Использование информационно – коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»







Использование информационно – коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы









Преподаватель русского языка и литературы: Королёва Мария Николаевна
Шацк 2016
Информационно – коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы
Если у тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы ими поменяемся, у нас останется по одному яблоку. Если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы ими обменяемся, у нас будет по две идеи. Бернард Шоу

Большая радость и подспорье для преподавателя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. К сожалению, не всем в этом везёт, поэтому использую мультимедийные технологии на уроке по мере возможности и попробую о них рассказать. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и аудиозаписи, и биографии писателей, и разные тесты. С некоторыми студентами практикую проверку знаний через почту.


Какую роль в обучении играют ИКТ? 1.Учебник - наиболее привычный инструмент и помощник студенту и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое. 2.С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. 3.Применение ИКТ - технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу студентов. 4.ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет; 5.ИКТ формирует и развивает информационную культуру учащихся.
Успех обучения зависит от творческой личности преподавателя, от его умения а) использовать компьютерные презентации; б) использовать дистанционное обучение; г) проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий; д) организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др. И самое главное: используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

В своей работе я использую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, поэтому такие экскурсии замещают "живые".


Могу расписать, какими вижу формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации
В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:
Компьютер + Проектор
Компьютер + Принтер
Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)
При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:
Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
Оформлять наглядный материал
Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
Создавать опорные конспекты к уроку
Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся
При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это
Возможность подачи материала в форме презентаций
Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
Создавать документальные фильмы по любой теме
При варианте «Компьютерный класс»:
Все учащиеся могут заниматься на тренажёрах
Проводить индивидуальное тестирование
Заниматься групповой исследовательской работой
Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию преподавателя
Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность
При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом  они могут работать в индивидуальном темпе.
Использование компьютера в колледже может осуществляться на различных этапах:
Подготовка к уроку
Проведение урока
Внеурочная работа
При подготовке к уроку преподаватель может:
Быстро найти необходимый материал
Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., преподаватель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
Можно создать документальный фильм, используя изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера
Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)
Второй этап - проведение урока.
Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
Слайды могут сопровождать лекцию преподавателя
С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)
  Есть идея создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Студенты разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию) Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, опорные конспекты.
Чем ИКТ-технологии так хороши для преподавателя? Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. студенты становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Чем ИКТ-технологии так полезны для студентов? Они приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Современные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствуют созданию ситуации успеха для каждого студента. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение со студентами было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное тем ценным приобретением, которое бы студенты смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование  современных технологий  на уроках русского языка и литературы помогает  научить студентов чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться  всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве, а также формирует личность студента, помогает воспитать образованных,  нравственных людей, которые  способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у студентов возможно только при системном подходе к проблеме.



oђ Заголовок 1 Заголовок 215