Использование современных технологий формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов
Катаева Галина Владимировна,
воспитатель высшей категории
ГКОУ РО для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детского дома №3, г. Таганрога
Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.
Среди воспитательных технологий нет специально посвященных формированию навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов. А именно эти дети в большинстве своем испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми в детском доме, и особенно остро неумение общаться проявляется при выходе ребенка за стены детского дома.
В своей работе мы адаптируем существующие воспитательные технологии к условиям детского дома и особенностям личности воспитанников.
Далее мы рассмотрим некоторые из применяемых нами технологий.
1. Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.
Основное назначение педагогического общения сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.
Позитивный настрой общению в нашей группе придает обращение воспитателя к воспитаннику и воспитанников друг к другу только по имени.
2.Технология педагогического разрешения конфликта – это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.
К способам разрешения конфликта можно отнести: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
При разрешении конфликтов в нашей группе, мы стараемся использовать два основных правила:
Разрешать конфликт сразу, не дать ему «уйти в глубину»
Оглянись на себя. Чтобы извиниться, надо измениться.
3.Технология предъявления педагогического требования – это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.
Основные правила предъявления педагогического требования:
Скрытая педагогическая позиция;
Тактичное оформление требования;
Детализация выдвигаемых требований;
Акцентирование на положительной программе действий;
Положительное подкрепление требования;
Терпеливое ожидание результатов.
4. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.
Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.
К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.
5. Технология коллективного творчества (И.П. Иванов.) Организация творческого воспитания – это организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.
Данную технологию мы используем при подготовке к конкурсам по оформлению групповых комнат и спален. На начальном этапе воспитанники месте с воспитателем создают проект оформления. Затем обсуждаются пути его реализации, распределяются роли с учетом способностей и желания участников проекта. Далее следует деятельный этап. Результаты деятельности обсуждаются всеми участниками проекта. При этом объективно оценивается вклад каждого в общее дело.
6. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щуркова). Эту технологию мы широко используем при проведении группового собрания «Итоги недели», которое проводиться в форме подведения рейтинга всех воспитанников группы по ряду разработанных совместно воспитателем и детьми. Данная работа способствует формированию у воспитанников устойчивого объективного отношения к себе и окружающим, формирует навыки самоанализа, самокритики, самодисциплины, организаторские способности.
Технологическую цепочку данного воспитательного дела можно представить следующим образом:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);
Деятельный этап;
Завершающий этап (рефлексия)
Проекция на будущее
7.Игровые технологии. Технология-тренинг. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (устранение конфликтности, овладение навыками слушания) или же целый комплекс задач. Наиболее используемыми являются следующие игры:
«Рассказ по кругу» развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
«Интервью» развивает умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
«пойми меня» развивает умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях;
«Без маски» развивает умение делиться своими чувствами, переживаниями, настроение с товарищами.
8.Технология социально-педагогического проектирования. Проекты можно условно разделить на виды:
- по содержанию;
- по продолжительности(итоговые, средней продолжительности, долгосрочные);
- по количеству участников (коллективные, индивидуальные, групповые);
-по виду проектной деятельности (информационные, творческие, практико-ориентировочные)Данную технологию мы использовали при создании проекта приусадебного участка группы, проекта оформления групповой комнаты и спален. Каждый участник создания и реализации проекта должен видеть конкретные выгоды внедрения данного проекта. Деятельность должна восприниматься детьми как социально-значимая, цели и задачи должны быть понятны и конкретны.
Таким образом, при работе с воспитанниками детских домов использование современных воспитательных технологий, посвященных формированию навыков коммуникативного общения, актуально и имеет большое значения для формирования личности ребенка и его успешной социализации. В своей работе мы используем ряд современных воспитательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.