Урок по природоведению на тему Движение частиц вещества (5 класс)

Урок природоведения в 5а классе
Тема "Движение частиц вещества".
Цели:
вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме “ Движение частиц вещества ”.
содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; продолжить работу по формированию навыков исследования, умения анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений.
формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карты урока, оборудование для опытов.
Тип урока: изучение новых знаний.
Основные термины и понятия: диффузия.
Литература: В.М. Акулова, Н.В. Иванова. Природоведение..Природа. Живая и неживая.-М.: Дрофа, 2009.
Ход урока.

·. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины веществ. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок.

·
·. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
В течение двух недель вы находились в состоянии научного поиска- рассматривали различные теории о строении вещества , выдвигали гипотезы, проводили эксперименты, систематизировали полученную информацию.
Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю ответить на ряд вопросов. В них зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
Ребята, у вас на столах лежит технологическая карта урока (Приложение 1), с которой вы будете работать по ходу урока. За каждый правильный ответ, при ответе на вопрос, отвечая лично и работая в группе, вы получите бонус, а затем их количество запишите в третьем разделе «Итог» технологической карты. Результаты будут учтены при подведении итоговой оценки за урок.
Работа с понятиями. (Фронтально)
1.Что такое атом?
(Мельчайшая, неделимая частица вещества.)
3. Молекула?
(Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.)
А теперь вспомним свойства молекул.
В тетрадях запишите ответы к заданию №1 «Свойства молекул» Время на выполнение 3 мин. Поменяйтесь с соседом по парте и проверяем.
Свойства молекул:
1.Молекула, наименьшая частица вещества
2. Молекулы одного и того же вещества одинаковы
3. Молекулы очень малы.
4. Между молекулами есть промежутки.
5. Молекулы находятся в постоянном движении.
( За все выполненные задания получаете три бонуса, за 4 – два, за 2-3 – один, если у вас 1 или нет правильного ответа, то нет и бонуса) бонусы отмечает в вашей технологической карте проверяющий.
Багаж собран. В путь!

·
·
·. Изучение нового материала.
Обычно мы стремимся увидеть или услышать нужную нам информацию. Но сегодня для того, чтобы это сделать, воспользуемся обонянием. Что бы начать наше путешествие мне нужен один помощник с каждого ряда. Уважаемые помощники, вы должны отметить первых путешественников со своего ряда красными жетонами, вторых – желтыми и третьих – зелеными. В путешествие мы отправляемся с закрытыми глазами. Как только вы поймете чем занята я в начале путешествия – поднимаете рук и за это получите жетон.
( Режим апельсин, и ждем реакцию класса).
Какое из уже оговоренных сегодня свойств молекул вам помогло это понять?
( Движение молекул.)
Что мы будем сегодня изучать?
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Запишем тему в технологической карте.
А зачем это нам надо изучать?( Цели и задачи урока)
Фронтальный опрос.
Где были молекулы вещества в начале опыта?
О чем говорит то, что вы почувствовали запах апельсина в разных уголках класса?
(Молекулы двигались от того места, где количество молекул данного вещества было наибольшим, во всех направлениях одинаково. Частицы как будто стремятся уравновесить свое количество в разных уголках пространства.)

-Какое свойство молекул помогло вам услышать запах апельсина??
(Молекула – наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства, т.е. молекулы апельсина должны иметь запах.)

-Что можно сказать о взаимодействии частиц апельсина и воздуха?
( Частицы апельсина и воздуха проникли в промежутки между молекулами друг друга. т. к. молекулы движутся)
6. Как называется такое явление в науке? Прочитаем определение из учебника стр.52.
(Взаимное проникновение соприкасающихся веществ, которое происходит вследствие беспорядочного движения частиц вещества, называют диффузией.)
А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого явления и выявить от чего оно зависит.
Создаем микрогруппы и следуя инструкции (Приложение 2), проводим опыты, результаты опыта фиксируем в технологической карте и озвучиваем.
Работу с экспериментами мы закончили, услышали ваши результаты. А теперь вы выдвинете гипотезу, от чего зависит диффузия веществ, и обоснуйте её.
(Диффузия в жидкостях происходит медленнее, чем в газах, а в твердых телах еще медленнее.)
(Скорость движения молекул с повышением температуры растет).
Проверим наши гипотезы с выводами, сделанными в учебнике на странице 53. А почему это происходит, мы выясним на следующем уроке.
Вернёмся к нашим целям и задачам урока.
На все ли поставленные вопросы мы ответили?
(нет. Необходимость этих знаний)
Где же мы с диффузией сталкиваемся каждый день? (Посуда)

IV. Подведение итогов урока
А теперь подсчитайте свои баллы и запишите в карту. Я просмотрю все ваши результаты и выставлю итоговую оценку.
VI. Рефлексия.
- Путешествие в глубины вещества на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений в технологической карте.
1. Сегодня на уроке мне
2. Меня особенно удивило то, что
3. До начала урока я думал(а), что, а сейчас знаю.
4. Мне не понравилось

VII. Домашнее задание.
Изучить материал §10. Среди природных явлений, бытовых процессов найти и записать не менее трех примеров диффузии.


Приложение 1.
Технологическая карта 1 ученика 5 класса ________________________________
По теме урока __________________________________
1. Задание Свойства молекул:
1.__________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Количество бонусов___________
2. Эксперимент.
Диффузия веществ, находящихся в разном агрегатном состоянии.
Агрегатное состояние вещества
Вещество №1
Вещество №2
Время, которое потребовалось для диффузии

Газ
Воздух



Жидкость
Вода



Твердое вещество
Сталь




Результат №1. Вещество., находясь в .состоянии, способствует растворению вещества .., находящемуся в ..состоянии. Время растворения

Результат №1. Вещество., находясь в .состоянии, способствует растворению вещества .., находящемуся в ..состоянии. Время растворения

Результат №1. Вещество., находясь в .состоянии, способствует растворению вещества .., находящемуся в ..состоянии. Время растворения
Гипотеза _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3. Итог _____________________________________________________

4. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке мне
2. Меня особенно удивило то, что
3. До начала урока я думал(а), что, а сейчас знаю.
4. Мне не понравилось

Технологическая карта 2 ученика 5 класса ________________________________
По теме урока __________________________________
1. Задание Свойства молекул:
1.____________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________________
Количество бонусов___________
2. Эксперимент.
Диффузия веществ, имеющих разную температуру.
Жидкое вещество
Твердое вещество
Время, которое потребовалось для диффузии

Холодная вода
сахар


Теплая вода
сахар



Результат №1. В холодной воде диффузия произошла за .

Результат №2. В холодной воде диффузия произошла за .

Гипотеза __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Итог_____________________________

4. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке мне
2. Меня особенно удивило то, что
3. До начала урока я думал(а), что, а сейчас знаю.
4. Мне не понравилось
Приложение 2.
Инструкции для работы в группах.
Задание №1.
Открыть колбу с парами духов и засечь время, за которое вы услышали запах.
Задание №2.
В воду высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.
Задание№3.
На сталь высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.


Задание №1.
В холодную воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.
Задание №2.
В теплую воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.



Самоанализ урока.
1.Это урок изучения нового материала, он является пятым уроком в теме «Строение и свойства вещества».
Цель урока: Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими :
1)Предметных результатов:
- Формирование умений применять полученные ранее знания, сопоставлять, анализировать, делать выводы
описывать собственные опыты
сравнивать природные объекты по 3-4 признакам
2) Метапредметных результатов:
- Освоение способов деятельности
2.1)Познавательной:
- формирование навыков исследования, умение анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений, понимание необходимости их применения на практике;
2.2)Информационно- коммуникативной:
- отражение в графической, письменной, устной форме результатов своего труда ;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мышления, внимания, памяти.
2.3) Рефлексивной:
- владение навыками самоконтроля и взаимоконтроля своей деятельности ;
3.)Личностных результатов:
- умение выражать свое мнение по результатам исследований
- использовать естественнонаучную лексику в своих сообщениях

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карта урока, оборудование для опытов.
Стуктура урока:

·. Организационный момент

·
·. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

·
·
·. Изучение нового материала через проведение экспериментов в группах.
IV. Подведение итогов урока
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
На уроке использовалась методы словесно-наглядные , практические ( все учащиеся участвовали в проведении опытов) и исследовательские, методы самоуправления учебными действиями (работа с приборами), которые основаны на деятельности детей. Методы были выбраны в зависимости от общей целевой направленности, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Для проведения опытов, учащимся были предложены инструкции, которые позволяли учащимся, уложится в рамки выделенного времени.
В ходе урока использовались здоровьесберегающие технологии: не было длительных письменных заданий, динамично менялись виды деятельности, была организована работа в группах, учащиеся имели возможность перемещаться по классу, менять позы.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
- фронтальная(на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся.)
- групповая (на этапе изучения нового материала для развития сотрудничества среди учащихся)
работа в парах(во время систематизации имеющихся знаний на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся ).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности. Учащиеся активны, подвижны, любят высказать своё мнение и обратить на себя внимание, хотя есть отдельные учащиеся, которые могут выполнять все задания, знать материал, но активность наглядно не проявляют. При работе в группах они вовлекаются в общее дело, тем самым проявляя активность.

Учащиеся были вовлечение в исследовательскую деятельность – на этапе изучения нового материала, в обобщение изученного материала- на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся. В заключение этапа изучения нового материала были рассмотрены вопросы необходимости полученных знаний на уроке ( обсуждение использования пластмассовой и стеклянной посуда). Наиболее активны учащиеся были во время проведения эксперимента и выдвижения гипотез на этапе изучения нового материала. Из чего можно сделать вывод, что такая форма работы учащимся наиболее интересна.
Опираясь на раннее полученные знания учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока, к которым мы обращались неоднократно во время урока.
Я постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, быстро сменяли друг друга, были яркие, запоминающиеся. Связь с жизнью (запах апельсина, обсуждение посуды) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания и умения.
Урок прошёл в темпе и ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое, имеющее непосредственную связь с жизнью. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
В технологической карте была отмечена рефлексия учащихся, результаты которой я проанализирую. Но я думаю, такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.






















Заголовок 315