Краткосрочный план урока 6 класс по истории Казахстана на тему: Великое переселение народов
УРОК по Истории Казахстана 6 классТЕМА: Великое переселение народов
Цель урока:
познакомить обучающихся с понятием великое переселение народов; с жизнью гуннских племен в IV – VIвеках.
Задачи:
- обучающие:
познакомить обучающихся с причинами великого переселения народов; жизнью древних гуннов и готов.
способствовать формированию у обучающихся понимания сложности и неоднозначности процесса переселения народов
-развивающие:
развитие умений работать с историческими источниками, картами, иллюстрациями, анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Развитие у обучающихся познавательной активности, зрительного, звукового и пространственного восприятия.
-воспитательные:
воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческой культуры, сформировавшейся в ходе развития истории человечества.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: мини-лекция, работа с текстом с использованием техники учения «Паучок», работа с картой, иллюстрациями, фронтальная беседа.
Структура и ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам.
Изучение нового материала.
А) гунны и начало великого переселения народов
Б) Переселение германских, славянских и др. племен в эпоху великого переселения народов
В) Атилла-гуннФормулирование выводов.
Первичное закрепление знаний:
Подведение итогов уроков, выставление оценок.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1 Организа-ционный момент.
Настрой обучающихся на работу. Выявление отсутствующих. Отчет дежурного о готовности класса к уроку.
1 мин.
Первичное закрепление знаний:
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
«Победив и присоединив к себе аланов, гунны стали во главе огромного племенного союза…. В семидесятых годах 4 в. они перешли Дон и победой над остготами открыли новый период истории, известный под названием «Великое переселение народов» Л.Н.Гумилев
Давайте посмотрим на карту, как это происходило.Карта из презентации.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ УРОКА
Мы уже знаем, что началу Великого переселения народов положили гунны.
ЗАДАНИЕ: Представьте следующий текст в виде схемы, используя технику учения «Паучок».
Карта прилагается к заданию. На карте « Племена гуннов на территории Казахстана»
- На карте найдем условное обозначение — переселение гуннов - в виде широкой сплошной стрелы, которая протянулась к реке Талас. Это была первая волна переселения в 47 -46 гг. до н. э., где Чжичжи построил свой город. На юге две стрелы обозначают продвижение китайцев к ставке Чжичжи.
- Кто такой Чжичжи? Что вы о нем знаете?
- Вторая волна переселения произошла примерно в 93 году нашей эры. На карте показана пунктирной стрелой. Проследим по карте: гунны двинулись с востока на запад, завоевывая силой или присоединяя мирно встречающееся на пути племена. Они достигают Сырдарьи, Аральского моря, Центрального и Западного Казахстана. В У1 в. гунны достигают южных степей России, далее продвигаются до берегов реки Дунай, останавливаются на территории нынешней Венгрии, после чего вторгаются в Италию, что становится одной из причин падения Западной Римской империи. Это 5 век. В это время во главе гуннов стоит Аттила.
--- Перспективное задание : К концу урока вы должны будете выразить свое отношение к гуннам и их правителю – Аттиле
ЗАДАНИЕ: внимательно рассмотрите следующий материал и заполните таблицу:
Дата/
событие Положительные хар-киОтрицательные хар-киинтересное
Материал к заданию «Атилла-гунн»
Об Атилле. Аттила родился ок. 395г, умер в 453г., правил с 434 по 453г. Греческие и римские источники свидетельствуют, что Аттила происходил из царского рода, который на протяжении поколений правил гуннами. Гунны, а позднее тюрки, называли его Едилем (по-русски Волга) по наименованию реки. В Европе он известен под именем Аттила. Будучи сыном царя, Аттила получил хорошее образование в Риме. Уже подростком он числился в составе армии и даже принимал участие в боях, где отличился храбростью и мужеством. Позднее Аттила показал себя талантливым полководцем. В 434 — 442 гг. Аттила становится главой государства, и улус гуннов набирает силу. Аттила полностью покорил Европу и стал известным всему миру королем гуннов. Немецкий просветитель Гердер писал, что царь гуннов Аттила, подробно метеору, промелькнул на небе Европы. При нем могущество гуннов достигло своего угрожающего величия.. Он был справедлив, очень добр к своим подданным, недоверчив к врагам, горд перед гордыми римлянами…
Выдающийся византийский хронист, историк и дипломат У в. грек Прииск Панийский, участвовавший в 448 г. в византийском посольстве к царю гуннов, в своей “Византийской истории’ характеризует Аттилу как крупного государственного деятеля, совершающего великие деяния, мудрого правителя, искусного дипломата и справедливого судью.
Прииск писал, “повиновались всякому его требованию, на любое с его стороны предписание смотрели как на приказ повелителя”.
Давайте послушаем, что писал о нем историк, автор литературного произведения УI в. “Гетика”, Иордан (В Хрестоматии стр. 20).
---Во времена правления царя Аттилы гуннская империя достигла своего величайшего рассвета. В 443 —448 гг. армия Аттилы вторглась в восточную часть Римской империи и захватила её. Есть много документальных сведений того, что Аттила не давал грабить поверженные города, не разрешал воинам разрушать памятники культуры. Посмотрите эпизод фильма и скажите: в чем вы видите причины побед гуннов? Даже правители Фракии, Бургундии отдавали своих детей на воспитание Аттиле .Образ Атиллы в истории.
Аттила — историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в Европейских государствах. В Венгрии встречаются улицы, учебные заведения, названные в честь Аттилы.
В 18 произведениях германского героического эпоса отражены великие деяния гуннов и их короля, среди них особое место занимает «Песнь о Нибелунгах». Имя Аттилы сохраняется и в топонимике Германии, является одними из распространенных имен у тюркоязычных народов (по-казахскиЕдиль – Волга) и некоторых Восточной Европы, н-р, венгров. Границы между греческой и турецкой общинами в Республике Кипр называется «линией Аттилы».
Хотелось бы знать ваше отношение к этому человеку. Выскажите свое мнение об Аттиле одним предложением.
- Предками какого народа являются гунны?
Казахский поэт М. Жумабаев называет себя гунном в своем стихотворении «Пророк
Пророк.
В древние времена из огненногоСолнца- Куна родился гунн.
От огненного гунна, сверкая огнем, родился я.
Своё лицо и свои узкие глаза, только родившись,
Я омыл ярким пламенем.
Не огорчайся, бедный слепой, не страдай,
Я - сын Куна, в моих глазах лучи Куна.
Я иду, я иду, я иду,
Пророк, рожденный солнцем,
Рожденный гунном! М. Жумабаев.
Напишите эссе на тему: «Атилла-гунн как правитель гуннов» Внимательно слушают
Просматривают карту, презентацию
Возможно, делают небольшие пометки в тетради (добровольно)
Выполняют задание
Выполняют задание
Выполняют задания