Семинар-практикум на тему Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за мыслью ученика, … тем легче будет учиться ученику».Л.Н.Толстой Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. По данным исследований, в памяти человека остается: коммуникативная функция – формирование коммуникативной компетенции;общеобразовательная функция, в понятие которой входит не только начальное лингвистическое образование (формирование начальной лингвистической компетенции), но и знакомство с культурой страны изучаемого языка, ибо язык – это элемент культуры;воспитательная функция, связанная, помимо прочего, с формированием уважения к другим народам, их традициям;развивающая функция, связанная с интеллектуальным и нравственным развитием ребёнка. Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. при объяснении нового материала; при закреплении; при повторении; при контроле знаний, умений и навыков. визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр; контроль умений, навыков учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);создание презентаций к урокам;работа с ресурсами Интернет;работа с интерактивной доской; использование готовых обучающих программ;разработка и использование собственных авторских программ. Дидактический материал Чтение текстов в электронном варианте Использование ИКТ на уроках русского языка DVD, CD Создание проектов Презентации Электронные энциклопедии Работа в программе Microsoft Publisher стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализация учебного материала; интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой; повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; стимулирование воображения школьников; способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. На опушке леса стоит маленький домик, в котором живут междометия. , не все ребята знают дорогу к этому дому. , попасть бы мне в этот домик, чтобы познакомиться с междометиями и запомнить их! Кто же мне поможет? ! Я догадался! Спешу открыть учебник, чтобы выучить междометия. 1 2 3 Увы Ах Ура лексика однозначные и многозначные слова прямое и переносноезначениеслов омонимы синонимы антонимы Наклонения глагола Изъявительное Условное Повелительное Пропел бы, сообщают, не звони, буду играть, смог бы, перебежал, пусть горит, ляг, сказали. Самостоятельные (знаменательные) Служебные Карточка №1 Сгруппировать слова с общим корнем Л…жать, бл…стеть, р…сток, л…житься, пол…гать, р…стение, выр…щенный, бл…стает, бл…щет, отр…стить, прил…жить, прил…гательное.Карточка №2 Сгруппировать слова с общим корнем Горе, г…реть, приг…реть, пригорок, разг…реться, г…рение, горюшко, горный, г…ристый, г…рняк, горец, огарок, выг…реть.Карточка №3 Выписать словосочетания с действительными причастиями Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.Карточка №4 Выписать словосочетания с действительными причастиями Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.Карточка №5 Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы Дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щися туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление. При выполнении работы задания выдаются в случайном порядке, сначала все вопросы группы А, потом – все группы В.Порядок следования вопросов для каждого ученика будет свой.Возможность ограничения времени для конкретного теста.Возможность ограничения времени на выполнение каждого задания (устанавливается в зависимости от сложности вопроса и от ограничения времени на весь тест самим компьютером). Возможность генерировать новые тесты из уже имеющихся. Т. е., если созданы тесты по темам школьного курса, то, например, при работе в 11 классе можно создавать новые тесты на повторение, указав в режиме генерирования тестов (появится таблица), сколько вопросов будет в новом тесте и из теста с каким названием нужно выбрать каждый конкретный вопрос.Самостоятельность выполнения работы учащимся и выявления ошибок.Ученик сразу видит свою оценкуРезультаты тестирования учащихся учитель может увидеть в любое время. Учитель может проанализировать выполнение теста каждым учащимсяВозможность создания печатного варианта тестов, путём импортирования теста в WORD Русский язык из серии 1С: Репетитор Толковые словари (электронная версия словарей Даля, Ушинского)Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная версия) Энциклопедия живописи (электронная версия) Диски по русскому языку имитацию занятий (уроков или лекций); контроль учащимися своих знаний; возможность расширения знаний вне учебной программы; индивидуальная программа обучения для каждого пользователя; доступность компьютерной реализации электронного учебника для неквалифицированного пользователя. Формы работы с компьютером на уроках русского языка Методические рекомендации готовить к урокам дидактический раздаточный материал;оформлять наглядный материал;заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися;создавать опорные конспекты к уроку;создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся. возможность подачи материала в форме презентаций;возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала;проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой);проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций;создавать документальные фильмы по любой теме. все учащиеся могут заниматься на тренажёрах;проводить индивидуальное тестирование;заниматься групповой исследовательской работой;создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя;осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Быстро найти необходимый материалПодготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютераТакже можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся) фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным;слайды могут сопровождать лекцию учителя;с помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты). на факультативах; дополнительных занятиях; занятиях кружка; участиях в конкурсах; в олимпиадах; в исследованиях МАН… Позволяет получить реальный продукт своей жизнедеятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д.Она используется для: - оформления результатов групповой работы; - выпуска газеты, информационного листка. 4 класс - 9; 5 класс - 16; 6 класс - 9; 7 класс – 15; 8 класс - 10; 9 класс - 28;10 класс - 2; 11 класс - 21;Всего – 110;Из них льготников – 10. rm@uclever.com В этом учебном году учащиеся нашей школы впервые принимают участие в международном конкурсе-игре по русскому языку, который называется «Русский Медвежонок». Зарегистрировалось 110 учеников 4-11 классов. Конкурс состоится 11 ноября. Горлушкина Н.Н. Проектирование компьютерной обучающей программы [Электронный ресурс] / Н.Н.Горлушкина и др. - Режим доступа: http://www/ifmo.ruГузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании / В.В.Гузеев // Школьные технологии. - 1997. - №1. - С.3-11.Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Е.С.Полат. - М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. Мурманск. - 1997.Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. - 1998.Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа. - 1997.Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией / Н.Н. Хахалева // РЯШ. – 2001. – № 1.http//www.uclever.comhttp://kopona.com/2090-fotoramka-po-doroge-s-oblakami.html http://www.1000designs.ru/page/14/