Технологическая карта урока литературы Маленький герой большой войны по повести В.Богомолова Иван (6 класс)
Технологическая карта
урока литературы по теме «Маленький герой большой войны» (По повести В.Богомолова «Иван»).
6 класс. Учитель: Шашкова А.И.
№ п/п
Этапы урока
Время
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
1
Организационный момент
2 мин
Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания.
Приветствует учащихся, проверяет готовность.
Слушают учителя, включаются в деловой ритм.
Доброжелательный настрой на продуктивную познавательную деятельность на уроке.
2
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
5 мин
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирует цель урока, предлагает найти ключевые слова темы урока и эпиграфа, объяснить их значение, показывает орден Отечественной войны, формулирует проблемный вопрос урока «Каков он – герой войны?»
Принимают цель урока, ставят для себя задачи, находят ключевые слова в теме урока и эпиграфе, объясняют их значение самостоятельно и с помощью толкового словаря С.И.Ожегова, определяют лексическое значение слова «герой», рассматривают орден.
П.: умение работать со словарной статьей.
М.: использование для решения познавательных задач толкового словаря.
Л.: умение открыто выражать и отстаивать свою позицию.
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Усвоение новых знаний и способов действий
Биография В.Богомолова и его творчество
Работа с текстом:
а) портрет героя
б) характер Ивана
Просмотр эпизода художественного фильма и его обсуждение.
Работа с иллюстрацией и текстом последней главы повести
23 мин
4 мин
4 мин
6 мин
4 мин
5 мин
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
3.1 Предлагает заслушать сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя В.Богомолова.
Демонстрирует слайды презентации.
3.2.а) Задаёт вопрос о главном герое – Иване: «Каким предстаёт перед нами Иван в самом начале произведения?»
Предлагает зачитать портрет героя и выявить его роль;
3.2.б) Предлагает прочитать по ролям эпизод «Иван требует позвонить в штаб».
Просит доказать строками повести, что Иван – разведчик, который добывает важные сведения.
Просит выразительно прочитать и прокомментировать эпизод «Встреча Ивана с Холиным».
3.3 Предлагает посмотреть кадры из художественного фильма А.Тарковского «Иваново детство» и ответить на вопрос: «Почему Иван отказывается ехать в суворовское училище».
3.4 Предлагает рассмотреть иллюстрацию к повести и ответить на вопрос: «Какие строки последней главы повести наиболее ярко раскрывают героизм 12-го мальчика?»
3.1Ученики рассказывают о жизни и творчестве В.Богомолова.
Остальные слушают. Ученики знакомятся с названиями книг писателя о войне.
3.2 а) Находят в тексте по группам описание внешности героя и определяют роль портрета:
1 группа – гл.1, с.7; 2 группа – с.8;
3 группа – с.10;
·4 группа – с.11;
3.2.б) Выразительно читают по ролям эпизод (по 1 чтецу от группы) и называют основные черты героя.
Находят в тексте строки, повествующие о донесении Ивана, цитируют их
фронтально. Выразительно читают по ролям эпизод «Встреча Ивана с Холиным» (по 1 чтецу от группы) и комментируют его.
3.3 Смотрят кадры из фильма и отвечают на вопрос.
3.4 Рассматривают иллюстрацию к повести, пересказывают эпизоды произведения. Участвуют в коллективном диалоге. Комментируют эпизод. Дают нравственную оценку героя.
П.:
1. умение подкреплять свои мысли цитатами из текста;
2. владение элементарной литературоведческой терминологией;
3. умение выразительно читать по ролям и комментировать прочитанное;
4. характеризовать героя художественного произведения;
5. осмысленное чтение и адекватное восприятие текста.
М.:
1. умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
2.владение различными видами речевой деятельности.
Л.: уважительное отношение к творчеству В.Богомолова.
Физминутка
1 мин
Для снятия усталости
Организует выполнение упражнений.
Выполняют упражнения
Здоровьесбережение
4
4.1
4.2
Первичная проверка понимания изученного
Создание коллективного отзыва о повести
Ответы учащихся
10 мин
5 мин
5 мин
Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления.
4.1 Организует работу в группах по созданию коллективного отзыва учащихся класса о повести В.Богомолова «Иван» (приложение №1 «Правила работы в группе» и приложение №2 «Создание коллективного отзыва учащихся»).
4.2 Предлагает заслушать ответы учащихся. Уточняет и комментирует выступления учащихся.
4.1 Распределяют в группе обязанности, отвечают на вопросы (приложение №2), подбирают аргументы для подтверждения своего мнения,
создают коллективный отзыв о повести.
Готовят выступления от группы.
4.2 Создают устные монологические высказывания.
П.: 1. владение элементарной литературоведческой терминологией при создании отзыва;
2. формулирование собственного отношения к художественному произведению;
3. умение создавать устные монологические высказывания.
М.: умение организовывать сотрудничество со сверстниками.
Л.: стремление к речевому самосовершенствованию.
5
Информация о домашнем задании
1 мин
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Раздаёт дифференцированное домашнее задание (приложение №3).
Получают разноуровневое домашнее задание, задают вопросы.
П.: умение понимать смысл задания.
6
Подведение итогов урока
1 мин
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся. Выставляет оценки учащимся.
Ставят оценки в дневники.
Л.: формирование ответственности за выполненную работу.
7
Рефлексия
2 мин
Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности.
Организует рефлексию.
Оценивают осознанность прочитанного произведения.
Р.: умение оценивать свою деятельность.
15