Педагогическая статья на тему: «Развитие лидерских качеств по совершенствованию практики социализации у воспитанников домов юношества.»
Педагогическая статья
«Развитие лидерских качеств по совершенствованию практики социализации у воспитанников домов юношества.» подготовила
заместитель руководителя
по воспитательной работе
КГКП «Жас ұрпақ»
Аужанова Г.А.
Развитие лидерских качеств у детей из дома юношества является актуальной проблемой современного общества. Так как лидерские качества способствуют развитию личности в целом и помогают, пройти процесс социализации в обществе без психологических травм.
Хочется отметить, что «не тот воин велик, кто победил всю армию, а тот, кто победил самого себя». Эта высказывание отражает необходимость развития в себе внутренних лидерских качеств, что должно привести к внешним их проявлениям.
Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах.
Лидерство сейчас – это качество личности, проявление которого является средством самовыражения и самоопределения личности.
Лидер способен повести за собой, пробудить интерес к делу среди товарищей, в котором заинтересован сам. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может посочувствовать, всегда готов прийти на помощь.
Основным полем для развития лидерских качеств является Совет дома юношества, который дифференцированно выполняет свои социально-профессиональные, социально-воспитательные и интеграционные функции в процессах развития и социализации личности. Одним из основных направлений работы данной организации является самоуправление, основными задачами которого является: активное вовлечение каждого воспитанника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности; обучение воспитанников элементам управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность.
В Совет дома избираются наиболее активные, дисциплинированные воспитанники, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой. Помочь своим ровесникам выработать гражданскую позицию перед началом самостоятельной деятельности.
Основные задачи Совета Дома:
Всемерное содействие руководству Дома, педагогическому коллективу в адаптации и социализации прибывших воспитанников к условиям проживания в Доме юношества.
Контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда, включая обеспечение безопасности, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Содействие развитию индивидуальных способностей воспитанников для дальнейшей самостоятельной жизни.
Совет имеет право поощрять воспитанников:
- за самостоятельную инициативу по улучшению условий жизни, быта;
- за доброе и уважительное отношение к взрослым и другим воспитанникам;
- за старание в учебной деятельности;
- за умение рационально использовать время, участие в кружках дополнительного образования;
-за добросовестное выполнение трудовых поручений;-за активное участие в жизни Дома Юношества;
Применять меры взыскания за:
Нарушение Устава КГКП «Жас ұрпақ»;
Нарушение Правил проживания Дома юношества и типового договора;
Пропуски занятий в учебных заведениях без уважительной причины;
Нанесение материального ущерба Дому юношества;
Грубое отношение к воспитанникам и сотрудникам КГКП «Жас ұрпақ»;
Неуставные отношения;
Невыполнение своих обязанностей;
Уклонение от трудовой деятельности;
Несоблюдение санитарно-гигиенических норм КГКП «Жас ұрпақ».
В виде:
- предупреждение;
- объявление выговора в устной форме или приказе директора;
- обсуждение на совете Дома и дальнейшем вынесением на дисциплинарный совет;
- лишение права выхода за пределы КГКП «Жас ұрпақ»в выходные и каникулярные дни.
Членами Совета Дома регулярно проводится проверка санитарного состояния комнат разработано положение о конкурсе на «Лучшую комнату» , « Лучший этаж». «Лучший по успеваемости », в июне месяце будут подведены итоги лучшие комнаты и этажи будут награждены, новой мебелью .
В Доме юношества «Жас ұрпақ» перед новым годом был проведен праздник, в рамках которого Совет Дома провел конкурс «Самый лучший этаж». Участникам конкурса следовало украсить этажи, где они проживают в новогоднем стиле, приготовить новогоднее блюдо, выступить с новогодним поздравлением, показать, таким образом, насколько у них развиты творческие способности и фантазия. Лучшее выступление принадлежало 5 этажу - это красивое новогоднее поздравление, гадание, песни и конкурсы. По итогам конкурса 1 место занял 5-й этаж, 2 место – 3 этаж , 3 место поделили 2, 4 этажи. Победителям вручены ценные призы (мультиварка, тостеры)
В течение года проводятся игры-соревнования между этажами «Через тернии к звездам», «Калейдоскоп нужных дел», «Гонка за лидером», « Вот оно, какое наше лето».
Членами Совета воспитанников дома организованы следующие мероприятия : «День открытых дверей», «Новогодний марафон», «Ризашылык» «Независимый Казахстан», «Наурыз», «Поклонимся великим тем годам», «Береги здоровье»
К календарным праздникам редколлегией оформляются стенгазеты
( День учителя, Новый год, и т.д.), поздравительные открытки к дням рождения воспитанников и работников дома юношества, также они контролируют ежедневную уборку территорий, и участие в субботниках.
Ну и конечно члены Совета дома являются лидерами не только в стенах нашего дома , но и в учебных заведениях , где они обучаются и работают . В колледже цветной металлургии звездами являются Шахова Снежанна, Михайлова Вика- они хорошо учатся, Калиханова Айслу , и Никулина Александра хорошо учатся и активно участвуют в общественной жизни своих колледжей. без них ни обходится ни одно мероприятие. Икласова Ботагоз и Барышников Алексей работают, но в свободное время занимаются спортом, имеют множество медалей за спортивные достижения
Педагогический коллектив не стремится вырастить одного лидера (правило вертикали), а стремится развить лидерские качества у всех воспитанников, (правило горизонтали) для этого организуются встречи с интересными и успешными людьми (художниками, бизнесменами, афганцами, членами различных молодежных организаций с представителями Дома Дружбы и т. д.)
Рассматривая социальную адаптации как процесс не только вхождения личности в меняющиеся социально-экономические условия, но и в различные объединения и коллективы, имеющие свою иерархию и систему ценностей, мы особое значение придаем примерам молодежных объединений как демократической формы организации коллектива воспитанников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Участие в молодежном объединении дает ребятам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своей жизни, что необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе, для формирования содержательно-продуктивного общения в рамках тех или иных социальных ролей
Нам есть кем гордится- наши выпускники добившиеся в жизни успеха это: Зеленова Анастасия, закончила университет, стажировалась в Америке, работает технологом в Гринвиче, Флюх Оксана -получила высшее образование, работает бухгалтером, Мусин Данияр закончил ПГУ нефтегазовый факультет работает в Казтрансойл в Караганде, Макишев Заурбек после Щучинского военного училища работает в воен. части ком.взода в Актюбинске, Глубокова Наталья, Мусина Айнура, Маймышева Сауле, получив высшее педагогическое образование, вернулись трудится в Дом юношества, Баельдинов Мейрам закончив ПГУ работает педагогом в Мичуринском детском доме.
Для достижения высоких успехов наших выпускников в жизни необходима большая и кропотливая работа всего педагогического коллектива и желание самого ребенка достигнуть успеха в жизни. Помните совет из фильма "Чародеи" :"Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствия"? А если серьёзно необходимо воспитывать в детях - настойчивость, целеустремленность и большое трудолюбие.