обществу.
Кроме того, эти вопросы, всегда имевшие первостепенное значение, с особой остротой встают сейчас, когда необходимо вновь оценить роль нравственно-этических ценностей в жизни общества.
Научная новизна исследования определяется тем, что творчество поэтов – декабристов недостаточно представлено в школьном курсе литературы. А ведь еще Лев Толстой утверждал: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства» (№ 11,стр.4). Поэтому не ослабевает интерес в кругах литературоведов, историков, творческой молодежи к творчеству поэтов-декабристов. Учитывая обилие литературно-критических материалов, каждый последующий исследователь испытывает большие трудности в попытке сказать что-то новое о творчестве поэтов. Мне захотелось глубже изучить, исследовать литературу, в которой говорится о творчестве поэтов – декабристов, и рассмотреть их творчество с точки зрения гражданской направленности. Хочу заметить при этом, что при работе над исследованием пользовалась только книжными источниками, в основном Областной научной библиотеки города Владимира.
Объектом исследования являются стихотворения гражданской направленности поэтов-декабристов и критические статьи известных литературоведов.
Предмет - типологическое сходство патриотических образов, идей, мотивов великих поэтов-декабристов.
Цель моей работы - выявить типологическое единство образов, мотивов, идей стихов поэтов-декабристов, как закономерное следствие художественного осмысления авторами гражданственности, патриотизма.
Для достижения цели исследования ставились следующие задачи: рассмотреть произведения гражданской направленности поэтов-декабристов; доказать, что поэты-декабристы исходили из того, что высшей и основной задачей литературы является ее гражданское служение обществу.
Выбор методов исследования обусловлен спецификой материала. Кроме общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения и систематизации, в работе использованы специальные методы - сравнительно-типологический анализ.
В результате исследования предполагается выход на типологические обобщения ,что поэты-декабристы своим творчеством жаждали вмешиваться в жизнь, подчинять личные интересы общественным и основной идеей своего творчества считали идею служения Гражданина Отечеству.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в рамках школьного преподавания литературы Х1Х-ХХ вв., в разработке элективных курсов по теории и истории русской литературы, для патриотического воспитания новых поколений.
Глава 1.Гражданские мотивы в лирике поэтов - декабристов.
1.1. Историко – литературная справка
  В исторический день 14 декабря 1825 года Кондрат Рылеев и его литературные единомышленники – братья Бестужевы, Александр Одоевский и Вильгельм Кюхельбекер с оружием в руках вышли на Сенатскую площадь, чтобы завоевать свободу. Той же высокой цели – свержению абсолютизма и крепостничества служило их поэтическое искусство, вдохновенное, страстное слово трибунов революции.
Поэты – декабристы свято верили в союз революционного дела и революционного слова. В день восстания они личным примером доказали реальность жизненного слова и оружия.
«Это какие – то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтоб разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия»,- так сказал о декабристах А.И. Герцен (№11,стр.6).
Декабристы составляли наиболее передовой, образованный и самоотверженный отряд русской интеллигенции. В тяжелые годы крепостного рабства они выступили в защиту угнетенного крестьянства, мечтали разрушить феодально-крепостнический строй и учредить республиканскую форму правления.
К декабристскому движению восходят и традиции передовой русской литературы, которой всегда было свойственно единство революционного слова и дела, высокое сознание гражданского долга, глубочайшее стремление неуклонно служить благу родины и народа. Далеко не случайно среди декабристов выдвинулась целая плеяда писателей, поэтов, ознаменовавших своей деятельностью целую полосу в развитии русской литературы и вместе с тем явившихся активными участниками в революционной борьбе.
Среди поэтов – декабристов были люди различные по степени революционности и по своим литературным вкусам. Но, тем не менее, в их поэзии явственно ощущаются общие черты. Своими произведениями поэты-декабристы вдохновенно пропагандировали идеи революционного патриотизма, политической свободы, учили ненавидеть самодержавие и крепостничество. Они всемерно содействовали созданию русской литературы, вождем и знаменем которой был друг и ближайший соратник декабристов – величайший национальный поэт А.С. Пушкин.
Декабристская поэзия формировалась, развивалась и мужала вместе с декабристским движением, вместе с развитием революционных идей в России.
В своих произведениях декабристы преклонялись перед античной гражданственностью, прославляли героев Греции и Рима, обращались к истории своего отечества, прославляли национальных героев. Но почти всегда за их сюжетами, темами, образами скрывались реальные замыслы и настроения участников декабристского движения. Поэзия декабристов непосредственно включалась в борьбу с аракчеевской реакцией, в политическое движение эпохи. Такая поэзия не могла быть вялой. Рылеев и Раевский, Кюхельбекер и Одоевский, Глинка и Катенин и многие другие создали образцы высокой гражданской поэзии, поэзии страстной, волевой и мужественной.
Многое роднит, объединяет этих разных поэтов. Но каждый из них пришел в декабризм своей дорогой. Каждый сказал свое слово в истории русской поэзии.
1.2. «Великодушный гражданин» - Ф.Н. Глинка
Нельзя представить себе историю декабристской поэзии без раннего творчества Ф.Н. Глинки (1786 – 1880). Литературную известность Федор Николаевич Глинка приобрел прежде всего как военный писатель. Он сражался на полях Бородина, вместе с русской армией преследовал отступающих французов ,прошел весь заграничный поход 1813 – 1814 годов. За храбрость был награжден орденами и золотым оружием.
Рано примкнув к декабристскому движению, Глинка играл выдающуюся роль в объединении прогрессивных литературных сил. Он являлся одним из руководителей Вольного общества любителей русской словесности (1818 год), где сотрудничали почти все декабристы-писатели.
В раннем творчестве Глинки большое место занимают военно-патриотические песни, стихи 1812 года, некоторые элегические псалмы.
В гимнах и песнях война 1812 года изображается как народная война – народ является главной движущей силой великого исторического события. «Русский царь и трон» оттеснены в песнях Глинки на второй план; по условиям времени он не мог о них сказать, но главное для поэта –« верные сыны», их подвиг, борьба за свободу. Военно – патриотические песни писались торжественным слогом, в известной степени предвосхищали высокий гражданский стиль декабристской поэзии.
«Военная песнь», созданная во время приближения неприятеля к Смоленску, является одной из лучших патриотических песен Глинки. Это пламенная речь поэта – воина. Стихотворение мужественное, в котором нет растерянности, хотя поэт и знает, что враг силен.
Первые строки стихотворения уже по – военному громки:
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бурю бранный гром;
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом! (№2, стр.117).
Чтобы придать своей песне характер политического призыва, Глинка обращается к торжественным церковнославянизмам:
Теперь ли нам дремать в покое, Отыщем славу и свободу
России верные сыны?! Иль все падем в родных полях!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Что лучше:жизнь – где узы плена,
Пойдем – и в ужасах войны Иль смерть – где росские знамена?
Друзьям, отечеству,народу В героях быть или в рабах?
(№2 ,с.118)
Для военно - патриотических песен и гимнов Глинки характерны обостренное чувство политической свободы, презрение к рабству. Нет для человека большего позора, чем влачить ярмо иноземного рабства. Эта мысль находит свое воплощение и в стихах других поэтов-декабристов, в частности, у Рылеева.
Стилистические приемы военно-патриотических стихотворений: восклицания, возвышенный стих, ярко выраженная гражданская фразеология – все это предвещает декабристскую поэзию. Глинка использует слова, уже бывшие в ходу у передовых офицеров – будущих декабристов: «верные сыны», «друзья», «отечество», «слава», «тиран», «узы плена» и т. д. Конечно, эти слова употреблялись и ранее, но в творчестве поэтов-декабристов они приобретают новое смысловое значение –это символы борьбы с крепостничеством, абсолютизмом.
В своем творчестве Глинка часто обращался к церковнославянскому и старорусскому языкам, считая, что именно они более приемлемы для высокой поэзии, чем язык дворянских салонов (язык Карамзина, Жуковского). И сами декабристы не чурались религиозных тем, рассматривали «священное писание» как возможность политической агитации. Наиболее ярко это проявилось в элегических псалмах Глинки.
Элегические псалмы Глинки восходят к песням русской поэзии 18 века или песням Ветхого Завета. Он называл свои псалмы «голосистыми». В стихотворении «Плач пленных иудеев» (1823 год) Глинка попытался толковать библейские сюжеты в духе декабристских утверждений. Стиль этого псалма соответствовал агитационному тону декабристской поэзии, высокой гражданской патетике. Глинка использует образ пророка, как обличителя преступления и зла, носителя справедливости.
…Сиона песни – глас свободы! …Увы, неволи дни суровы
Те песни слава нам дала! Органам жизни не дают:
В них тайны мы поем природы Рабы, влачащие оковы
И бога дивного дела! Высоких песен не поют.
(№ 2, с. 153-154)
Глинка был глубоко верующим человеком. Он старался соединить в своих стихах вольнолюбие и религиозность. Пушкин высоко отзывался о творчестве этого поэта, считал, что религиозные элементы его стихов не заслоняют свободолюбивых идей. В послании к Глинке в 1822 году Пушкин называет его «великодушным гражданином»(№ 2, стр. 31).
Глинка принадлежал к умеренному крылу декабристов: бурные революционные устремления Рылеева были ему чужды. И в поэзии политические конфликты подчас сводились у него к общим моральным или социальным формулам: между злом и добром, бедностью и богатством. Писал Глинка более 70 лет, но самыми значительными и интересными были годы исповедания декабристских идеалов.
1.3. «Первый декабрист» - В.Ф. Раевский(Приложение –портрет № 2)
Раннюю декабристскую поэзию наиболее ярко представляет Владимир Федосеевич Раевский.
Владимир Раевский (1794-1872) был мужественным республиканцем , одним из героев Отечественной войны 1812 года . Он первым из декабристов был ещё в 1822 году заключён в Тираспольскую крепость по распоряжению Александра I за свою деятельность .
Раевский принёс революционную агитацию в казармы . Он хорошо понимал, что с солдатом нужно разговаривать о близком и знакомом , о бесправии народа, о тирании помещика . Его «Песнь воинов перед сражением» соединяет в себе прославление воинского подвига с проповедью политической независимости , ненавистью к крепостничеству .
Нет, нет, не судьба нам меч вручила И близок грозный час врагам,-
Чтобы покой отцов хранить. Певцы передадут потомству
Мила за родину могила, Наш подвиг, славу, торжество.
Без родины поносно жить!... Устроим гибель вероломству,
О други! Близок час желаний Дух мести – наше божество!
(№8, стр. 34-35)
У Раевского возникла замечательная мысль: написать воззвание о рабстве крестьян. В начале 1822 года оно было почти написано. Арест помешал Раевскому закончить суждение о рабстве, но и черновой набросок стал достоянием декабристской потаенной литературы. Основные мысли воззвания прослеживались потом в других стихах поэта. Основная часть поэтического наследия Раевского сохранилась несколько необычным способом. Стихи его, отобранные при аресте, были приобщены к следственному делу и расценивалась как политическая улика против него.
Страдающая отчизна, обездоленный народ, гражданин, постоянно думающий о судьбе родины, тиран, которого ждет суровое возмездие, - эти поэтические образы сообщают поэзии Раевского характер граждански возвышенный, торжественно-приподнятый и одновременно суровый, напряженный, порывистый. Дружеское послание – излюбленный жанр Раевского. Он превращает его в своеобразную гражданскую проповедь, частной переписке придает значение важного, общественного, политического документа. Гражданским, патриотическим пафосом насыщены послания к Батенькову, Приклонскому, к друзьям. Воспоминания о 1812 годе, смелые призывы к свободе, к единению борцов за вольность, размышления о тернистом пути, которым они идут, делают послания необычными, агитаторскими документами.
Оставь другим певцам любовь! Не смеет шепотом роптать.
Любовь ли петь, где брызжет кровь, Пора, друзья! Пора воззвать
Где племя чуждое с улыбкой Из мрака век полночной славы
Терзает нас кровавой пыткой, Царя-народа, дух и нравы
Где слово, мысль невольный взор И те священный времена,
Влекут, как явный заговор, Когда гремело наше вече
Как преступление, на плаху, И сокрушало издалече
И где народ, подвластный страху, Царей кичливых времена.
(№ 8, стр.51, «К друзьям в Кишинев»).
Поэзия Раевского в прямой форме служила пропаганде декабристских идей. Политические мысли излагались в стихотворной форме, политические лозунги становились стихами. Сам поэт считал, что у гражданина не может быть личной жизни, когда
Как истукан, немой народ
Под игом дремлет в тайном страхе,
Над ним бичей кровавый род
И мысль, и взор казнит на плахе
(№ 7,с. 476 «Певец в темнице»)
В политической жизни Раевский, безусловно, нашёл себя, хотя и не развернул до конца своих дарований. Этому помешали арест, заключение, закончившееся ссылкой в Сибирь.
Пушкин назвал Раевского спартанцем. Раевский проявил исключительную стойкость, хладнокровие и находчивость во время следствия, которое длилось 5 лет.
В 1823 году его приговорили к смертной казни, но затем приговор отменили.
Доставленный после декабрьских событий в Петропавловскую крепость, Раевский 15 октября с достоинством выслушал приговор Николая 1 о лишении его всех знаков отличия, звания дворянина и удалении его в Сибирь на поселение.
Спартанцем Раевский был в стихе, постоянно обнаруживал неприязнь к украшениям, стилистическим излишествам. Его стихи поражают суровостью, сдержанностью, лаконизмом, публицистической гражданственностью.
1.4 «Я не поэт, а Гражданин» - Рылеев К.Ф.(Приложение-портрет №1)
Общеизвестно имя замечательного русского революционера –поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826), одного из активнейших участников восстания 14 декабря, сторонника республики. Творчество Рылеева – это образец вдохновенной гражданской поэзии.
Стихи Рылеева наряду с политическими стихотворениями Пушкина и комедией «Горе от ума» Грибоедова явились лучшим выражением общественных идеалов поколения дворянских революционеров и стали для декабристов средством пропаганды их политических взглядов.
Первые стихотворения К.Ф. Рылеева появляются в печати в 1820 году.
Стихотворение «К временщику» принесло поэту известность и славу обличителя аракчеевского режима. Уже в нём Рылеев занимает позицию гражданина, резкого в отношении правительственной власти. Сатира Рылеева отказалась весьма актуальной. Реакция, сменившая общественный подъём эпохи Отечественной войны, торжествовала повсюду: и в России,и в Западной Европе. Ближайшим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных поселений, ярый реакционер Аракчеев. У Рылеева в стихотворении дана конкретная политическая характеристика этого деятеля.
Надменный временщик, и подлый и коварный
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!( № 10 ,стр.71).
Смелость безвестного до сих пор поэта, полностью подписавшего под сатирой свою фамилию, стоила каземата. Но Аракчеев не стал узнавать себя, и Рылеев остался на свободе. Вызов временщику был значительным политическим поступком.
Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева. Этот жанр в творчестве поэта-декабриста продолжает традиции революционной оды Радищева, молодого Пушкина. Таковы оды «Видение» (1823) и «Гражданское мужество» (1823-1824). В первой из них поэт пытается дать «урок царям» в лице великого князя, будущего императора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, заставлявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедливости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала. Не случайно цензура испугалась этих строк.
Уже воспрянул дух свободы
Против насильственных властей;
Смотри – в волнении народы,
Смотри – в движеньи сонм царей! (№3, стр. 252)
В 1821 – 1825 годах Рылеев опубликовал свои «Думы» и поэмы, посвященные романтическому воспеванию патриотических образов русской истории, борцов за дело народа – Вадима Новгородского, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина и других. Герои политических стихов Рылеева мыслят по - декабристски, хотя это люди разных времен. Рылеев обращается к истории прошлого для того, чтобы найти доступ к чувствам многих, всей нации, и выдать идеалы, за которые боролись декабристы, за общенародные. Сам выбор сюжета, трактовка исторических событий наполнены высокой гражданственностью. Исторический материал под пером Рылеева модернизируется. У него не личность объяснялась историей, а история трактовалась в соответствии с понятиями поэта, исторический колорит выступал фоном размышлений поэта. Поэтому исторические события не всегда точны и верны. Но это мешало А.С. Пушкину, критикуя «Думы» за неточности в отражении исторической действительности, отзываться о них как о вольнолюбивых стихах, которые могут быть полезны обществу.
На примерах прошлого Рылеев воспитывает молодое поколение, указывает, как следует себя вести в предстоящей борьбе.
Доколь нам, други, перед тираном
Склонять покорную главу…
…возвратим народу
Залог блаженства чуждых стран:
Святую праотцов свободу
И древние права граждан.
(№7, стр. 119-120, «Дмитрий Донской»).
Рылеевские герои с «величием души» принимают выпавшие на их долю бедствия и не боятся смерти.
…Известно мне: погибель ждетСудьба меня уж обрекла,
Того, кто первый восстает Но где, скажи, когда была
На утеснителей народа,-Без жертв искуплена свобода?
(№ 10, стр. 253, «Исповедь Наливайки»).
Поэмы Рылеева знаменуют собой новый этап в творчестве декабристов. Поэма «Войнаровский» - образец патриотической, национальной поэзии, к которой стремились декабристы. Она создавалась на фоне оживленных споров о классицизме и романтизме в литературе. Рылеев под поэзией романтической понимал прежде всего поэзию гражданскую.
Поэма « Войнаровский» - повесть печальной жизни политического ссыльного в Сибири – племянника Мазепы, участника войны против Петра I, Андрея Войнаровского, его встрече с историком Миллером, о жене, делившей с ним изгнание. Поэма является почти предсказанием участи декабристов.
…пусть судьбаПокуда длится жизнь моя,
Грозит стране родной злосчастьем,-Все способы, все средства я,
Уж близок час,близка борьба,Отдам, чтобы помочь родному
Борьба свободы с самовластьем!краю.
(№10, стр. 226, 230)
Поэзия декабристов никогда не поднималась до такой мужественности и силы, каких Рылеев достиг в «Гражданине». Как будто поэт накануне восстания ударил в набат с тем, чтобы поднять борцов на битву. Стихотворение «Гражданин» - речь, произнесенная накануне революции. Это было взволнованное, страстное слово трибуна, это была поэзия высочайшего накала, героического пафоса.
Нет. Не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,Постигнуть не хотят предназначенье векаИ не готовятся для будущей борьбыЗа угнетенную свободу человека.…………………………………………..Они раскаются, когда народ, восстав,Застанет их в объятьях праздной неги,И в бурном мятеже, ища свободных прав,В них не найдет ни Брута, ни Риеги».
(№7. стр. 84).
Кроме стихов, поэм, которые были созданы в основном для дворянской аудитории, Рылеев совместно с Александром Бестужевым написали ряд песен, обращенных к крестьянам и солдатам. Сама попытка писать стихи для народа свидетельствовала о желании поэтов сблизиться с народом, найти доступ к душе крестьянина, простого солдата и матроса. Они были написаны в простонародном духе. Рабство, притеснения, солдатские несчастья изображались в них простыми словами, но верными красками.
Ах, тошно мнеДолго ль русский народ
И в родной стороне;Будет рухлядь господ,
Все в неволе, И людями,
В тяжкой доле, Как скотами,
Видно, век вековать?Долго ль будут торговать?
(№7. стр. 245)
Стихи тонко и глубоко отразили психологию народа, характер мышления; их почти невозможно отличить от народных песен.
Кондратий Рылеев был вдохновителем и руководителем восстания декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 года. Герцен вспоминал, что «серьезный стих Рылеева… звал на бой и гибель, как зовут на пир» (№8. Стр. 15)
Приговором Верховного суда Кондратий Рылеев вместе с Пестелем, Муравьевым – Апостолом, Бестужевым – Рюминым и Каховским был присужден к смертной казни четвертованием, которое было заменено повешением, что являло царскую милость.
После Радищева, начинателя русской революционной литературы, Рылеев на новом историческом этапе явился наиболее цельным и последовательным представителем революционной поэзии. Рылееву принадлежит и принципиальное утверждение первенства общественного содержания над художественной формой в искусстве, выражением чего являлась известная формула: «Я не поэт, а гражданин»
1.5. «Он был рожден для них, для тех надежд поэзии и счастья…» (М.Ю. Лермонтов) – А. И. Одоевский. ( Приложение –портрет №3)
Освободительные идеи, воодушевлявшие героев Сенатской площади, продолжали жить в сознании наиболее стойких декабристов – каторжан, оставшихся верными тому знамени, под которым они вступили в борьбу с царским самодержавием, высокие традиции декабристской гражданственности сохранили свои значение и живительную силу.
Одним из поэтов того периода наиболее заметен Александр Иванович Одоевский (1802 – 1839 гг.), уроженец села Николаевское Юрьев – Польского района.
Литературное знакомство с К. Рылеевым и А. Бестужевым, общность интересов привели А. Одоевского в Северное общество, куда он был принят за полгода до декабрьского восстания. В Северном обществе Одоевский занимал место среди умеренной его части, но, увлеченный общим порывом, принял деятельное участие в восстании и был осужден к 12 годам каторжных работ в сибирских рудниках.
Одоевский был романтичен, восторжен, деятелен. Он очень тяжело пережил свой арест, писал покаянные письма. Казалось, тюрьма сломила его волю. Но жизнелюбие взяло верх.
Каторгу Одоевский отбывал на Нерчинских рудниках, вместе с большой группой других декабристов. Оказавшись в кругу друзей, он окреп духом и влился в общую струю жизни на каторге.
Все свои лучшие произведения Одоевский создал именно на каторге в Чите и на Петровском заводе. Одоевский продолжает развивать классические сюжеты декабризма, постоянно обращаясь к народному преданию. По свидетельству декабристов Одоевский был «главным поэтом у узников». Вслед за Рылеевым он обращается к теме древнерусских республик – Новгороду, Пскову. Но исторические стихотворения пронизаны мотивами катастрофы, предчувствием разгрома борцов за вольность. В его поэзии звучат скорбные романтические ноты, предвещавшие трагическую патетику М. Лермонтова. Борьба Новгорода и Пскова представляется как неудавшееся восстание 14 декабря.
Вас цепи ждут, бичи, темницы тесные;
В страданиях пройдет за годом год…
……………………………………………
Нет, - веруйте в земное воскресенье:
В потомках ваше племя оживет,
И чад моих святое поколение
Покроет Русь и процветет.
(№7, стр. 360, «Неведомая странница»).
В поэзии Александра Одоевского ярко отразились сокровенные думы и чувства декабристов после разгрома восстания. Он ободрял, обнадеживал каторжан своей верой в будущее. Поэт – узник взялся за перо, чтобы продолжить литературное дело погибших друзей, прежде всего Рылеева. Разумеется, от Рылеева его многое отличало.
Лирику Одоевского невозможно подразделить на гражданскую и интимную. В этом сходство со стихами Рылеева. Но в его поэзии нет высокой патетики, энергии – в ней много теплоты. Душевности. В гражданскую лирику поэт вводит интимно-личностные мотивы психологическое переживание. Одоевский – поэт – лирик, размышляющий о собственной судьбе и судьбе своего поколения.
Идут под затворы молодцыЗа святую Русь неволя и казни -
За святую Русь.За святую Русь.
(№7, стр. 419, Стихи на переход из Читы в Петровский завод).
В начале 1827 года в Читинском остроге Александр Одоевский пишет стихотворение, которое с гордостью можно занести в число лучших событий биографии поэта – это ответ декабристов Пушкину. Беря на себя смелость подготовить такой ответ от имени всех декабристов, он прекрасно понимал, какой ответственности подвергал себя.
Наш скорбный труд не пропадет,Мечи скуем из цепей
Из искры возгорится пламя, -И пламя вновь зажжем свободы:
И просвещенный наш народОна нагрянет на царей,
Сберется под святое знамя.И радостно вздохнут народы.
(№8, стр. 257)
В понятие «свобода» вкладывалось вполне конкретное содержание. У Одоевского термин «свобода» выступает в сочетании со словом «пламя» - пламя свободы, то есть революционное пламя, пламя грядущей революции, которая «нагрянет на царей».
Александра Одоевского отличают поиски новых средств художественного выражения, новых ритмов, стремления преобразовать и обновить классическую систему стиха.
Одоевский смотрел вдаль. Это был поэт революционной перспективы. И за затворами тюрьмы он хранил верность декабристским идеалам.
2. А.С.Пушкин и декабристы.
Русское романтическое движение в период творчества декабристов возглавлял А.С. Пушкин. Великий поэт разделял и развивал литературно – эстетические воззрения декабристов, их общественно – политические идеи. Здесь были и некоторые расхождения, вызванные тем, что в эстетике Пушкина очень рано начали складываться принципы реализма. Но, несмотря на все разногласия, «ни Пушкина нельзя понять без декабристов, ни декабристов без Пушкина», - писала академик МВ. Нечкина (№1, стр.23)
Еще на лицейской скамье Пушкин четко определил свой жизненный путь:
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода:
Во мне не дремлет дух великого народа…
В сатире праведный порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу… (№1, стр. 29)
В Царском Селе лицеисты встречались с будущими членами тайных обществ. Пушкин и его друзья знакомятся с офицерами, стоящими в Царском Селе, посещают их квартиры. В лицей приезжают «прапорщик Муравьев», «адъютант Пестель», «полковник Глинка». Лицейский товарищ и друг Пушкина И.И. Пущин вошел в Союз Спасения еще в свои лицейские годы. В 1818 году, когда Союз Спасения был ликвидирован и на его месте возник Союз Благоденствия, членами его, помимо Пущина, стали лицейские товарищи Пушкина, будущие декабристы – В.К. Кюхельбекер и В.Д. Вальховский. Но все это они скрывали от Пушкина. Зная «подвижность пылкого нрава» поэта, они не хотели подвергать его опасности и одновременно боялись, что каким-нибудь неосторожным словом Пушкин может погубить все их дело.
Между тем, Пушкин был членом общества «Зеленая лампа» - литературного общества с ярко выраженной политической окраской. На собраниях «Зеленой ламы» обсуждались новости литературы и политики. Многие члены этого литературного общества были и членами Союза Благоденствия.
В этом окружении лучшие лучших сынов тогдашней России, в волнующей атмосфере нарастающих революционных настроений Пушкин стал ярким выразителем идеологии декабристов.
Среди декабристов было много личных друзей Пушкина. Он был знаком с пятью казненными декабристами, из тридцати приговоренных по первому разряду «смертная казнь) – с тринадцатью.
Во время следствия по делу декабристов Пушкин был в Михайловском и волновался за своих товарищей. Оттуда он писал Жуковскому: «Мое будущее поведение зависит от обстоятельств, от обхождения со мною правительства…
В Кишиневе я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым. Я был масон в Кишиневской ложе, то есть той, за которую уничтожили в России все ложи.
Я, наконец, был в связи с большей частью нынешних заговорщиков» (№1, стр.84)
Николай I в это же время настойчиво пытался установить причастность Пушкина к восстанию. Но в своих ответах декабристы на допросах говорили, что только читали вольнолюбивые стихи поэта, не более того. Многие декабристы, уничтожая накануне ареста все, что могло выдать их, сжигали стихи Пушкина.
Декабристы сознательно таили от Пушкина существование Тайного общества: предвидя возможную неудачу восстания, они хотели спасти для России ее гениального поэта. К тому же он, по выражению Пущина, «по-своему проповедовал в нашем смысле» (№1, стр. 80)
Сам Пушкин, встретившись с царем Николаем I, не скрывал знакомства с декабристами и не отрицал возможности своего участия в событиях 14 декабря, «лишь отсутствие спасло меня» (№1, стр. 86)
27 декабря 1826 года Пушкин провожает уезжающую к мужу на каторгу М.Н. Волконскую и читает на прощальном вечере свое послание к декабристам «В Сибирь»:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье ( №1, стр.104)
Стихотворение сразу широко распространилось по России, стало одним из любимых для декабристов.
13 июля 1827 года, в годовщину казни декабристов, Пушкин, ставя себя в их ряды, пишет стихотворение «Арион»:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощныевеслы…
А я – беспечной веры полн, -
Пловцам я пел (№1, стр. 105)
Позднее в своих стихах Пушкин призывал Николая I примириться с декабристами, но царь остался глух к словам поэта.
Декабристы, со своей стороны, внимательно и любовно следили на каторге за новыми, появившимися в печати стихотворениями Пушкина. Они, по выражению Петра Бестужева, «согревали нас и во вьюгу зимы, и в зной летом, и в пылу битвы». (№1 стр. 106)
Заключение.
В историю русского искусства поэта – декабристы вписали одну из самых героических страниц. Стремясь освободить страну от самодержавно-крепостнического гнета, движение декабристов способствовало росту культуры, большему распространению ее в народе, развитию более передовых ее форм. Поэтическое творчество не мыслилось ими вне гражданского служения и борьбы с самодержавием и крепостничеством.
Декабристское движение никогда не было замкнутым. Как идеологическое течение декабризм увлек многих представителей русской культуры.
Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова Некрасова и других.
Со своей стороны, Пушкин и Грибоедов воздействовали на декабристов, создавая высочайшие по своим художественным достоинствам произведения, соответствующие декабристскому духу.
Пушкин сам считал себя певцом декабристов. В стихотворении «Арион» (1827 г.) поэт изображает крушение декабризма. Как один Арион уцелел при кораблекрушении. Так и Пушкин не погиб после 14 декабря. Александр Сергеевич был дружен со многими декабристами: Кюхельбекером, Пущиным, Раевским и другими. В поэме «Евгений Онегин» Пушкин хотел представить Онегина декабристом.
Глубокое воздействие оказала гражданская лирика декабристов на Лермонтова. Более юный по возрасту, он не мог вращаться в декабристской среде; он встречался лишь с сосланными декабристами (с Одоевским на Кавказе, например). Но Лермонтов глубоко задумывался над смыслом движения декабристов.
Пафос рылеевского творчества откликнулся в революционной поэзии Некрасова. Первой поэмой Некрасова о декабристах является поэма «Дедушка» (1869-1870 гг.), за которой последовали две части «Русских женщин» («Декабристки» - хотел назвать свою поэму Некрасов, но помешала цензура).
Эпоха декабризма отражена в «Горе от ума» Грибоедова. Про Чацкого сам Грибоедов писал, что это – декабрист.
Возрождение вольнолюбивых идей декабризма в творчестве Огарева, Герцена имеет первостепенное значение для понимания дальнейших путей развития гражданской поэзии.
Таким образом, творчество поэтов – декабристов внесло немалый вклад в развитие русской литературы и русской культуры.
Не тот отчизны верный сын. Но тот, кто с гордыми в борьбе
Не тот в стране самодержавьянаград не ждет и их не просит,
Царю полезный гражданин,И, забывая о себе,
Кто раб презренного тщеславья!Все в жертву родине приносит.
……………………………………..
(№10, стр. 189.Дума «Волынский»).
Библиография
Гессен А. Во глубине сибирских руд.-М.: «Детская литература»,1965.
Глинка Ф.Н. Избранные произведения.-Л.,1957.
История русской литературы 19 века(1-я пол.)-М.,1970.
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры.М: Просвещение,1980.
Кюхельбекер В.К. Избранные произведения в 2-х т.-Т.1.-М.-Л,1967.
Нечкина М.В. Декабристы.-М,1975.
Поэзия декабристов:Сборник стихотворений.- Л.,1950.
Поэзия декабристов: Сборник стихотворений.- М.,1967.
Поэты пушкинской поры/ Сост.Н.Л. Степанова.- М.,1972.
Рылеев К.Ф. Сочинения.-М.,1983.
Чернов Г.И. Герои 14 декабря.- Ярославль,1973.
Приложение 1. К.Рылеев 2.В.Ф. Раевский 3.А.И. Одоевский
1. 2. 3.