ИИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»
(География, история, биология, химия, физика)
Цель: систематизировать знания о горных породах, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к профессии геолога, ювелира, палеонтолога. Познакомить с науками - геологией и палеонтологией.
Оборудование: экспресс-информация, стенды «В мире камней» и «Горные породы, различия в их происхождении», раздаточный материал - «минералы», рисунки драгоценных камней, ювелирные изделия с натуральным камнем, фрагменты из диафильма «Сокровища Алмазного фонда».
Тип: повторительно-обобщающий по теме «Литосфера», интегрированный.
Методы: эвристическая беседа, заслушивание сообщений учащихся, просмотр диафильма, игра «Ромашка».
Ход урока
I. Постановка задач урока и вступительное слово учителя.
«Человека, - говорил академик А. Е. Ферсман, - всегда влечет к камню». У первобытного человека предметом увлечения были особые свойства камня - прочность, твердость, способность высекать огонь. Современного человека камень привлекает как бесконечно разнообразный по свойствам и красоте природный материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального дает нам каменный мир. Это книга, которая всегда открыта, всегда перед глазами. О многом может нам рассказать эта книга.
Камни - немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаем, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф земной поверхности, какие изменения претерпел климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».
П. Вопросы для повторения темы «Литосфера».
1. Какую тему мы закончили изучать?
2. Что такое литосфера, каково ее строение?
3. Назовите виды земной коры.
4. Какими породами сложена каждая из них?
5. В чем еще отличие океанической и земной коры?
6. Дайте определение горной породы. Как горные породь различаются по происхождению?
7. Что такое минералы? Приведите примеры, доказывающие что в состав разных горных пород входят одни и те же минералы.
III. Заслушивание выступлений учащихся.
Учитель. Доказано, что камень рождается, живет и умирает, только в отличие от живых существ продолжительность их жизни неизмеримо выше. Камни возникают при определенных условиях в глубинах Земли или на дне моря. Зная, как образовалась данная горная порода, мы можем мысленно восстановить ту обстановку, в которой шло ее образование. Камни могут рассказать о возрасте морей, гор, равнин, о том, каким был когда-то климат на данной территории. (Демонстрация доломита с отпечатками моллюсков - наутилуса, пинна - свидетелей того, что в нашей местности когда-то было море, на дне которого образовался мел.)
Ученые утверждают, что Черное море возникло позже Тихого океана, а горы Карпаты значительно моложе Саянских гор. Как же ученые узнали об этом? Оказывается, о происхождении земной коры рассказывают горные породы. Как же определить возраст горных пород?
Предполагаемый ответ. Чем глубже залегает пласт, тем он древнее, а чем ближе к поверхности, тем он моложе. Это относительный возраст.
Учитель. А всегда ли по залеганию горных пород можно определить возраст? Нет, иногда пласты бывают перевернуты в результате сильных движений земной коры. Но есть наука палеонтология, которая изучает вымершие организмы и развитие органического мира в течение всего геологического прошлого Земли. Ученых, занимающихся этой наукой, называют палеонтологами. Они установили, что каждому пласту соответствуют окаменевшие остатки животных и растений, живших в тот момент. По этим окаменевшим остаткам палеонтологи точно могут определить, когда образовалась та или иная горная порода. (Демонстрация рисунков окаменелостей.)
Могут ли горные породы рассказать о том, как менялся климат в том или ином районе нашей планеты? Оказывается, камни довольно точно могут поведать об этом.
IV. Сообщение учащихся о том, что было раньше на месте города (области, села), в котором они живут.
Учитель. Геология - наука о полезных ископаемых. В 1931 г. в Туринском минералогическом музее на Северном Урале геолог Картавин просматривал образцы горных пород. Его внимание привлек кусок камня красноватого цвета. Был проведен анализ этого куска, т. е. определили количество содержавшихся в нем различных химических элементов. Оказалось, что это был высококачественный боксит с большим содержанием алюминия. По записи в музее установили, где был найден этот камень. Так было открыто крупное месторождение бокситов. Когда на месторождение приехали геологи, они увидели, что окрестности покрыты красной спелой земляникой, будто красной шапкой. Месторождение назвали «Красной шапочкой».
О том, как камни помогали геологам находить залежи полезных ископаемых, можно рассказать очень много. Взять хотя бы открытие якутских алмазов. И здесь помогли камни - голубоватые кимберлиты и красные пиропы. Геологам известно, что там, где находятся эти камни, должны быть алмазы.
Алмазы ценят не столько за красоту, сколько за твердость. Для ювелирных целей используют всего несколько процентов алмазов, находимых в мире. Львиная доля достается металлорежущей и приборостроительной промышленности. Крупнейшее месторождение алмазов в России находится в Якутии, в г. Мирный. Отсюда на «Большую землю» едут, плывут, летят все новые и новые партии изумительных якутских алмазов.
Учитель. 12 созвездий еще в древности назвали именами животных (рыбы, льва, рака и др.), по ним Солнце совершает свой путь в течение года. Каждый из вас родился в тот или иной месяц, когда Солнце находилось в каком-то созвездии. Это созвездие и дало название вашему знаку Зодиака. А слышали ли вы о так называемых «Камнях месяца рождения». Списки этих камней составлены в глубокой древности на востоке, а в Европу их принесли крестоносцы. Кто такие крестоносцы, вы помните из истории. Списки камней переписывались бесконечное число раз и названия камней изменялись из – за малограмотности переписчиков. Поэтому возникли славянские, германские, романские и американские списки. В конце концов, Международная ассоциация ювелиров в 1973 г. утвердила исправленные по первоисточникам списки. Этими списками камней – талисманов мы и пользуемся сейчас. А сейчас, играя в игру «Ромашка», мы определим для нескольких учащихся их камни по числу и месяцу рождения.
Игра «Ромашка»
На магнитной доске прикреплена ромашка с 12 лепестками, сверху листка число и месяц, а внутри лепестка – знак Зодиака и камень:
Январь – гранат Июль - рубин
Февраль – аметист Август - хризалит
Апрель – алмаз Сентябрь - сапфир
Март – аквамарин Октябрь - опал
Май – изумруд Ноябрь - топаз
Июнь – жемчуг Декабрь – бирюза
Вызываем рожденного в январе, феврале и т. д., отрываем лепестки, смотрим, какие камни и знаки Зодиака соответствуют им.
Учитель. Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Эти цветы в царстве минералов должны обладать:
Красотой окраски, блеском, игрой цвета, блеском
Прочностью, сохранностью при ношении, поэтому они должны
быть тверже кварца.
Быть редкими, незаурядными.
Отвечать требованиями моды в отношении цвета.
(Демонстрация фотографий с изделиями из драгоценных камней – рубина, александрита, граната, сапфира, опала и др.)
Красота камня зависит от мастерства ювелира, который должен правильно сделать огранку, в результате получается великолепный камень, порой шедевр.
(Просмотр отдельных кадров из документального фильма «Сокровища Алмазного фонда»).
Учитель. Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению.
V. Анализ стенда «Горные породы».
Учитель. Скажите, можно ли назвать горные породы, песок, глину полезными ископаемыми?
Ответы учащихся. Да, из глины делают кирпич, а из него строят здания. Огнеупорные кирпичи используются для облицовки внутренних частей доменных печей. Из глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Глина, смешанная с графитным порошком, идет на изготовление карандашных грифелей. Из песка получают стекло, хрусталь, железобетонные изделия. Выходит, что всякая горная порода – полезное ископаемое.
Учитель. Оказывается, нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые при современной технике могут быть использованы в промышленности.
Учитель истории. Вы знаете из уроков истории, что было время, когда для изготовления орудий охоты, домашней утвари, люди пользовались камнями. Из них они изготавливали каменные топоры, ступки, зернотерки, наконечники копий. Люди жили в каменных пещерах, при ударе камня о камень высекали искры – так человек научился добывать огонь. Этот период назван каменным веком. (Демонстрация каменного топора, зернотерки).
Первыми металлами, которыми стал пользоваться человек, были медь и золото, так как они встречаются в природе в самородном виде. Но золото редкий и недостаточно твердый металл, поэтому основным материалом для изготовления различных орудий стала медь. Позднее выяснилось, что медь становится более твердой и более пригодной для литья, если ее сплавить с оловом. Так появился первый сплав – бронза. Эту эпоху, когда человек изготавливал всякого рода предметы из бронзы, назвали бронзовым веком. Со временем человек научился получать железо, и в истории человечества наступил железный век.
Учитель географии. Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным ископаемым, увеличивается с каждым годом и в наше время. Можно привести немало примеров, когда на наших глазах «бесполезные» горные породы становились ценным сырьем, Например, не так давно апатито-нефс-линовые руды использовались только как сырье для получения фосфора. Апатит, содержащий фосфор, перерабатывался, а нефелин выбрасывался в отвалы. Но оказалось, что нефелин не менее ценное полезное ископаемое, чем апатит. Из него сейчас получают алюминий, попутно соду и цемент.
Сообщение учащихся: Долгое время люди не могли найти применение платине и, когда при промывке золота попадались крупинки этого драгоценного металла, их просто выбрасывали или использовали вместо охотничьей дроби. Сейчас платину широко используют во многих отраслях промышленности, и она ценится намного дороже золота.
VI. Работа со стендом «Горные породы».
Учитель. Обратите внимание на стенд «Горные породы». На какие группы делятся горные породы по происхождению, приведите примеры каждой из них. Чем же объяснить такое разнообразие полезных ископаемых?
Предполагаемый ответ учащихся. Разными условиями образования горных пород.
Учитель. У полезных ископаемых сложная и загадочная история: у одних она начинается в морских глубинах, у других в. раскаленных, неведомых нам недрах Земли. Каждое полезное ископаемое обозначают на картах условными значками.
Прежде чем отправиться на поиски полезных ископаемых, геологи тщательно изучают местность по картам, а затем, уже найдя полезное ископаемое в той или иной местности, наносят его на карту соответствующим значком. А знаете ли вы значки полезных ископаемых? {Проверка знаний значков полезных ископаемых.) Я называю их, а вы поднимаете руку со значком данного полезного ископаемого.
Сообщение учащихся. Несколько слов о золоте и алмазах. Они являются не только прекрасными украшениями, но и неутомимыми тружениками. Тончайшие золотые пленки покрывают снаружи и изнутри кожухи двигателей сверхзвуковых самолетов, надежно защищая их от коррозии. Детали, изготовленные из золота или его сплавов, успешно работают на самых ответственных участках сложнейших участков ЭВМ - здесь золото пока незаменимо. Вот что такое золото в настоящее время.
А алмаз? Его сейчас по праву называют богатырем техники. Алмазный инструмент в умелых руках творит чудеса. Алмазом можно заточить 75000 резцов, а абразивным кругом только 1000. Если на буровой установлено алмазное долото, то разведчики недр пробуривают скважины в 15 раз быстрее.
Учитель. Хозяйка Медной горы зорко хранит свои богатства, но геологи, а также космонавты находят ее кладовые.
Сообщение учащихся. Ежегодно геологи открывают сотни и даже тысячи месторождений угля, нефти, железных руд и руд цветных металлов, поделочных камней. Но темпы добычи полезных ископаемых так велики, что даже крупные месторождения вырабатываются очень быстро. Многие полезные ископаемые ученые «находят» сидя за столом. Академики Архангельский и Губкин предсказали наличие нефти на Западно-Сибирской низменности. Их предсказание сбылось. А Соболев сравнил рельеф Южной Африки и Среднесибирского плоскогорья и предсказал наличие алмазов. Предсказание оправдалось. Вот почему важно знать закономерности размещения полезных ископаемых на поверхности Земли.
Учитель биологии. Очень часто открыть месторождение полезных ископаемых геологу помогают растения-индикаторы. Многие растения растут там, где много тех или иных металлов, например, Анютины глазки, папоротники, гвоздики - никель.
Учитель географии. Большую помощь геологам оказывает обыкновенная магнитная стрелка. Ее отклонение от обычного положения указывает на магнитную аномалию - скопление железных руд в данном районе. Месторождение железной руды близ Курска было открыто с самолета, приборы которого вышли из строя во время полета над территорией КМА.
Учитель химии. Помогает искать полезные ископаемые и>] химия. Химики снабдили геологов необходимыми реактивами для проведения химических анализов, как говорится, «не отходя от скалы».
Учитель физики. Помогают в поиске полезных ископаемых и космонавты. Кроме этого, широко используется геофизический метод поиска полезных ископаемых. Геофизиков часто называют геологами будущего. Пользуясь современными приборами, они определяют, на какой глубине залегают месторождения полезных ископаемых.
VII. Заключительное слово учителя географии.
Побывав в гостях у хозяйки Медной горы, мы познакомились со многими минералами и науками, занимающимися их изучением - минералогией, геологией, палеонтологией; трудными и интересными науками. Возникло ли у вас желание посвятить свою жизнь изучению камней? Этот урок, надеюсь, заинтересовал тех, кто любит и понимает природу, возможно, вам захотелось узнать о других минералах. Это вы сможете прочитать в книге В. Н. Соболевского «Замечательные минералы» (М.: Просвещение, 1983).
На Урале в 1919 г. был создан Ильменский минералогический музей под открытым небом, где встречаются почти все минералы из таблицы Менделеева, где по-прежнему царствует хозяйка Медной горы, с которой пришло время проститься.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за сообщения и ответы на вопросы.

15