Статья по физической культуре Формирование физической культуры и культуры здоровья как педагогическая проблема


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Уразбаев Арман Бахитжановичучитель физической культуры сш №22,
Республика Казахстан г. Костанай Мы часто говорим, что человек здоров или болен, или плохо себя чувствует. Эти состояния будут понятны, если их рассматривать с позиции культуры здоровья, основу которой составляет физиологическое учение И.П. Павлова о целостности организма и его единстве с нашей средой. Все это порождает настоятельную потребность в изменении самого человека. При этом предметом анализа становится не только отношение человека с объективным миром, но и сам механизм его сознательной деятельности, его эмоционально-чувственная, нравственная и рациональная природа. Одной из важнейших категорий человековедения является культура здоровья. Здоровье подрастающего поколения - это проблема духовная и нравственная. [1, с.22].
Человек должен сам уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение учащихся к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации — воспитание, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма; о факторах, определяющих здоровье; о болезнях как антиподе здоровья; о методах оздоровительного регулирования организма, его взаимодействия с социальными факторами. [1, с.233]. Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.
Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности. [2, с.111]. Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно. [1, с.223].
О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям [В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.] ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья учащихся, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья. [3, с.11].
Оздоровительная функция образования во все времена была одной из главных, но ценность ее увеличивается при проведении мониторинга по развитию соматического, физического и психологического статуса учащейся молодежи. Это позволит сравнить развитие разных возрастных групп, проанализировать проблему и разработать коррекционные и реабилитационные направления деятельности. [3, с.11].
Учебным заведениям отводится здесь приоритетная роль не случайно, так как становление личности, ее духовности — есть прогностическая миссия системы образования. От того, насколько педагогическая система образовательного учреждения будет ориентирована на создание благоприятных условий для присвоения подрастающими поколениями ценностей и навыков здорового образа жизни зависит, по большому счету, будущее российского общества, его ресурсно-человеческий потенциал. Наибольшую тревогу вызывает отношение к своему здоровью подрастающего поколения, образ жизни которого будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, а значит и социально-экономический, политический, научно-технический прогресс общества. [3, с.11].
Одно из основных направлений в решении проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья связано с воспитанием у молодого поколения определенной системы ценностной ориентации. Отрадно, что формируется понимание, что здоровое будущее нашей планеты именно в развитии профилактических дисциплин, а также в обучении человека (особенно молодого) здоровому образу жизни, что гораздо эффективнее предупредить болезнь, чем потом с ней бороться, что необходимо ориентироваться на формирование потребности в правильном образе жизни, а также на социальные мероприятия, основанные на целостном подходе к человеку и профилактике здоровья. За последние годы валеологической, педагогической, медицинской, психологической науками накоплен значительный опыт в моделировании и реализации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие формированию культуры здоровья. Вместе с тем социологические опросы показывают, что недостаточно раскрыто содержание понятия «культура здоровья» и этапы его формирования у учащихся и их родителей, не сложилось целостного понимания, как следовать здоровому образу жизни, не сформировалось понимание первостепенной важности здоровьесбережения, педагогической наукой не обобщены оздоровительные технологии в определенный алгоритм следования здоровому образу жизни; в образовательных учреждениях культура здоровья не занимает должного места в иерархии ценностей воспитуемых. Проблемы сохранения здоровья человека, нации, цивилизации все более актуализируются. [3, с.221].
Здоровье занимает одно из первых мест в системе параметров оценки современной цивилизации. Меняются концептуально-методические основания наук, занимающихся изучением проблемы здоровье сбережения. Исследователи обращают внимание на необходимость переориентации медицины на здоровье центрические научные методы, теории, стандарты. В психологии здоровья, социальной медицине, педагогике и других областях человеко знания обосновывается необходимость комплексного, системного подхода в решении задач превентивной политики в сфере здоровье сбережения. В структуре последней важная роль отводится системе образования. [2, с.45].
Содержание понятий «здоровье» и «культура здоровья» трактуется различными учеными неоднозначно, и в зависимости от представленной науки выделяют ту или иную сторону раскрываемых понятий; вместе с тем основные характеристики и категории присутствуют почти во всех определениях: «физическое здоровье», «психическое здоровье», «социальное здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы здоровья», «качество среды жизни», «параметры здоровья» и ряд других. Из вышеизложенного следует, что раскрытие понятия «культура здоровья» требует системного подхода, так как включает в себя органически взаимосвязанные природные, экономические, социальные, культурные и психологические факторы. На наш взгляд, современное состояние культуры здоровья в Казахстане обусловливается наличием острого дисбаланса между провозглашенной государством политикой сохранения и укрепления здоровья, с одной стороны, и отсутствием современных технологий по формированию культуры здоровья учащейся молодежи в системе образования с другой. [3, с.271].
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д. [1, с.97].
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
3. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.