Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в деятельности социального педагога
Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в деятельности социального педагога
Согласно социологическому словарю: "Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".
Но изначально заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, в овладении в будущем профессиональными навыками.
Цель работы соцпедагога с внедрением ВГОС О УО и ОВЗ остается практически неизменной - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации, адаптации и формировании социально-значимых компетенций.
Профессиональная направленность состоит в-обеспечение социального и психологического здоровья учащихся и их семей;
-обеспечение эмоционального благополучия учащихся и их ближайшего социального окружения;
-окультуривание среды жизнедеятельности учащихся, предотвращение кризисных ситуаций в жизни учащихся и их семей.
Для реализации целей необходимо обозначить след.задачи:
-участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС о УО;
-участие в работе педсоветов и методических объединений;
-участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятиях предусмотренных образовательной программой;
-анализ личностных результатов учащихся освоения АООП (индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося иценностные установки)
-изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления, умение выделять нуждающихся в соц.помощи детей и вовремя оказывать необходимую помощь как в образовательной организации, так и в семье.
В решении задач опираюсь на след. функции:
-Социально-информационная- обеспечение учащихся и родителей информацией о социальной поддержке, помощи и заботе, а также о работе соц.служб и спектре оказываемых услуг, создание благоприятных условий для развития обучающихся и защиты семей, на поддержание с ними контакта и социального взаимодействия.
-Социально-правовая – соблюдение прав учащихся содействие в реализации правовых гарантий различным категориям учащихся, участие в правовом воспитании учащихся.
-Социально-психологическая – поддержание благоприятного микроклимата в микросоциуме, где развивается ребенок и проживает семья, устранение негативных воздействий в социуме, затруднений во взаимоотношениях.
-Социально-педагогическая – реализация права родителей на воспитание детей\. На преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих безнадзорность и беспризорность.
Функциональная направленность позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и использовать творческий потенциал детей, содействовать развитию личности, включая ее социализацию, активируя духовно-нравственное и творческое развитие личности, осуществляя подготовку к обучению по доступным профессиям в ПУ.
В современных условиях повышается спрос на эффективную социальную поддержку и педагогическую помощь. Это связано с увеличением кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России: подростковая делинквентность, алкоголизация населения, безработица, наркомания.
В связи с этим выделяют две стратегии в формировании социально- значимых
компетенций школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательной среде:
- развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих,
- формирующую, предполагающую помощь умственно отсталым школьникам в обретении социальной умелости.
Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала
взаимодействия участников образовательной среды, аформирующая – через реализацию специальных развивающих программ.
Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников сограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условий:
знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального
взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях;
отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности,
соединяются с социальной ответственностью.
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно-важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую средуОдним из основных эффектов внедрения ФГОС НОО обучающихся сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является усиление роли институтов системы образования РФ и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников; единение образовательногопространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изученияшкольниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных
потребностей.
Согласно ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
К особым образовательным потребностям детей с умственной отсталостью всамых общих чертах относятся:
· раннее получение специальной помощи средствами образования;
· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
· увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы
до 9 – 11 лет;
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
· введение учебных предметов, внеклассные занятия способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
· обеспечение обязательности начального профессионального образования;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
· обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно
отсталых обучающихся;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивногоотношения к окружающему миру;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
с педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящем за
пределы образовательного учреждения.
Большое значение для данной группы учащихся имеет эмоционально
положительная окраска отношения ребенка к школе, своему классу и другим
внешним атрибутам школы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
На основном этапе внедрения ФГОС ов является консультирование родителей педагогами образовательных учреждений, в том числе школ, которые
родители выбрали для обучения своего ребенка. При беседе администрации сродителями и ребенком могут присутствовать психолог, логопед, педагог сцелью знакомства с ребенком и консультирования родителей. В случаях
наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения
ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа спредложением воспользоваться направлением на ПМПК и получения
консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и
наиболее эффективных условий их удовлетворения.
Результаты знакомства родителей с правилами распорядка школьной жизни и
обучения их ребенка закрепляются Договором между образовательнойорганизацией и родителями.
В договоре с родителя учащихся с ОВЗ, целесообразно предусмотреть
отдельный раздел «Особые условия», согласно которому родитель обязуется
обеспечивать ребенку необходимые приспособления (например.ортопедическими) и охранительный режим дома, лечением и лекарствами сучетом медицинских рекомендаций, предоставить образовательномучреждению исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка, что
позволит учреждению полноценно выполнять свои обязанности по сохранению
его жизни и здоровья, укажет о своем согласии ли несогласии в размещении
фотографий ребенка на корпоративном сайте, фото и видеосъемку ребенка нашкольных мероприятиях, участие ребенка в открытых внешкольных конкурсах
и других мероприятиях, обработке его персональных данных в связи смедицинскими, научно-методическими и иными мероприятиями.
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе
уважения человеческого достоинства всех участников образовательного
процесса, поддержании партнерского стиля взаимодействия, учета
индивидуальных и типологических особенностей обучающихся
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимсядошкольных учреждений, начальной школы, обучающимся с ЗПР и
различными формами умственной отсталости (ФЗ №273-Ф№, ст.43, п.5)
Порой неудачи ребенка в освоении образовательной программы и
консультирование родителей по данному вопросу представителями
образовательной организации, медицинскими работники и другими
компетентными лицами не приводят родителей к верному пониманию
сложившейся ситуации и их поведение может быть интерпретировано как
нарушение своей обязанности по обеспечению ребенка возможностью
получения доступного, качественного и отвечающего его потребностям и
возможностям образования. В этом случае образовательная организация
обязана сообщить о проблеме в комиссию по делам несовершеннолетних и
защите их прав, а также в органы опеки и попечительства. Органы по защите
прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение посуществу и дать образовательной организации ответ в течение месяца. Для
соблюдения законности в решении возникшей проблемы родителям
целесообразно разъяснить что, поскольку именно родители (законныепредставители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей,
они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном их развитии, то в задачи родителей входит и соблюдение такого
неотъемлемого конституционного права ребенка, как право на получение
общего образования
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам
детей, несут семейно-правовую, административную и уголовную
ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодексаРФ). Ненадлежащее поведение родителей в отношении образования ребенка
можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц
образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации,
возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства
по месту фактического нахождения детей.