Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности Кирилл и Мефодий — славянской грамоты отцы
Кирилл и Мефодий – славянской грамоты отцы
Цели:
познакомить учащихся с историей возникновения букв русского алфавита; с создателями Азбуки, о братьях Кирилле (Константине) и Мефодии, о возникновении в нашей стране праздника славянской письменности;
воспитывать уважение к историческому прошлому России и родному языку.
Оборудование: презентация, кирил. азбука, пословицы и поговорки о роли знаний («Сперва аз да буки, а потом другие науки», высказывания писателей, поэтов и учёных-языковедов о письменности, о значении русского языка.
Ход урока
I. Подготовительный этап
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего последнего урока чтения в этом учебном году.
Слайд 1
2. Сообщение темы урока
- Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
II. Введение в тему
1. Слово учителя
Слайд 2 Весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. (Лозунги, портреты) Конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи?.
Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди в руках несут огромные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета в руках взрослых и детей буквы проплывают над шеренгами. А на портретах – Кирилл и Мефодий, которые создали славянскую азбуку.
- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
9. Первый ведущий.
Слайд 3,4,5 Кирилл и Мефодий
- На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
Слайд 6,7,8 Азбука. Глаголица и Кириллица
- Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
Посмотрите, как писались буквы в кириллице и глаголице и как они назывались.
(Комментарий нескольких букв)
Слайд 9.
– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.
Аз-я;
Буки– буквы, книги;
Веди – ведать, знать;
Глаголь – говорю, слово;
Добро – добро;
Есть– есть;
Живете – жизнь;
Земля– земля;
И – и;
Како – как ;
Люди – люди;
Мыслите – мыслите;
– Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
3. Составление текста
/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
Так какая первая буква?
Ответ: – Аз.
– Не зря созданы пословицы:
Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.
4. Работа с пословицами
Слайд 10.
Игра “Собери пословицу”
/Каждая парта получают полоски бумаги с частью пословицы./
Задание: составить целую пословицу.
1 парта.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
2 парта.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
3 парта.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
4 парта.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Слайд 11.
Минутка для шутки
Учитель. Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.
“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”
“Азбуку учат на всю избу кричат.”
- Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги.
Физминутка
Слайд 12 Глаголь-он-рцы-аз (на доске)
Что это? Это не ребус, это русское слово гора.
4. Чтение стихотворения.
В старину учились дети –Их учил церковный дьяк, -Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – глаголь.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот такой чудной вначалеНаша грамота была!Вот каким пером писали –Из гусиного крыла!
Этот нож не без причиныНазывали «перочинным»:Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.
В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.
Слайд 13. Игра “С чувством, с толком, с расстановкой”.
Слайд 14. Сейчас русский народ и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках.
Слайд 15.
5. Разгадывание загадок.
-А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки
Чёрные птичкиНа каждой страничке,Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Носила меня мать,Уронила меня мать,подняли меня люди,понесли на торг торговать,отрезали мне голову,стал я чёрную воду пить,и я ясно говорить. (Гусиное перо)
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком. (Книга)
Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.Десять их, но братья этиСосчитают всё на свете. (Цифры)
Кулик – не велик,Целой сотне велит:То сядь да учись,То встань, разойдись. (Школьный звонок)
И др.
Учитель Молодцы, все загадки отгадали
Учитель.
Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей.
IV. Практическая работа
Слайд 16.
- Перед вами значки, которыми можно было записать простые слова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1
Расшифруйте это слово: (рис. 2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2
Слайд 18.
Задание: Кто пойдет и расшифрует предложение?
Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 3
( “Солнце всех солнц есть сердце”)
– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.
Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
Слайд 19.
Игра – конкурс “Составь слово”.
Задание: из предложенных букв составить слово.
1– земля.
2– Родина.
3– славяне.
4– праздник.
V. Подведение итога.
-Подошёл к концу наш урок, и хотелось бы закончить его стихотворением
А.Яшина «Русский язык».
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех,Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч.Он – язык луны и планет,Наших спутников и ракет,На совете за круглым столомРазговаривайте на нём:Недвусмысленный и прямой,Он подобен правде самой.
Слайд 20.
Речь – важнейшее средство общения
Для всей планеты нет дороже достоянья.
И мы должны его беречь
В дни радости, и злобы, и страданья,
Бессмертный дар – родную речь.
Дымченко Г.В.
Слайд 21. Спасибо за внимание!
Кирилл и Мефодий – славянской грамоты отцы
УРОК ПРАВОСЛАВИЯ (6 кл)
Учитель: Чайка Александра
Гавриловна
Рис. 1Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315