Человек есть то,что он помнит.Детские судьбы.Урок внеклассного чтения по литературе по повести В.Богомолова Иван.6 класс

Ход занятия.

I. Слово учителя.
В Москве есть дом, где жил и работал бывший офицер, человек, не раз смотревший смерти в лицо, - Владимир Осипович Богомолов (1926 – 2003).
Новый год. На улицах все расцвечено огнями, гирляндами, елочными игрушками. Но в доме Богомолова 31 декабря горестная дата – в этот день писателя не стало.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же

Герой, солдат, офицер, знавший войну не понаслышке, скрупулезно собирал и отбирал материал, анализировал, сопоставлял. В кабинете много папок с надписями: «Письма пленных», «Берлин 1945 года», «Концлагеря», «Власовцы». Сколько судеб в папках, сколько замыслов

II. А что для вас стало интересным и необычным судьбе писателя?
Работа с документальными материалами по группам.
- Детство, воспоминания о детстве. Москва.
- Война. Взросление
- 13 месяцев тюрьмы.
III Аналитическое чтение повести “Иван”
а) - Какова тема этого произведения? (война)
- Что удивило вас при чтении этого произведения? (нет атак, затяжных боев)
Момент относительного затишья.

- Кто из героев стоит в центре произведения? Иван Буслов(Бощарев)
- В чем же видим несоответствие? 12 летний мальчик и война

б) Ассоциативный круг
Детство
Мама
Пироги
Праздники
Сладости
Доброта
Забота

Война
Кровь
Страдание
Смерть
Голод


У Вани:
-смерть отца
-убийство сестренки
Потеря матери


МЕСТЬ



- Какое чувство руководит Иваном , неоднократно повторяется в повести?

Месть (др.)-



в) – Есть еще одно несоответствие в повести . Тишина на войне. Но война есть война. Даже в мгновение покоя.

Поясните, как Хомин удивляется:
“ – На войне , а вроде её и нет совсем. Тишь да гладь – Божья благодать!..
Проходит несколько секунд , выстрелы доносятся с того берега, а пули тонко посвистывают над головой.
- Снайпер? – спрашивает Хомин
- Курорт, – угрюмо повторяет Чупахин”
Задание: Найдите в тексте еще аналогичные примеры.




г) Образ главного героя.

- Каким видим мы впервые Ивана ? Почему портрет его дается неоднократно и что в поведении мальчика подчеркивается?
: зачитать.
Хрупкая фигура – недетский взгляд , неприязненный , холодный, отчужденный.

- Чем же объяснить этот взгляд, угрозу в голосе ? Ответы сквозь зубы?

- Что узнает читатель о прошлом Ивана?

- О прошлом мальчика автор рассказывает скучно? Как вы думаете, почему? ( Это страшно)

- Какое чувство вызывает у Ивана пережитое? (ненависть)

- Как проявляется ненависть Ивана? ( “ Офицером я стать еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало”)

- Но это потом. А сейчас? ( Сейчас он живет, чтобы мстить. Маленький солдат, он знает цену добытых им сведений и потому, забыв об усталости и голоде, берется за бумагу. И каждое его донесение – это месть врагу)

- Вернемся к нашим записям. Каково проявление мести у Ивана? (Месть его осмысленна, поступки осознанны. Не по-детски трудное бремя взвалил на себя Иван)

- А что же, ничего детского не осталось? ( Он играет, как все мальчишки, разглядывает журналы с картинками, по-детски дружит)

- Мы видим Ивана глазами Гальцева, уго устами рассказывает писатель историю Ивана? Какие это глаза? Что говорят они о человеке? ( “Я никогда не испытывал особой любви к детям, но

этот мальчишка был мне так близок и дорог, что я не мог без щемящего сердце волнения думать о нем “)

- Что мы знаем о Гальцеве? ( Ему 21 год, он на войне с первых дней, ранен, награжден. Гальцев смел, надежен, но твердость и смелость соединяются у него с добротой и человечностью)

- Вместе с Гальцевым оказываемся мы 2 мая 1945 года в центре Берлина, где в составе опергруппы он перебирает документы гестапо и вдруг Он натолкнулся на знакомое скуластое лицо. Иван.

- Давайте прочтем и мы копию спецсообщения начальника тайной полиции , которым и завершится повествование Богомолова

- Что открывается за скупыми сторонами документа? ( Выдан русским. Ефимом Титковым. Своим? Нет. Он, как Иуда заработал свои 100 марок. У Ивана отморожены руки и ноги, он оказал сопротивление. Никаких доказательств не обнаружено, его расстреляли Его допрашивали 4 суток, но он ничего не сказал. Он не скрывал своей ненависти к фашистской Германии)

- Иван погиб. Трудно представить силу потрясения Гальцева. Мальчик с льняными волосами, зелеными широко раскрытыми глазами останется с ним на всю жизнь.

25 декабря Иван расстрелян ранним утром. О чем говорит нам эта дата? Для немцев – протестантов -это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился тот, кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла.
В темное утро светлого Рождества маленький Иван взошел на свою голгофу. Мужественно и твердо. Маленький воин. Солдат Отечества. Как и маленький страдалец Достоевского, оказавшись у Христа на елке, он ступил в жизнь вечную
Д/З
Эссе на тему:
Эпизоды, заставившие задуматься.
Беспомощность взрослых перед лицом детской судьбы.
Иван – герой повести и войны?!