Концептуальные основы подготовки учителя в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.

Концептуальные основы подготовки учителя в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.
А.В. Тимохин
Магистрант 2 курса магистратуры
«Педагогика высшей школы»
ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина», г. Рязань
Научный руководитель – к.п.н., доц. кафедры педагогики и
менеджмента в образовании
Н.П. Щетинина

Аннотация на английском языке: This article discusses the principles of nationality, Christian spirituality, and anthropological orientation as the basis of preparation of the teacher in pedagogical heritage of K.D. Ushinsky. It discusses the requirements for teacher's personality, the content of his training.
Ключевые слова на английском языке: people’s teacher, teacher training, the nation, Christian spirituality, anthropological approach.
Аннотация на русском языке: В статье рассматриваются принципы народности, христианской духовности, антропологической направленности как основы подготовки учителя в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Рассматриваются требования к личности учителя, содержание его подготовки.
Ключевые слова на русском языке: народный учитель, подготовка учителя, народность, христианская духовность, антропологический подход.

Проблема подготовки учителя – одна из важнейших социально - педагогических проблем, к которой обращались многие педагогические мыслители прошлого. В системном, целостном виде в отечественной педагогике XIX века проблема учителя и его подготовки была представлена в педагогической концепции К.Д. Ушинского. Важнейшими идеями этой концепции явились: народность, христианская духовность, антропологический подход.
Мысль о народности воспитания являлась главной в педагогической теории К.Д.Ушинского. К идее народности педагогический мыслитель обращается во многих трудах: «О народности в общественном воспитании, “О нравственном элементе в русском воспитании”, ”Три элемента школы”, ”Труд в его психическом и воспитательном значении”, ”Вопросы о народных школах”, ”Общий взгляд на возникновение наших народных школ”, ”Воскресные школы”.
Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное условиями его исторического развития, своеобразием менталитета, факторами географического, культурного характера. Всё это обусловливало необходимость использования учителем в образовательном процессе народной школы исконно национальных ценностей и традиций, среди которых центральное место должен занимать родной язык и труд.
Поскольку народная школа как тип массового учебного заведения в то время не существовала, то понятие “народный учитель” отсутствовало в профессиональном смысле. К.Д.Ушинский в своих трудах делает попытку поднять авторитет народного учителя, показать его общественную миссию, рассмотреть личностно-профессиональные качества учителя и его подготовку.
Прежде всего, К.Д.Ушинский утвердил мысль о том, что учитель – это самый важный элемент в педагогическом процессе. “Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений” [3,29]. Педагогический мыслитель дает характеристику общественного значения народного учителя “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения”[3,32]. Таким образом, миссия народного учителя – это передача подрастающему поколению накопленных народом на протяжении его исторического развития культурных ценностей и воспитание на этих ценностях.
Высокое общественное назначение учителя предопределяет, по мнению  К.Д. Ушинского, серьезные требования к нему.
Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений. Главным качеством народного учителя он считал «призвание, охоту и способность к своей деятельности».
Одним из неотъемлемых качеств учителя К. Д.Ушинский называл преданное отношение к родному языку, умение через родной язык вводить учащихся в духовную жизнь народа, владеть даром слова. Он возвышал родной язык над всеми другими предметами изучения и называл его «величайшим наставником человечества». «Изучением родного языка мы вводим дитя в дух народа, создание его многовековой жизни, в тот единственный живой ключ, из которого бьёт всякая сила и всякая поэзия» [4].
Другим качеством учителя является дар убеждения, учитель обязан воспитать у своих подопечных определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он сам имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». По его мнению, Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни какими-либо программно-методическими указаниями, в противном случае, он превращается в слепого исполнителя.
Во многих своих трудах К.Д.Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что учитель не только должен в совершенстве владеть той наукой, которую он преподаёт, но и науками, которые помогают ему узнать объект своей деятельности - ребёнка - со всех сторон: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[6,29]
Эти науки он назвал антропологическими науками. К ним он относит: анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, филологию, географию, которая изучает землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистику, политическую  экономию и историю в широком смысле слова. В последнюю включал: историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусства и собственно воспитания в узком смысле этого слова.
Особое место в профессиональном развитии учителя он отводил  физиологии, анатомии, психологии, логике, которые постепенно входили в обязательный  круг профессиональных знаний учителей, благодаря обширной переводной литературе, которая появлялась в России в тот период. Психологию, физиологию и логику К.Д. Ушинский считал «главными основами педагогики». Значение антропологического подхода в подготовке учителя усиливалось и тем фактом, что К.Д. Ушинский рассматривал педагогическую деятельность, как целостный процесс, который направлен на целостное развитие сознания, чувств и воли ребенка, на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, которые неразрывно связаны между собой [1,11].
К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал, что учителю одних знаний недостаточно, а нужны ещё и умения, причём не только умение преподавать, но и оказывать влияние на учащихся своей личностью, личным примером, духовным обликом, праведным образом жизни [4]. Народный учитель должен следовать в своей жизни христианским ценностям: любви, милосердия, трудолюбия, всепрощения и воспитывать детей на этих ценностях.
Как отмечает Н.П. Щетинина, в пореформенной  России 60-х годов XIX века обнаружилось противоречие: с одной стороны, огромная потребность в учителях, а, с другой, недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Разрешение этого противоречия К.Д. Ушинский видел в создании специальных педагогических учебных заведений по подготовке учителей: учительских семинарий – для подготовки учителей народных школ и педагогических факультетов университетов – для подготовки учителей средних школ [4]. В работе "Проект учительской семинарии" К.Д. Ушинский изложил программу подготовки учителя народной школы. Учительские семинарии предполагалось открывать в небольших городах и даже селах, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались работе в учительских семинариях [2,514]. К.Д. Ушинский предлагал для семинарии весьма ограниченную программу обучения, учитывая элементарный характер начального обучения. В целом же, он не был противником широкого образования народного учителя. В программу подготовки народного учителя входили предметы: закон божий, грамматика, арифметика, география, история, естественные науки, медицина, сельское хозяйство. Кроме того, учитель должен был уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно, если возможно, даже петь.
Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, К.Д.Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя, овладение им практическим искусством преподавания, навыками педагогической работы (педагогическая практика). После проекта К.Д. Ушинского прошло ещё десять лет, прежде чем правительство решилось на создание первой учительской семинарии.
Хорошо подготовленных учителей крайне не хватало и в средних школах, поэтому К.Д. Ушинский предлагал открывать в университетах педагогические факультеты. Он писал: «Если в университетах существуют факультеты медицинские и даже камеральные и нет педагогических, то это показывает только, что человек до сих пор более дорожит здоровьем своего тела и своего кармана, чем своим нравственным здоровьем, и более заботится о богатстве будущих поколений, чем о хорошем их воспитании».
« Педагогов численно нужно не менее, а даже ещё более, чем медиков, и если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества» [4,41].
Необходимо отметить, что К.Д. Ушинский большое значение в профессиональном развитии учителя придавал педагогической литературе. По его убеждению, педагогическая литература, даёт в руки учителя средства для достижения осознанной педагогической цели, поможет оградить учителей от той односторонности, ошибок, которые встречаются в деятельности учителей, не изучающих педагогическую литературу [5,216].
В настоящее время в отечественной педагогике особое значение приобретает принцип народности и антропологической направленности подготовки учителя.
Обращение к идее народности связано с перспективой возрождения национальных традиций в процессе модернизации современного образования. В связи с включением России в процесс глобализации большое значение имеет использование идеи народности воспитания в системе непрерывного образования.


Список использованной литературы:

Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000 г.-
11 С.
Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии/Педагогические статьи 1857-1861 гг. /Статьи в Журнале Министерства Собр. Соч. т.2. - М.; Л. : Академия педагогических наук РСФСР, 1950. – 514 C.
Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы/ Педагогические статьи 1857-1861 гг. Собр. Соч. т.2. - М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. – 29-32 C.
Щетинина Н.П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России. Электронный образовательный ресурс. Хроники объединённого фонда электронных ресурсов Наука и образование.2015. № 12 (79). С.41.
Щетинина Н.П. К.Д. Ушинский о значении педагогической литературы в профессионально - личностном развитии учителя. Учитель, перед именем твоим: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем». Нижний Тагил, 8-9 апреля 2010 г. / отв. ред. А.В. Уткин; Нижне - Тагильская государственная социально-педагогическая академия. - Нижний Тагил, 2010. - С. 214-222.
Щетинина Н.П. Электронный образовательный ресурс «История педагогики и образования». Хроники объединённого фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 6 (73). 29 С.










15