Интегрированный урок Маленькие герои большой войны
Интегрированный урок (литература+история)
«Маленькие герои большой войны»
5 класс
Цель: познакомить учащихся с «маленькими» героями ВОв; рассмотреть, как тема детей на войне отражена в литературе; развивать навыки анализа лит. произведения; развивать мышление, речь, чувство сопереживания; воспитывать любовь к Родине.
Задачи: 1. познакомиться с историей ВОв; 2. познакомиться с произведениями о войне
Этапы урока:
Оргмомент (2 мин)
Вступительное слово учителей (3 мин)
Рассказ ВФ о Лёне Голикове (5 мин)
Анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (7 мин)
Рассказ ВФ о «сыне полка» (5 мин)
Анализ эпизода из повести В. Катаева «Сын полка» (7 мин)
«Дети войны» (дети блокадного Ленинграда) (5 мин)
Чтение стихотворения (1 мин)
ВФ о Победе (2 мин)
Аудиозапись Левитан о Победе (1 мин)
Заключительное слово учителей (2 мин)
Ход урока:
(2 мин) Звучит аудиозапись «Левитан – начало войны [в честь 9 мая]». После слов сразу же «Священная война» (1 куплет) (2 мин)
МБ: Такое объявление услышали по радио 22 июня 1941 года жители Советского Союза. Голос диктора Юрия Левитана является одним из символов Великой Отечественной войны, одним из символов Победы.
3. (5 мин) ВФ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА - самая трагическая и одновременно самая героическая веха истории нашей страны. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей Родины, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года.
- Как вы понимаете выражение «Отечественная война»? (участвует всё Отечество, защита Отечества)
Действительно, на борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Участие детей в войне – само по себе явление противоестественное, и оттого, самое трагичное.
Одним из таких «маленьких» героев был юноша Леонид Голиков.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
(7 мин) Работа с учебником. Анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».
А) выразительное чтение учеником
Б) беседа
- Что поразило рассказчика и что он хочет сказать своим стихотворением?
- Как вы понимаете следующие выражения: «седой мальчишка на лафете спал», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»
- Что вы можете сказать о ритме, тембре, эмоциональной окраске звучания этого стихотворения? (звучит торжественно)
- Почему Симонов написал это стихотворение торжественным слогом (как клятву, присягу)?
5. (4 мин) Ребята, в ходе войны очень много детей осталось без попечения родителей, стали сиротами, бывало, что дети сбегали на фронт. Очень часто таких детей брали в действующие части. Ребенок, живший при военном подразделении, назывался «сыном полка». Одним из таких сыновей полка был Аркаша Каманин.
Аркаша Каманин мечтал о небе с детства. Его отец, летчик Николай Петрович Каманин, получил звание Героя Советского Союза. Когда началась война, Аркадий пошел работать механиком на авиазавод. Он часто бывал на аэродроме и просил взрослых взять его с собой в небо. Однажды пуля попала в стекло кабины. Теряя сознание, летчик передал 14-летнему Аркадию штурвал - мальчик сумел приземлиться. Вскоре Каманин-младший начал летать на двухместном У-2 как штурман-наблюдатель, а летом 1943 года, сдав экзамены, получил допуск к управлению самолетом. Его ласково называли «летунок». Однажды он увидел на земле советский самолет, подбитый фашистами. Смог сесть рядом и вытащил из кабины раненого пилота, выполнявшего задание по аэрофотосъемке. За спасение товарища и доставку разведданных Аркадий был награжден орденом Красной Звезды.
(8 мин) Анализ эпизода из повести В. Катаева «Сын полка»
МБ: У вас на столах лежат отрывки из повести В. Катаева, советского писателя, «Сын полка». Произведение это было написано в 1944 году. В предисловии к этой повести, написанном Сергеем Баруздиным, отмечается: «Ты (читатель) узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдёшь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. И, прочитав повесть, ты, конечно, поймёшь, что подвиг это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине».
Валентин Катаев «Сын полка» (отрывки)
<>
В окопчике спал мальчик.
Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.
Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение. То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слезы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони, и глухие, хриплые звуки вылетали из напряжённого горла. А то вдруг мальчик впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски беспомощной улыбкой и начинал очень слабо, чуть слышно петь какую-то неразборчивую песенку.
Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он проснулся, вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
Тише. Свои, шёпотом сказал Егоров.
Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:
Наши
И потерял сознание.
Беседа:
- Какое впечатление вызывает у вас, читателей, описание спящего мальчика?
- Какие черты лица героя, не характерные ребенку, выделяет автор?
- Для чего это делается?
- А что же все-таки выдает детскую душу в образе героя?
<>
Что там с вашим мальчиком? Как его самочувствие? Рассказывайте.
Дело известное, товарищ капитан, сказал Егоров. Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь фрица убить. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. «Для чего тебе букварь?» спрашиваем. «Чтобы грамоте не разучиться», говорит. Ну что вы скажете!
Сколько ж ему лет?
Говорит, двенадцать, тринадцатый. Хотя на вид больше десяти никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости.
Да, задумчиво сказал капитан Енакиев. Двенадцать лет. Стало быть, когда всё это началось, ему ещё девяти не было.
С детства хлебнул, сказал Егоров вздыхая.
Скоро наступила напряжённая, обманчивая тишина.
И что же, хороший паренёк? спросил капитан Енакиев.
Замечательный мальчишка! Шустрый такой, смышлёный! воскликнул Егоров уже совсем по-домашнему.
Как его звать? сказал капитан Енакиев.
Ваня.
Просто Ваня?
Просто Ваня, с весёлой готовностью ответил сержант Егоров, и его лицо расплылось в широкую, добрую улыбку. И фамилия такая подходящая: Ваня Солнцев.
Ну так вот что, подумав, сказал Енакиев, надо будет его отправить в тыл. Лицо Егорова вытянулось.
Жалко, товарищ капитан.
То есть как это жалко? строго нахмурился Енакиев. Почему жалко?
Куда же он денется в тылу-то? У него там никого нету родных. Круглый сирота. Пропадёт.
Не пропадёт. Есть специальные детские дома для сирот.
Так-то оно, конечно, так, сказал Егоров, всё ещё продолжая держаться семейного тона, хотя в голосе капитана Енакиева уже послышались твёрдые, командирские нотки.
Что?
Так-то оно так, повторил Егоров, переминаясь на шатких ступенях лестницы. А всё-таки, как бы это сказать, мы уже думали его у себя оставить, при взводе управления. Уж больно смышлёный паренёк. Прирождённый разведчик.
Ну, это вы фантазируете, сказал Енакиев раздражённо.
Никак нет, товарищ капитан. Очень самостоятельный мальчик. На местности ориентируется всё равно как взрослый разведчик. Даже ещё получше. Он сам просится, «Выучите меня, говорит, дяденька, на разведчика. Я вам буду, говорит, цели разведывать. Я здесь, говорит, каждый кустик знаю».
---Нет, нет. Рано ему ещё воевать, пусть прежде подрастёт. Ему сейчас учиться надо. С первой же машиной отправьте его в тыл. Егоров помялся.
Убежит, товарищ капитан, сказал он неуверенно.
То есть как это убежит? Почему вы так думаете?
"Если, говорит, вы меня в тыл начнёте отправлять, я от вас всё равно убегу по дороге".
Так и заявил?
Так и заявил.
Беседа:
- Что мы узнаем о судьбе мальчика из этого отрывка?
- Как вы считаете, почему автор, В. Катаев, выбирает для своего героя фамилию Солнцев? Имя?
- Какие черты характера Вани можно выделить, прочитав этот отрывок?
- Почему Ваня заявил, что всё равно убежит, если его отправят в тыл?
(5 мин) ВФ: Война – страшное и пугающее слово. «Мы родом из войны»,- говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много – их миллионы: начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. В истории нашей страны, в истории ВОв есть счастливые и одновременно трагические даты. 27 января – День снятия блокады Ленинграда – одна из них.
- Какой город назывался Ленинградом?
Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбежек... и, вместе с тем, картину всеобщей радости, ликования обессилевших людей, когда после 900-дневного беспросветного существования они обрели надежду на жизнь. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.
В рабочем посёлке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру. Дневник Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.
Савичевы умерли. Умерли все".
В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...
В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !". Потом в кают-компании шёл концерт.
8. (30 сек) Видеоряд под песню «Дети войны» (Т. Гвердцители)
9. (30 сек) МБ:
В блокадных дняхМы так и не узнали:Меж юностью и детствомГде черта?Нам в сорок третьемВыдали медали,И только в сорок пятом Паспорта.И в этом нет бедыНо взрослым людям,Уже прожившим многие года,Вдруг страшно оттого,Что мы не будемНи старше, ни взрослее,Чем тогда
(Ю. Воронов)
(2 мин) ВФ о Победе
(1 мин) Аудиозапись Левитан о капитуляции Германии
(2 мин) Рефлексия :
- Чему был посвящен наш сегоднящний урок?
- Какой урок для себя вы вынесли?
15