Интегрированный урок биологии и психологии Большие полушария мозга (8 класс)
Тема: Большие полушария головного мозга.
Цели:
1. Познакомиться со строением и функциями коры больших полушарий головного мозга, показать ведущую роль больших полушарий в поведении высших животных и человека; раскрыть симметрию левого и правого полушарий; научиться отличать одни отделы головного мозга от других.
2. Развивать умения ориентироваться в информационном пространстве: работать с таблицами, схемами, рисунками; выделять главное из текста учебника.
3. Воспитывать умение работать в сотрудничестве, дружелюбие, внимательность, самостоятельность; заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор; слайды; раздаточный материал (1.изображения КБП для обозначения долей, 2.задания для разноуровневой проверки знаний),
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: словесно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, проблемно-диалогический.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Технологии: интеграционная, проблемного обучения, развивающего обучения, разноуровневая.
Ход урока.
Организационный момент. Учитель самопознания: круг радости.
(2 мин)
Сегодня необычный день и непросто урок, и я хочу начать его с вашей помощью. Давайте встанем в круг, и будем повторять слова стихотворения за мной.
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица – с небом,
Как травы - с лугом.
Как ветер - с морем,
Поля - с дождями,
Как дружит солнце со всеми с нами.
Эти слова прозвучали сейчас не просто та. Дело в том, что совсем недавно я прочитала слова Р.Эмерсона «Единственный путь найти друга – быть им» и задумалась. Как вы думаете о чём? Составьте вопросы к эпиграфу урока. (Что значит быть другом? Что такое дружба? Как найти друга?). На эти и многие другие вопросы мы постараемся найти сегодня ответ.
Проверка знаний - учитель биологии.
А для начала мы проверим с вами усвоение материала прошлого урока. (15 мин)
Разминка – разноуровневые упражнения на развитие внимания.
Уровень А
Задание. Внимательно прочитайте запись и выделите слова, относящиеся к нервной системе.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень В
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к нервной системе и укажите их число
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
(6 слов)
Уровень С
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к строению спинного мозга и укажите их число.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою (3 слова)
Время выполнения 1 мин.
После выполнения, правильные ответы проецируются на экран – самопроверка и + на полях.
Фронтальный опрос: - 5 мин.
Какие отделы нервной системы вы знаете?
Что входит в центральную нервную систему?
Назовите отделы головного мозга. (продолговатый, задний мозг (мост и мозжечок), средний, промежуточный, передний)
Назовите функции продолговатого мозга. (контролирует работу сердца, органов дыхания и пищеварение).
Назовите функции среднего мозга (регуляция чёткости зрения и слуха, мышечного тонуса, ориентировочные рефлексы)
Назовите функции мозжечка (координация движения)
Назовите функции промежуточного мозга (терморегуляция, постоянство внутренней среды организма, дыхание, уровень кровяного давления)
Назовите функции варолиева моста (регулирует движение глазных яблок, мимику, выполняет проводниковую функцию).
Учитель самопознания: (2 мин)
Ребята, а как вы думаете, почему чтобы понять, что такое дружба и что значит быть другом я пришла к вам сегодня на урок биологии? Что вы изучаете? Как связать тему урока – головной мозг и понятие дружба? (мозг отвечает за сознание человека, способность мыслить, рассуждать и делать выводы).
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно,
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видит, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну а может дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпает льстиво,
И не скажет резкость никогда.
- Как вы понимаете выражение в «зеркале дружбы»?
- Как и в чём проявляется искренняя дружба?
- Как дружба влияет на деятельность человека: труд, учение, творчество?
Оказывается, учиться дружить можно везде: и на улице, и дома, и в школе.
Индивидуальный опрос по карточкам с разноуровневыми заданиями, с последующей взаимопроверкой. (4 мин на выполнение, 3 мин на взаимопроверку и оглашение результатов = 7 мин)
Тема: Строение и функции головного мозга. (Контроль знаний)
Уровень А Задание. Выпиши номера правильных суждений.
Правильные суждения:_1,2,4,5 (критерий оценивания: по количеству правильных ответов)
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга.
В продолговатом мозге находятся центры, контролирующие работу сердца и внутренних органов.
Мост располагается ниже продолговатого мозга.
Мозжечок покрыт корой и координирует движения.
Средний мозг содержит центры, контролирующие четкость зрения и слуха, ориентировочного рефлекса.
Тема: Строение и функции головного мозга. (Контроль знаний)
Уровень В Задание. Соотнеси отделы головного мозга и их функции.
Правильные ответы: 1. В; 2. Д; 3. Б; 4. А; 5. Г. (критерий оценивания: по количеству правильных ответов)
отделы функции
1. Продолговатый мозг А. Регуляция четкости зрения и слуха, мышечного тонуса.
2. Мост Б. Координирует движения
3. Мозжечок В. Контролирует работу сердца, органов дыхания и пищеварения.
4. Средний мозг Г. Терморегуляция, постоянство внутренней среды организма, дыхание, уровень кровяного давления
5. Промежуточный мозг Д. Регулирует движение глазных яблок мимику, выполняет проводниковую функцию.
Тема: Строение и функции головного мозга. (Контроль знаний)
Уровень С Задание. Заполни пропуски в тексте.
Правильные ответы: 1. Спинным
2. Защитные
3. Пищевые
4. Дыхательные
5. Мозговой
6. Извилины
7. Тонус мышц
8. Проводниковые
(критерий оценивания: + 8 – «5»; 7-6 – «4»; 4-5 - «3»; 3 и менее – «2».
Продолговатый мозг по своему строению и функциям сходен со 1.___________ мозгом. В нем находятся центры рефлексов: 2.________, 3. ________, 4. _________. Мозжечок состоит из
5. __________ части и полушарий, имеющих 6. _________. Средний мозг регулирует величину зрачка и _7.________ ___________. Мост выполняет 8. ________________ функции.
Подведение результатов проверочной работы.
Учитель самопознания:
- Радуетесь ли вы успехам одноклассников?
- Переживаете ли вы, если кому-то не очень повезло или плохо?
- Могут ли дружить люди, похожие друг на друга, и люди с противоположным характером?
- Может ли любой человек стать вашим другом?
- А как быть тем людям, у которых есть отклонения в психическом или физическом развитии? Могут ли они надеяться на дружбу, понимание и уважение со стороны здоровых людей?
Актуализация знаний: (25 мин) Слайд №1.
Определение темы урока, постановка целей: учитель биологии: в мире интересного. (3 мин)
У человека известны случаи рождения детей, лишённых КБП головного мозга. Это анэнцэфаны. Они обычно живут несколько дней. Но известен случай жизни анэнцэфана в течение 3 лет 9 месяцев. После смерти при вскрытии оказалось, что большие полушария отсутствовали полностью, на их месте были обнаружены два пузыря. В течение первого года жизни этот ребёнок почти всё время спал. На звук и свет не реагировал. Прожив почти 4 года, он не научился говорить, ходить, узнавать мать, хотя врождённые реакции у него проявлялись. Он сосал, когда ему вкладывали в рот сосок материнской груди или соску, глотал и т.п. Это показывает большое значение высших отделов центральной нервной системы в жизни организма.
Учитель биологии: В настоящее время о большом мозге известно много, все сведения о нём можно представить в виде информационного кластера, который появился на экране (слайд 2). Сейчас кластер пуст. Как вы думаете, какого рода информацией его можно заполнить (что о большом мозге вам хотелось бы узнать сегодня на уроке)?
Учащиеся выдвигают свои предположения: информация о строении, составе, функциях большого мозга, возможных нарушениях его работы и последствиях для человека.
Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке найти интересующую вас информацию и заполнить кластер. Все готовы к работе, тогда мы начинаем
Осмысление. (15 мин)
Учитель биологии: Изучая различные системы органов, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения. И сейчас я предлагаю изучить особенности строения большого мозга. Запись темы урока в тетрадь. Для этого перед вами изображена схема строения КБП. Прочитав материал на стр.53 учебника §17 п.1
« Строение больших полушарий» – составить рассказ по схеме и пересказать его в парах.
Чтение текста учебника.
Пересказ по схеме в паре.
Закрепление – заполнение кластера (слайд №3) – фронтальная беседа.
- Известно, что переднезадняя щель делит большой мозг на две части, назовите их. (правая и левая)
- Чем образована поверхность больших полушарий? (серым веществом)
- Что находится под серым веществом? (белое вещество)
- что образуется в толще белого вещества? (ядра)
- Что образует серое вещество или как называется поверхность серого вещества? (кора)
- Учитель: Кое-что нам стало известно, но неизвестного ещё больше, например: (слайд 4). установлено, что площадь поверхности коры больших полушарий составляет 2200 см2, она образована 12 - 18 млрд. нервных клеток. Как вы полагаете, за счёт чего достигается столь большая площадь коры при относительно небольшом объёме головного мозга? (Почему сравнение больших полушарий с грецким орехом в начале урока не вызвала у нас особого удивления?).
Ученик: Кора больших полушарий имеет неровную (складчатую) поверхность.
- Учитель: Действительно поверхность полушарий складчатая, имеет углубления и выступающие части. В учебнике на стр. 53 найдите, какими биологическими терминами они обозначены? (борозды и извилины)
- Учитель: Величина борозд и извилин подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех: это центральная, боковые, теменно-затылочная борозды, которые делят каждое полушарие на 4 доли (слайд 5). Рассмотрите рисунок 31 на стр. 55 учебника. Определите, на какие доли делят кору указанные борозды, подпишите доли мозга на рисунке в рабочем листе. А теперь сверьте выполнение задания со слайдом № 6.
Таким образом, какими долями представлена КБП? (слайд № 7) - дополнение кластера.
Следующий момент который нам нужно прояснить это, какие функции выполняют доли КБП. Мозговой штурм: распределите какая доля регулирует деятельность органов чувств? (схема на доске):
КБП
Затылочная лобная височная теменная
Зрение Движение Слух Вкус и обаняние
Закрепление – (слайд № 8) – фронтальная беседа – решение проблемных ситуаций.
Домашнее задание: § 17. Задание стр.57 уч. «Функции сенсорных зон КБП»
По желанию: подготовьте сообщение «Новейшие исследования мозга»
По самопознанию: написать объявление: «Ищу друга»
Учитель самопознания: (слайд № 9)
Кора головного мозга анатомически и функционально подразделяется на неравноценные участки. Как вы думаете, равнозначны ли правое и левое полушария между собой?
Изучая распределение обязанностей между полушариями, учёные пришли к выводу о существовании функциональной асимметрии мозга (слайд № 10).
Функциональная асимметрия - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.
Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счёт, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков. Сейчас мы дадим работу правому полушарию и споём куплет и припев песни о дружбе.
Учитель биологии: В настоящее время учёные выделяют несколько видов асимметрии (слайд № 11):
Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, половин тела, управляемых разными полушариями мозга. Проведём простой эксперимент:
- переплетите несколько раз пальцы рук, образуя "замок". Обратите внимание, палец какой руки оказался сверху. Эта рука, скорее всего и является ведущей.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым полушарием объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.
Учитель самопознания:
3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психических процессов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала, сколько характером переработки информации, то есть типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Рассмотрим на конкретном примере.
Подберём определение к понятию «ДРУГ». Каждый по одному слову. ДРУГ – какой?.....
Левополушарные люди, как правило, воспринимают предмет, слово целиком: его объём, форму – это те, кто охарактеризовал друга как – верный, надёжный, близкий, важный.
Правополушарные люди, воспринимают понятие целиком, обращают внимание на мельчайшие детали - это те, кто сказал про друга – крепкий, сильный, выносливый, стойкий.
Как вы думаете, нужны ли нам сведения о функциональной асимметрии собственного мозга? На самом деле эти вопросы актуальны для нас, людей, которым в скором времени придётся выбирать дальнейший образовательный маршрут, ведь между левым и правым полушариями есть различия по принципу управления поведением, что может оказать влияние на деятельность человека (слайд № 12). Известно, что левополушарные люди - это "мыслители", склонные к теории, обладающие логическим типом мышления, а правополушарные люди - это "художники", у которых преобладает художественный тип мышления, они наделены способностью тонко чувствовать и переживать.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг кго спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
- Когда я обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил….
- Как вы думаете, что ответил друг? (Обиды нужно писать на песке, они развеятся от времени, а добродетели высекать на камне, они будут храниться вечно)
- Легко ли найти друга?
- Что означает выражение «ложные друзья»?
Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. (слайд №13) Причём можно развить способности полушарий, но эту работу мы с вами проведём на психологическом уроке.
Учитель биологии: В завершение этой темы, хочу продемонстрировать ещё одну уникальную возможность Вашего мозга. Прочтите данный текст, который не требует комментариев и говорит сам за себя. (слайд№14)
Рефлексия.
- Что сегодня вы узнали о КБП?
- Когда и где вам могут пригодиться сегодняшние знания и опыт?
«Круг от сердца к сердцу» учитель самопознания:
Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Мне очень захотелось вас порадовать, потому что вы самые настоящие, мои самые верные друзья. В моих руках волшебная шкатулка. Она необычная. Открыв эту шкатулку, вы увидите человека, который знает, зачем и почему нужна дружба. А ещё вы увидите человека, который очень хочет научиться дружить. Посмотрите на этого человека, улыбнитесь ему и скажите, а почему вы хотите научиться дружить? (в шкатулке лежит зеркало – дети смотрят в него и говорят: Я хочу научиться дружить потому, что……..
Уровень А
Задание. Внимательно прочитайте запись и выделите слова, относящиеся к нервной системе.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень В
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к нервной системе и укажите их число
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень С
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к строению спинного мозга и укажите их число.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень А
Задание. Внимательно прочитайте запись и выделите слова, относящиеся к нервной системе.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень В
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к нервной системе и укажите их число
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень С
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к строению спинного мозга и укажите их число.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
Уровень А Задание. Выпиши номера правильных суждений.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга.
В продолговатом мозге находятся центры, контролирующие работу сердца и внутренних органов.
Мост располагается ниже продолговатого мозга.
Мозжечок покрыт корой и координирует движения.
Средний мозг содержит центры, контролирующие четкость зрения и слуха, ориентировочного рефлекса.
Уровень В Задание. Соотнеси отделы головного мозга и их функции.
отделы функции
1. Продолговатый мозг А. Регуляция четкости зрения и слуха, мышечного тонуса.
2. Мост Б. Координирует движения
3. Мозжечок В. Контролирует работу сердца, органов дыхания и пищеварения.
4. Средний мозг Г. Терморегуляция, постоянство внутренней среды организма, дыхание, уровень кровяного давления
5. Промежуточный мозг Д. Регулирует движение глазных яблок мимику, выполняет проводниковую функцию.
Уровень С Задание. Заполни пропуски в тексте.
(критерий оценивания: + 8 – «5»; 7-6 – «4»; 4-5 - «3»; 3 и менее – «2».
Продолговатый мозг по своему строению и функциям сходен со 1.___________ мозгом. В нем находятся центры рефлексов: 2.________, 3. ________, 4. _________. Мозжечок состоит из
5. __________ части и полушарий, имеющих 6. _________. Средний мозг регулирует величину зрачка и _7.________ ___________. Мост выполняет 8. ________________ функции.
Уровень А Задание. Выпиши номера правильных суждений.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга.
В продолговатом мозге находятся центры, контролирующие работу сердца и внутренних органов.
Мост располагается ниже продолговатого мозга.
Мозжечок покрыт корой и координирует движения.
Средний мозг содержит центры, контролирующие четкость зрения и слуха, ориентировочного рефлекса.
Уровень В Задание. Соотнеси отделы головного мозга и их функции.
отделы функции
1. Продолговатый мозг А. Регуляция четкости зрения и слуха, мышечного тонуса.
2. Мост Б. Координирует движения
3. Мозжечок В. Контролирует работу сердца, органов дыхания и пищеварения.
4. Средний мозг Г. Терморегуляция, постоянство внутренней среды организма, дыхание, уровень кровяного давления
5. Промежуточный мозг Д. Регулирует движение глазных яблок мимику, выполняет проводниковую функцию.
Уровень С Задание. Заполни пропуски в тексте.
(критерий оценивания: + 8 – «5»; 7-6 – «4»; 4-5 - «3»; 3 и менее – «2».
Продолговатый мозг по своему строению и функциям сходен со 1.___________ мозгом. В нем находятся центры рефлексов: 2.________, 3. ________, 4. _________. Мозжечок состоит из
5. __________ части и полушарий, имеющих 6. _________. Средний мозг регулирует величину зрачка и _7.________ ___________. Мост выполняет 8. ________________ функции.