Урок по музыке на тему: Вся Россия просится в песню
Предмет: музыка
Урок № 3 1 четверть 5 класс
Тема урока: Вся Россия просится в песню. Как сложили песню?
Тип урока: импровизация
Цель урока: Дать детям возможность самостоятельно познакомиться с материалом о костюме воронежского края, М. Пятницком, М. Мордасовой, хоре имени Пятницкого и в процессе урока обменяться полученными знаниями с одноклассниками.
Ход урока.
Подготовительный
Звучит русская народная песня «Свети месяц».
Слушание фрагмента хороводной песни «Во поле береза стояла»
Исполнение песни «Во поле береза»
Просмотр видео. «Частушки обо всем» в исполнении М.Н.Мордасовой
Слушание и разучивание «Воронежских частушек».
Дети слушают р.н.п.
«Субботея»
8 . Слушание шуточной песенки «Козлик».
Дети выходят под песню «Козлик» Учитель рассаживает детей по группам. Их 6. У каждой группы на столе находится справочный материал, которым дети будут пользоваться в течении урока. Чтецы стихов заранее их подготовили.
Как вы думает, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Мы ответим на уроке на несколько вопросов. В этом поможет каждая из групп. У вас на столах есть материал, которым каждая группа будет делиться на протяжении урока.
Ну что ж, начнем.
Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины.
Откуда же появилась русская песня?
Как ее складывали?
Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений.
На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.
1 группа , вам слово.
Мы познакомимся с рассказом Максима Горького «Как сложили песню?»( учебник 4 кл)
Что удобно делать под эту песню нам и к какому жанру русской народной песни она относится?
Что такое жанр?
А знаете ли вы, что в этой песне 24 куплета. Исполняли ее во время праздника, который назывался «Троица». Люди украшали березку лентами, заплетали ей косы.
А в праздник люди одевались как и в будни?
2, 3, 4 группа слово вам.
Вот в такой красивой одежде собирались наши предки и исполняли песни. Мы с вами тоже в праздничной одежде. Давайте исполним песню «Во поле береза»
Как же дошли до нас песни? Назовите человека, благодаря которому многие песни поют до сих пор!
5 группа вам слово.
Солисткой хора долгое время была наша землячка Мария Николаевна Мордасова.
Какой жанр русской песни она любила больше всего?
1 Группа, вам слово
6 группа вам слово. Что вы нам расскажите о М.Н.Мордасовой
Русская песня очень многообразна.
Давайте выясним, какие же есть ещё жанры, кроме хороводных и частушек.
К какому жанру отнесем? Что вам хотелось делать?
А как называлась пляска?
Как вы пришли к такому выводу?
А это была взрослая музыка или детская?
А как вы думаете, детские народные песни были?
А для чего они были нужны? Кто их исполнял?
-ЧИ- Чи- Чи сорока,
Где была?-Далеко…
А самая первая , которую слышал ребенок?
Конечно же существует огромное количество таких песенок. Я хочу вас познакомить с детской песенкой «Козлик».
Какая она по характеру?
Кто ее исполняет?
Вот на такой веселой ноте я бы хотела завершить наше путешествие в русскую песню на сегодня. Ведь русская песня так же обширна, как наши русские просторы.
Что же вы узнали на сегодняшнем уроке?
О чем говорили?
Д/ з: Записать в тетрадь русские народные песни, которые знают в вашем доме и их жанры. Дети рассаживаются по группам.
- О русских народных песнях.
Чтец 1.
Жизнь дает для песниОбразы и звукиДаст ли она радость,Даст ли скорбь и муки,Даст ли день роскошный,Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта.
Чтец 2.
Ты откуда, русская,Зародилась музыка?То ли в чистом поле,То ли в лесе мглистом?В радости ли? В боли?Или в птичьем свисте?Ты скажи, откудаГрусть в тебе и удаль?В чьём ты сердце биласьС самого начала?Как же ты явилась?Как ты звучала?Пролетели утки – Урони ли дудки.Пролетели гуси – Уронили гусли.Их порою вешнейНашли, не удивились.Ну а песня? С песнейНа Руси родились
1 группа:
Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение". Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно – ПЕСНЯ – то, что ПОЮТ.
Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.
Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и в серьёз, и со смехом - обо всём на свете и как душе угодно.
Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте.
Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже.
Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо, весело, яростно, ласково, грустно.
Потому что ПЕСНЯ - это очень просто. Просто, как дважды два – четыре. А в ПЕСНЕ – ПРИПЕВ плюс ЗАПЕВ равняется КУПЛЕТ, а два куплета – это уже ПЕСНЯ. Главное в ПЕСНЕ, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась.
Дети слушают рассказ.
- Хороводная.
1 группа: жанр – французское слово и буквально означает род, порода.
2 группа- женская одежда
3 группа- мужская одежда,
4 группа- женские украшения и обувь.
Смотри приложения2, 3, 4.
-Дети исполняют песню.
- Митрофан Пятницкий.
Смотри приложение 5.
-Частушки.
Частушка- это маленькая песенка(4- 6) строк, шуточного характера.
6 группа приложение 6 о Мордасовой.
Дети разучивают частушки и исполняют их с использований ложек.
- Плясовая.
-Барыня.
- Взрослая.
- Да.
-Потешка, что бы ребенок не плакал.
- Колыбельная.
-Она смешная. Ее исполняет ребенок и папа.
Дети говорят.
ЖЕНСКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ.Приложение 2, 3, 4.
left000Проходя по залам музеев, с восхищением смотришь на расписные прялки, резные наличники окон, кованые сундучки ... и буквально замираешь перед великолепием народного костюма, который сохранило нам время. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин - крестьянок.Одежда сопровождает человека с самого рождения. Готовя рубашку своему ребенку, мать прокладывает на полотне ровные стежки узора, чтобы дорога, по которой он будет делать первые шаги, была без ухабов, чтобы быстро бежал он по ней ... А с какой любовью украшает она детскую шапочку лентами, вышивкой, кружевом, не забывая сделать магические знаки в виде кружочков из бисера, блесток и бусинок, чтобы солнце помогло ей уберечь дитя от невзгод.Растет ребенок, растут его обязанности в семье. В семь лет дарят девочке веретено, и она учится прясть тоненькую ровную нить, потом сажают за ткацкий стан, и она постигает древнее искусство творения из нитей необычайных узоров, и холст из-под ее рук выходит, словно расшитый серебряной нитью.А вот сложному искусству вышивки женщина учится почти всю жизнь, чтобы с лег-костью перенести узор морозного окна на полотно, чтобы воплотить в орнаменте свою мечту, своё видение красоты окружающего мира. И чем обычнее была форма предмета, тем с большим старанием и искусством сочетает крестьянка цвета, распределяет затейливый узор.Для многих любителей народного искусства воронежский костюм - это черная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понева и самобытный головной убор. И, действительно, территорию сел, расположенных в междуречье Потудани и Тихой Сосны, где бытовала эта одежда, можно назвать настоящим «заповедником» народного костюма. Здесь традиционную поневу вышивали по старинным тканям еще в 60 - 80-е годы XX века. Образцы костюма этого района хранятся в коллекциях ведущих музеев страны, частных собраниях, и чаще всего представление о традиционной одежде Воронежской губернии связано именно с этим неповторимым и своеобразным костюмом. Поэтому большинство посетителей Воронежского краеведческого музея с изумлением рассматривают штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, полосатые юбки, «золотые» кокошники, которые больше характерны для населения центральных или северо-западных областей России. И, получив утвердительный ответ на вопрос: «И это тоже носили воронежские крестьянки?», открывают для себя неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма.Сложная история формирования населения воронежских земель отразилась во всех областях народной культуры, и особенно в традиционном костюме, который сохранял самобытные черты вплоть до 30-х, а в некоторых районах до 60-х годов XX века. Именно в нем наиболее ярко проявилась специфика различных групп населения края, неоднородных в социальном и этническом отношении.Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов. В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1860 год отмечалось: «Всякому некоренному жителю резко бросается в глаза пестрота, разнообразие костюмов, какие в других губерниях едва ли можно видеть. Особенно в женских костюмах столько отличительного, типического, столько пестроты и красоты, вкуса и безвкусицы в праздничных нарядах, головных уборах, столько смеси старинного с новым, своего и прошлого, что надо удивляться, откуда такая разнообразная смесь одежд, нарядов, фасонов и названий... Полное собрание костюмов всей губернии составило бы богатый материал для истории этого края, представило бы полную картину быта жителей».Одной из характерных черт традиционной одежды является его художественное оформление, в котором долго сохранялись этнические особенности и следы этнокультурных взаимодействий народов. На территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века сложилось несколько комплектов традиционных костюмов, в каждом из которых эстетическая выразительность достигалась благодаря использованию различных в художественном отношении материалов, многообразию композиций нашивных и съемных украшений, технологических и художественных приемов, использованию цветовой гаммы. Стойко сохраняя древние элементы, декоративное убранство одежды вместе с тем отражало и новые веяния, связанные с изменениями в жизни крестьянства.Проникновение в быт деревни промышленных товаров (фабричных тканей, лент, позумента), применение анилиновых красителей не могли не отразиться на одежде. В Воронежской губернии замена домотканых тканей на фабричные происходила очень медленно, что обуславливалось аграрной направленностью экономики края и медленным развитием товарно-денежных отношений в деревне. Отход на сельскохозяйственные работы, который был характерен для крестьян губернии, способствовал сохранению старых форм, так как оплата труда отходников производилась в основном натурой, а не деньгами. Например, в селе Роговатое Нижнедевицкого уезда обычным был уход мужчин на заработки на Северный Кавказ, где они нанимались пастухами и приносили много шерсти, получаемой за работу, поэтому традиционная одежда из шерстяных домашних тканей здесь сохранилась до 20-х годов XX века. В некоторых селах, где проживали потомки однодворцев, домотканый костюм долго использовался благодаря большому запасу сырья. Домашние ткани нередко подвергали окраске растительными красителями (кора ольхи, черноклен - черный, вейда - синий, морена - красный) или глинистыми коричневыми и желтыми массами.Из фабричных тканей для пошива одежды использовались ситец, миткаль, кумач, кисея, парчовые ткани, позумент, различные ленты. Прочно вошли в быт крестьянок шелковые, ситцевые и шерстяные платки.Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в композиции и колорите костюма. Удачное применение фабричных материалов делало костюм еще более декоративным и живописным. фактура ткани, ее цвет были как бы основой, фоном для различных вышивок и тканья. Народные умельцы органично совмещали однотонные и орнаментированные ткани. Приемы декорирования были различными: ткачество, вышивка, мережка, аппликация, строчевая вышивка. Тканым орнаментом в виде узорных полос украшали рубахи, передники, выполняя узор на полотне непосредственно в процессе тканья. Этот способ требовал высочайшего мастерства: необходимо было рассчитать узор и выполнить его таким образом, чтобы он не нарушил пропорции одежды и точно вписался в размер изделия.Не менее распространенным видом украшений была вышивка, в которой чаще всего традиционно сохранялись многие древние элементы и композиции, свойственные восточнославянскому орнаменту. В Воронежском крае в конце XIX - начале XX века преобладала линейно-геометрическая вышивка. Наиболее используемая фигура в воронежской вышивке и ткачестве - ромб. Чаще всего мотив ромба составлял основу узорных композиций, но иногда служил дополнением к другим мотивам. Ромб в виде квадрата, поставленного на угол, назывался «круг». Нередко стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. Народное название этого мотива - «репей». Угловые отростки «репья» иногда имели более сложную форму и дополнялись крючками или угловатыми завитками. С давних времен изображение ромба с крючками символизирует плодородие, а в зависимости от расположения в различных композициях оно могло означать землю, растение и женщину одновременно.В орнаментации воронежских рубах можно увидеть изображение солнца в виде свастики, равноконечного или косого креста. Эти солярные символы прослеживаются в культуре многих народов.Встречающийся в воронежской вышивке мотив в виде двух скрещенных овалов обнаружен и на орнаментированных предметах из славянских курганов XII - XIII веков. Более сложный его вариант в виде плетенки был распространен у монголов и бурят. В их представлении он несет в себе пожелание удачи и благополучия.Растительные мотивы в вышивке Воронежского края более характерны для костюма украинского населения. У русских они появляются во второй половине XIX века под влиянием соседей-украинцев, а также в связи с появлением печатных альбомов и листков с орнаментами для вышивания.Для нашивных украшений использовались нитки, тесьма, кружево, шнуры, ленты, кожа, мех. Из шерстяных разноцветных нитей изготовляли пуговицы, кружки, кисти для украшения верхней одежды, платков, поясов. Красочную тесьму, ленты, полосы черного плиса (хлопчатобумажный бархат) широко использовали для отделки поясной и нагрудной одежды. Кружевом, плетенным на коклюшках или связанным крючком, отделывали рубахи и передники.Орнаментация позволяла создать неповторимый, гармоничный облик костюма той или иной местности. Весь колорит нашивок был яркий, контрастный, а наличие украшений из бисера и блесток придавало одежде праздничный вид.Важными этническими показателями в художественном решении костюма являются форма, силуэт, сочетаемость отдельных элементов. Для южнорусских областей характерна многослойность одежды, которая скрывала фигуру женщины, придавая ей монументальность, статичность, формируя образ величественной женщины-матери. Народные мастера очень рационально использовали материалы, из которых шился костюм. Основой кроя одежды многих народов служил прямоугольный кусок ткани. В Воронежском крае он встречается в виде поясной одежды - поневы, фартука, юбки. Крой костюма нередко усложнялся за счет различных вставок, подкройных деталей, делая одежду более удобной.Наиболее стойко сохранялось в народной одежде использование цветовых сочетаний. Выработанная на протяжении многих веков символика цвета, его семантическое и психологическое значение были яркими показателями, выражающими мировоззрение, особенности психики и эстетического восприятия мира. В традиционном костюме цвет подчеркивал будничность и праздничность, выделял обрядовые одежды, возрастные группы, воздействовал на чувства человека.Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты. Он как бы олицетворяет благородство, духовность, девственность, беспорочность. В то же время белый - древнейший цвет траура, а неокрашенная одежда - символ отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь. Не случайно в воронежских «старушечьих» рубахах практически отсутствует цветной орнамент.Черный цвет ассоциировался с тьмой, пеплом, печалью, отрешением. Он вызывал чувство подавленности, утраты. С середины XVI века в Европе черный цвет утверждается как траурный. И, вместе с тем, это символ покоя, постоянства, преданности. Надо заметить, что черный цвет - цвет земли и покоя - один из самых любимых в Воронежской губернии. В то время как в других местах больше покупалось белой шерсти, воронежцы охотнее приобретали черную, причем она стоила в несколько раз дороже белой. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры.Красный цвет был всегда любимым и считался праздничным. Не случайно термин «красный», имеющий значение «красивый», «дорогой», «почетный», со временем вытеснил из русского языка древнее обозначение этого слова - «червленый». Красный цвет - цвет плодородия, света, долголетия, могущества, власти, гнева - всегда имел особое эмоциональное воздействие. Одежда из тканей красного цвета известна как торжественное одеяние знати и духовенства. В своей работе, посвященной искусству средних веков и Возрождению, И.Е. Данилова отмечала, что красный цвет для русских был образом огня, образом солнца в его ощутимом, языческом аспекте. В крестьянской среде он преобладал в праздничной, свадебной одежде, в костюме молодых людей.Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности различных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Наиболее устойчиво традиционные элементы проявлялись в русской женской одежде. Мужской костюм, кожаные мужские сумки и одежда украинских переселенцев с середины XIX века постепенно утрачивали свое своеобразие.Своеобразие народной одежды Воронежской губернии, как считают исследователи, выражается в бытовании здесь всех комплексов,характерных для территории этнического формирования русских. Переселение служилого населения из ближайших областей (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской) обусловило распространение в Воронежском крае южнорусского комплекса одежды: поневы, рубахи с косыми поликами, туникообразных запанов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. В то же время приток населения из центральных и северо-западных районов способствовал появлению костюмов, характерных для жителей этих мест: сарафана, рубахи с прямыми поликами, кокошника, душегреи, комплекса с полосатой юбкой. В пределах каждого комплекса наблюдалась значительная вариативность составляющих их элементов. В женской одежде украинского населения традиционные черты дольше всего сохранялись в покрое и отделке рубах и корсеток. Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмом. В тех районах, где женщины носили поневу, девушки ходили в сарафанах или юбках (даже когда понева приблизилась по покрою к юбке). Там, где был распространен сарафанный комплекс, девушки и женщины (как и в других местах) различались головными уборами.Девичий праздничный костюм. С. Клеповка Павловского уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и куколДевичий будничный костюм. С. Дьяченково Богучарского уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.Женский праздничный костюм. С. Русская Тростянка Острогожского уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.Женский праздничный костюм украинских переселенцев. С. Красногоровка Богучарского уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.Девичий костюм. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.Женский праздничный костюм. Начало XX века. Хут. ДивногорьеОстрогожского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Начало XX века.С. Медово Богучарского уезда. Из коллекции ВОКМ.Девушка в головном уборе. "Венец" - девичий головной убор.Конец XIX- начало XX века. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Начало XX века.С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Конец Х1Х-началоХХ века.С. Веселое Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.Девичий костюм. Конец XIX-начало XX века.С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX века.С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX века.С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм.Начало XX века. С. Шубное Острогожского уезда.Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и куколЖенский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С.Россошь Нижнедевицкогоуезда. Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.С.Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Костюм девочки. Начало XX века.С. Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Костюм девочки. Начало XX века.С. Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Начало XX века. С. Ерышовка Павловского уезда.Из коллекции ВОКМ.Девичий праздничный костюм с запаном с рукавами. Конец XIX-начало XX века. С. КлеповкаПавловского уезда. Из коллекции ВОКМ.Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX века.С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм с «запаном с ленками». Конец XIX - начало XX века.С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женские праздничные костюмы сел Клеповка Павловского уезда и Веселое Бирюченского уезда.Конец XIX - начало XX века. Из коллекции ВОКМ.Девичий костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда.Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Начало XX века. С. Новая ОльшанкаНижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Первая треть XX века.С. Кочетовка Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Конец XIX- начало XX века.С.Краснолипье Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.С. Першино Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Кондрашкино Воронежского уезда.Из коллекции Музея народной культуры и этнографии ВГУ.Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Левая РоссошьКоротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.Девичий костюм. Начало XX века. С. Липовка Бобровского уезда.Из коллекции ВОКМДевичий костюм. Начало XX века. С. Липовка Бобровского уезда.Из коллекции ВОКМЖенский праздничный костюм. Первая треть XX века.С. Тишанка Бобровского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Начало XX века.С. Пчелиновка Бобровского уезда. Из коллекции ВОКМ.Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ.
МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ: БИОГРАФИЯ
Приложение 5.
МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ: БИОГРАФИЯ
Приложение 5.
21 июня 1864 - 21 января 1927
русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен
БИОГРАФИЯ
Пятницкий родился 21 июня (3 июля) 1864 года в семье священника. Учился в Воронежском духовном училище. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова, а позднее, уже в Москве, у HYPERLINK "http://www.people.su/127546" \o "Эверарди, Камилло" Камилло Эверарди.
В Москву приехал в 1897 году, с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке, 11. С 1899 по 1923 год работал делопроизводителем в одной из московских больниц. Но увлечённость народным музыкальным творчеством приводит его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Певицы ансамбля: П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра, певец-бандурист В. К. Шевченко.
С 1903 года он член музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии и ведёт научно-этнографическую работу. Посетил много деревнь (главным образом воронежских), записал много песен от крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал коллекции народных инструментов и костюмов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа М. Е. Пятницкий создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.
Первоначально Пятницкий записывал песни в своем родном селе Александровка, затем сгруппировал их в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». 1904, 1910, 1920, 1925 годы, это годы, посвящённые наиболее плодотворным этнографическим поездкам.
«Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».
В 1910 году М. Е. Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.
В 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.
С 1921 по 1925 годы М. Е. Пятницкий преподаёт пение в Третьей студии МХАТ (ныне — Театр им. Е. Б. Вахтангова) и на протяжении всей своей жизни является бессменным руководителем хора.
Умер Митрофан Ефимович 21 января 1927 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В с. Козловка Бутурлиновского района Воронежской области в начале века служил священником брат М. Е. Пятницкого, Сергей Ефимович Пятницкий. Митрофан Ефимович несколько раз приезжал к брату в гости записывать на фонограф русские народные песни.
В с. Александровка Таловского района Воронежской области работает Александровский народный музей М. Е. Пятницкого.
В 1986 году на киностудии «Мосфильм» снят двухсерийный фильм о жизни и творческом пути М. Е. Пятницкого «Певучая Россия».
НАГРАДЫ
Заслуженный артист Республики (1925)
Памятник М.Е. Пятницкому в Воронеже
Не случайно все массовые развлекательные мероприятия в городе Воронеж проходят на центральной улице, а точнее в сквере, где 17 сентября 1988 года был установлен памятник на круглой колонне и низкой гранитной дуге, памятник М.Е. Пятницкому.
Сейчас хор имени Пятницкого известен во всей России, а ведь первый народный хор Митрофана Ефимовича состоял из крестьян Воронежской области. Основатель известного хора, музыкант, фольклорист родился в Таловском районе Воронежской области и всю свою жизнь посвятил изучению русской народной песни.
Днём рождения хора можно считать 2 марта 1911 года, когда на улицах столицы появились первые афиши, приглашавшие москвичей на концерт крестьянского хора, исполняющего народные русские песни и частушки Воронежской, Смоленской и Рязанских губерний.
Этот первый концерт, прошедший под оглушительные овации зрителей, заявил миру о подлинной красоте русской народной песни и впервые проторил дорогу крестьянской песне и их исполнителям – простым крестьянам – на концертные подмостки.
И песни, и певцов Пятницкий собирал в поездках по деревням. Он не только записывал песни, но и собирал уникальную коллекцию народных инструментов и костюмов.
У творчества хора Пятницкого немало поклонников и продолжателей, так как, возрождая старинные народные формы коллективного искусства, певцы широко используют всё жанровое многообразие песенного фольклора своей области, раскрывают мелодическое богатство бытующей в народе песни.
Музыкальный репертуар хора основан на певческой традиции южнорусских воронежских песен, чрезвычайно своеобразных по широте распева, богатству мелодического рисунка и ритма. Именно низким грудным звучанием женских голосов, насыщенных мягким бархатным тембром, славен Воронежский хор, который по распеву невозможно спутать ни с каким другим коллективом.
Кроме старинных песен в нынешней программе обращает на себя внимание стремление хора сочетать пение с пляской, со сценическим действием обрядной формы. Большинство песен носит игровой характер, танцы создаются на основе плясового фольклора Воронежской области. Развиваясь на основе замечательных старинных традициях, современная русская пляска стала иной — динамичнее, виртуознее, смелее.Успех хора объясняется не только красочностью и слаженностью звучания хоровой группы и мастерством танцоров. Огромную лепту вносит в него и оркестр. Музыкальную основу репертуара составляют народные мелодии — хороводные, плясовые, игровые песни. В оркестре с успехом используются уникальные народные инструменты: колесная лира, жалейки, брелка, рожок и другие.
Большое место в репертуаре хора занимает частушка, которая за лаконичность, доходчивость, простоту и злободневность пользуется широкой популярностью у зрителей.
Гости города также могут познакомиться с творчеством М.Е. Пятницкого, посетив дом-музей в Таловском районе Воронежской области, познакомиться с уникальными экспонатами – семейными фотографиями, предметами быта, рукописями, письмами, нотными изданиями, фонографом, на котором музыкант записывал народные песни.