Конспект урока литературного чтения Мороз, Красный нос (отрывок из поэмы)
Н.А Некрасов
МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС
(Отрывок из поэмы)
Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи –Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.Глядит – хорошо ли метелиЛесные тропы занесли,И нет ли где трещины, щели,И нет ли где голой земли?Пушисты ли сосен вершины,Красив ли узор на дубах?И крепко ли скованы льдиныВ великих и малых водах?Идет по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.
Конспект урока литературного чтения 2 класс.
Тема : Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)
Урок чтения и анализа литературного произведения.
Цели: Познакомить учащихся с отрывком из поэмы Некрасова «Мороз, Красный
нос»;
-совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно, выразительно, целыми словами.
-развивать умения: работать с содержанием поэтического произведения; определять авторский замысел, понимать главную мысль произведения; выстраивать логические цепи рассуждений; формулировать на основе прочитанного несложные выводы; читать отрывок из поэмы выразительно, наизусть;
-развивать интерес к творчеству Н.А.Некрасова.
Оборудование: Учебник 2 класс литературное чтение 2 часть, рабочая тетрадь, презентация с изображение зимней природы, аудиозапись П.И.Чайковский из цикла «Времена года» «Декабрь», портрет Н.А.Некрасова, тексты произведения на отдельных листах для составления партитуры произведения и творческой работы.
Ход занятия:
1 .Организационный момент
Дорогие мои я очень рада видеть ваши умные глазки и мы с вами отправимся в путешествие по литературному чтению.
2. Целеполагание:
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как авторы литературных произведений любят родную природу, стараются передать её привлекательность и необычность нам – читателям, будем учиться характеризовать события в произведении, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать и конечно же фантазировать.
3 Проверка домашнего задания :
-Давайте вспомним какую большую тему мы изучаем?
(Времена года)
_Какое время года ? (Зима).
Какие зимние месяцы? (Декабрь, январь ,февраль)
-Как зовут автора, который написал стихи про зимние месяцы? (С.Я.Маршак)
Расскажите как он говорит про зимние месяцы?
Дети рассказывают домашнее задание.
-Но не только авторы любили и почитали зиму, но и простой народ.
Народная любовь к зиме выражается в приметах. Какие народные приметы вы помните или записали.
Молодцы!
.4.Подготовка к восприятию.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Н.А.Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне близ Волги.
Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.
Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо!
Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок.
В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
. Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.Дозор –охрана.
5. Первичное восприятие.
Всмотритесь в картины родной природы и послушайте стихотворение.
Попробуйте представить себе мороза –воеводу.
Чтение стихотворения учителем.
6.Проверка первичного восприятия.
-О чём стихотворение? На какую оно тему?
(Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).
-Как называется стих-ние?
(Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос").
-Почему слово "красный"с большой буквы?
(Прозвище одушевлённого лица.
- Понравилось ли вам стих-ние?
- Сам поэт назвал этот отрывок "Мороз-воевода".
Слово "воевода" имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: "начальник войска" или "начальник большого владения"? (Во втором).
7. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
8. Вторичное восприятие
- Разминка речевая
-Чтение по цепочке, по строчке.
- Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).
-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).
-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие?
(Обходит владенья, глядит, идёт,).
-Что значит "Мороз-воевода дозором обходит владенья свои"?(сторожит).
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).
Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
-Что он может?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии?
(Трещит по замёрзлой воде,
-Какой Мороз -воевода?
(Строгий, ответственный, хозяйственный).
На кого похож -Воевода ?
(Он похож на сказочного царя, ).
-А у мороза есть ноги? (Нет).
-Какой литературный приём использует автор ? (Сравнение)
-Что такое сравнение? (Ответы).
-Как автор относится к герою? (Уважительно, любит, радуется с ним, по- доброму, как к живому.)
-Если мороз живой то он может выполнять какие – то действия? Назовите их (обходит, глядит, идёт, шагает).
-При помощи чего автор помогает нам увидеть и понять красоту зимней природы? (Ппри помощи слова).
-Как нужно читать стихотворение? (Выразительно)
-Что нам помогает читать выразительно? (Знаки препинания, интонация )
Давайте попробуем расставим паузы в тексте.
На листочках карандашом.
9.Творческая работа.
Какова основная мысль стих-ния?
(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).
Давайте и мы с вами побудем художниками и попробуем нарисовать картинку к произведению. На листочках нарисуйте.
10.Подведение итогов.
-С произведением какого автора познакомились? (Н.А.Некрасова).
-Что показывает читателям автор? (Красоту и призывает к бережному отношению к природе?).
-Чему учились? (выразительно читать).
11.Рефлексия.
Как мы работали на уроке? (Кто работал отлично квадратик закрасит красным цветом, кто работал замечательно квадратик закрасит зелёным цветом, кто работал хорошо квадратик закрасит жёлтым цветом).
ДАР
ДОР
БАЛ
БОЛ
ВАР
ВОР
ЛАС
ЛЕС
ВАС
ВЕС
ВИС
ВАЛ
ВИЛ
ВЕЛ
МАС
МЕС
ЛИЗ
ЖАЛ
ЖУЧ
ЧУЖ
РИЩ
КАС
КУС
КРИ