Проект Пока память жива.
государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №1 г. Красного Сулина.
Интегрированный проект по теме:
"Пока память жива", посвящен 69 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Организатор проекта: Рябокобыленко Е.Н.
Провели: Рябокобыленко Е.Н.
Кузнецова В.И.
Кобзарева Е.А.
2013-2014 учебный год
г.Красный Сулин.
Содержание
Введение___________________________________________________ 3
1. Подготовительный этап работы над проектом _____________________5
2. Деятельностный этап. Сбор и систематизация информации________6
2.1. Муравлев И.Т. участник в Великой Отечественной войне________6
2.2.Фронтовые поздравительные письма-треугольники ___________7 3. Заключение________________________________________________9
Введение
69 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны. Но память о ней сохранилась до наших дней. Нет такой семьи в России, которой не коснулись события тех давних лет.
22 июня 1941 года страшным горем в мирную жизнь людей ворвалась война. Война – это 4года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 27 миллионов погибших людей… Весь народ поднялся на защиту Родины. Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов. Вся страна, как одна крепкая семья, боролась с фашизмом и победила. Вся страна работала на победу, стремилась к светлому, великому дню– Дню Победы. Память о военных событиях должен сохранить каждый россиянин, как взрослый, так и ребенок. Ведь это наша история, наша жизнь.
… К сожалению, время неумолимо, и мы имеем возможность узнать о войне только из книг, документов, фильмов, ведь тех, кто может рассказать нам о тех давних событиях, осталось совсем немного. Из ветеранов Великой Отечественной войны, ранее проживающих с нашем селе, в настоящее время остался только один…
Каждый солдат войны – сегодня герой, и неважно, какое звание он имел, сколько орденов и медалей он получил. В нашем городе, В г.Красный Сулин живёт наш герой - участник Великой Отечественной войны Иван Тихонович Муравлёв. Нам захотелось поближе узнать опаленные войной страницы истории его жизни, чтобы с гордостью рассказать своим детям и внукам об их герое, привлечь внимание сверстников к изучению истории своей малой Родины.
Наше поколение, рождённое через несколько десятилетий после окончания Великой Отечественной войны, очень мало знают о тех событиях. Поэтому данное исследование является очень актуальным. Важно через изучение истории войны, а также судеб её участников привить любовь к своей малой родине, семье и её героям. Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости. Пока жива память о людях, отстоявших мир для будущих поколений, живы эти люди, пока жива память – живы мы!
Цель исследовательской работы:
На примере биографии Ивана Тихоновича Муравлева, прошедшего войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества.
Задачи:
1) углубить знания о главных событиях Великой Отечественной войны через чтение художественной литературы и просмотр кинофильмов;
2) изучить биографию И.Т.Муравлева 3) рассказать о главных боевых наградах И.Т.Муравлева, участника Великой Отечественной войны;
4) посетить Муравлева И.Т. на дому и задать ему вопросы о военных годах;
5) на уроках трудового обучения сделать поздравительные фронтовые письма-треугольники;
6) 29 апреля 2014г. выйти на улицы поселка Н-ГРЭС г.Красного Сулина и вручить открытки треугольники жителям нашего поселка.
Объект исследования: биография Муравлева И.Т. архивные документы, подтверждающие его участие в Великой Отечественной войне.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов о Великой Отечественной войне, беседа с Муравлевым И.Т..
Практическая направленность исследования: работу можно использовать как в урочной так и во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения, на классных часах, тематических встречах.
1.Подготовительный этап работы над проектом
22 июня 1941года, когда советские люди спали мирным сном, фашистская Германия напала на Советский Союз. Весь советский народ встал на защиту своей страны и свободы. Трудным был путь к свободе. Люди воевали, не зная своей судьбы.
На Великой Отечественной войне миллионы человек были ранены, убиты. Сколько горя, слёз, разрушений принесла война. Всё было для фронта, для победы. Сколько детей осталось без крова, а сколько сиротами. Подростки взрослели раньше времени, заменяли ушедших на фронт отцов, братьев, кормили семьи . Почти 69 лет на Земле мир. Мы не знаем, что такое война, не испытали ее ужасы. Только книги, художественно – документальные фильмы и телевизионные передачи раскрыли нам страшные страницы Великой Отечественной войны. В наше время есть возможность получить информацию, даже не выходя из дома. Для этого достаточно воспользоваться Глобальной сетью. В «погружении» в атмосферу того далёкого времени нам помогло чтение художественных книг о войне, а также просмотр кинофильмов. С интересом мы посмотрели фильмы «В бой идут одни старики», «Привет от Катюши», «Снайперы» и другие, прочитали книги «Сын полка» В.Катаева , А.Митяев "Рассказы о Великой Отечественной войне", С.Алексеев "Рассказы о войне", стихи о войне, прослушали песни военных лет.
На подготовительном этапе мы спланировали нашу деятельность, установили порядок действий, необходимых для достижения поставленных задач, изучили биографию Муравлева И.Т.
2.Деятельностный этап. Сбор и систематизация информации.
2.1. Муравлев И.Т. ,участник в Великой Отечественной войне.
Иван Тихонович Муравлев родился 17 мая 1926г. в хуторе Муравлеве Каменского района Ростовской области.
Его отца-кузнеца и весельчака – расстреляли в 1932г. за "антисоветскую пропаганду", которая заключалась в том, что отец сам слагал и пел частушки под гармошку. Поэтический дар передался сыну.
Окончить школу Ивану Тихоновичу не удалось, т.к. началась Великая Отечественная война. Мобилизовали на фронт его в апреле 1943г. И.Т. Муравлев служил разведчиком в 1864-ом артиллерийском полку. Первый бой его состоялся на Курской дуге.
Враги в те дни еще не знали,Хоть воевали не впервой,Что их чудовища из сталиМы беспощадно поджигалиБутылкой с смесью огневой.В августе 1943г. Иван Тихонович после ранения попал в саратовский госпиталь. Воспоминания о тех днях легли в основу стихов:
На голубой больничной койкеСолдат безногий умирал…Перенося все муки стойко,Достойно ждал он свой финал…После госпиталя Муравлев снова попал в свою часть, участвовал во Львовской операции. Победу встретил в Польше, в г. Брославе, и до июня 1950г. ему пришлось служить в Германии.После демобилизации – вечерняя школа, работа на 35-й шахте, поступление в Шахтинский педагогический институт на историко-филологический факультет.
Педагогическая деятельность Ивана Тихоновича началась на Аюте, потом он работал завучем в школе № 14 (ныне № 9) г. Красный Сулин. В 1963г. стал директором школы-интерната восьмого типа. Немало сил приложил он, чтобы создать там хорошую материальную базу.
Выйдя на пенсию, Иван Тихонович занялся огородом. Каждодневные его интересы: стихи, чтение газет, информационные телепередачи и внучка Маша.Имеет награды: Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова, За победу над Германией, юбилейный гвардейский значок "Фронтовик 1941-1945".
2.2.Фронтовые письма треугольники. Изготовление подарочного письма «Треугольничек заветный»Цель: изготовление поздравительной открытки в форме письма – треугольника.Задачи: - формировать представления о письмах – треугольниках военных лет;- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;- вызвать интерес к предстоящей деятельности, используя различные приемы; - развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.Для изготовления писем - поздравлений нам потребуются следующие материалы и инструменты:- листы белой бумаги;- цветная бумага;- ножницы;- клей ПВА;- георгиевская лента;- шаблоны.
Правила техники безопасности при работе с ножницами1.Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами2.Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы3.Ножницы клади кольцами к себе4.Следи за движением лезвий во время резания5.Не оставляй ножницы раскрытыми6.Передавай ножницы кольцами вперед7.Не играй ножницами, не подноси к лицу8.Используй ножницы по назначениюПравила работы с клеем ПВА1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе3. Необходимо наносить клей ровным тонким слоем4. Излишки клея убирать бумажной салфеткой5. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза6. После работы клей плотно закройте и уберите7. Вымойте руки и рабочее место с мыломДля работы нужен будет текст поздравления или праздничный рисунок, выполненный детьми.
Сложили по схеме письмо в «солдатский треугольник».
Заключение
Прошло много лет с первого дня Великой Отечественной войны. Никто и никогда не сможет забыть этот день, ведь память о войне стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству русского народа.
Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы, продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека.
Война… Как страшный вихрь пронеслась она над семьями нашей Родины, оставив незаживающую рану на сердцах очевидцев тех давних событий. Совсем мало осталось участников Великой Отечественной войны, но мы, должны отдать дань памяти всем тем, кто отстоял мир не только на русской земле, но и в других странах. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!
Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Все мы будем гордиться нашим участником в Великой Отечественной войне - Муравлевым И.Т.! И как хорошо, что на память людям остаются фотографии, на которых запечатлена история длиною в достойную, героическую жизнь…
Выполнив данное исследование, можно сделать следующие выводы:
1) о Великой Отечественной войне написано большое количество книг, созданы документальные и художественные фильмы, которые способствуют углублению знаний о военных событиях;
2) в ходе изучения и систематизации информации было выяснено, что Муравлев И.Т. участвовал в военных действиях с 1943 по 1945 год, был ранен. Победу встретил в освобожденной Польше;
3) Муравлев И.Т. имеет много наград - Орден Красной звезды, медаль «За Отвагу», медаль "За победу над Германией", "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", медаль Жукова и другие - это его пройденный путь, путь солдата-героя, принесшего вместе со всеми нам Победу.
4) в ходе работы над проектом, научились делать фронтовые письма - треугольники.
Нам повезло, что мы живём в мирное время. И всё это потому, что тогда, в далёком 1943году, МуравлевИ.Т., как и тысячи других солдат встал на защиту Родины, на защиту жизни будущих поколений.
«Пока память жива!»
Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета –
В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть вспомнят живые про это.
В. Снегирев